ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного суда РФ от 20.05.1992 n 6-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 22 НОЯБРЯ 1991 ГОДА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 3 ЗАКОНА РСФСР О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 1992 г. N 6-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 22 НОЯБРЯ 1991 ГОДА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В СТАТЬЮ 3 ЗАКОНА РСФСР "О КОНКУРЕНЦИИ
И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, заместителя Председателя Н.В. Витрука, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, В.И. Олейника, Н.В. Селезнева, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева
с участием представителей сторон:
А.Я. Сливы - заместителя начальника Государственно-правового управления Президента Российской Федерации - представителя Президента Российской Федерации, направившего ходатайство в Конституционный Суд Российской Федерации;
М.А. Митюкова - председателя Комитета Верховного Совета Российской Федерации по законодательству - представителя Верховного Совета Российской Федерации как стороны, издавшей акт,
руководствуясь статьями 165 и 165.1 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации, статьями 57 и 58 Закона Российской Федерации о Конституционном Суде Российской Федерации,
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство Президента Российской Федерации, поступившее в Конституционный Суд Российской Федерации 23 марта 1992 года, о проверке конституционности Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В ходатайстве содержится просьба признать указанный Закон Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Основанием для рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации данного дела в соответствии с частью первой статьи 58 Закона Российской Федерации о Конституционном Суде Российской Федерации явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции России Закон Российской Федерации от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" с точки зрения установленных в Российской Федерации принципов разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также предусмотренного Конституцией порядка принятия и подписания законов.
Рассмотрев данное дело, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (Антимонопольный комитет Российской Федерации) образован в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" как орган государственного управления в составе Совета Министров Российской Федерации.
22 ноября 1991 года Верховный Совет Российской Федерации принял Закон "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым этот Комитет выведен из структуры федеральных органов исполнительной власти, установлена подотчетность Комитета Верховному Совету Российской Федерации и его Президиуму, а Положение об Антимонопольном комитете должно утверждаться Президиумом Верховного Совета Российской Федерации (статья 1).
В статье 2 того же Закона определено, что председатель Антимонопольного комитета назначается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации, его первый заместитель назначается по представлению председателя Комитета Президиумом Верховного Совета Российской Федерации, другие заместители - председателем Комитета по согласованию с Президиумом Верховного Совета Российской Федерации. В такой редакции указанный Закон 4 декабря 1991 года был направлен на подпись Президенту Российской Федерации.
Президент Российской Федерации Указом от 28 ноября 1991 г. N 242 "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" установил, что непосредственное руководство Антимонопольным комитетом как одним из центральных органов государственного управления осуществляет Правительство Российской Федерации.
19 декабря 1991 года Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" возвращен Президентом России Верховному Совету Российской Федерации для повторного рассмотрения.
26 декабря 1991 года этот Закон был повторно рассмотрен, принят Верховным Советом Российской Федерации и вновь направлен на подпись Президенту России. Однако вопреки требованиям статьи 121.5 Конституции Российской Федерации этот Закон не был подписан в течение трех дней Президентом России. В этой ситуации, по мнению представителя Верховного Совета Российской Федерации, создалась неопределенность в статусе Антимонопольного комитета, что существенно ограничивало его действия в регулировании потребительского рынка, развитии конкуренции и в конечном итоге могло тормозить проведение экономической реформы.
Однако Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. N 269 "О едином экономическом пространстве РСФСР" определены место Антимонопольного комитета в системе центральных органов государственного управления и, следовательно, его подконтрольность Правительству России. Президент России возложил на Антимонопольный комитет контроль за исполнением данного Указа и поддержку новых экономических структур.
В то же время Президиум Верховного Совета Российской Федерации своим Постановлением от 2 марта 1992 г. N 2435-1 назначил исполняющего обязанности председателя Антимонопольного комитета и утвердил предложения по совершенствованию законодательства в сфере антимонопольной политики Российской Федерации.
Президент России считает, что Верховным Советом Российской Федерации и его Президиумом нарушена часть третья статьи 109 Конституции Российской Сидерации, согласно которой законы и постановления, принятые Верховным Советом Российской Федерации, не могут противоречить законам и другим актам, принятым Съездом народных депутатов Российской Федерации. Между тем Постановлением Съезда народных депутатов России от 1 ноября 1991 года "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы" Президенту предоставлено право самостоятельно решать вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти.
В ходатайстве Президента Российской Федерации указано, что Законом Российской Федерации от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Антимонопольный комитет в нарушение статьи 129 Конституции России выведен из состава правительства. При этом Президиум Верховного Совета Российской Федерации, назначив руководителя Антимонопольного комитета, изменил конституционный порядок его назначения Президентом России, что противоречит пункту 5 статьи 121.5 и части первой статьи 123 Конституции Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" нарушены установленные в Российской Федерации принципы разделения законодательной и исполнительной властей, а также разграничения компетенции между высшими органами государственной власти и управления Российской Федерации, что противоречит требованиям статей 109, 114, 121.1, 121.5, 121.8, 122, 123, 125, 129 Конституции Российской Федерации. В результате полномочия по руководству и государственному регулированию деятельности в сферах конкуренции и ограничения монополизма на товарных рынках, а также формирование органов, осуществляющих такие полномочия, были переданы из исключительной компетенции высших органов исполнительной власти России Верховному Совету Российской Федерации - высшему органу законодательной власти.
Выведение Антимонопольного комитета из состава Совета Министров Российской Федерации и устранение его подчинения Президенту России не согласуются с частью первой статьи 123 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что председатели государственных комитетов России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Совета Министров России, а также со статьей 129 Конституции Российской Федерации, согласно которой министерства и государственные комитеты Российской Федерации подчиняются Совету Министров Российской Федерации.
Изменение Верховным Советом Российской Федерации подчиненности Антимонопольного комитета противоречит пункту 2 Постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации от 1 ноября 1991 года "Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы", которым Президенту предоставлено право самостоятельно решать вопросы реорганизации структуры высших органов исполнительной власти. При этом Верховный Совет Российской Федерации в соответствии со статьей 107 Конституций России как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти вправе осуществлять контроль за деятельностью Антимонопольного комитета. В соответствии со статьей 116 Конституции России Верховный Совет Российской Федерации правомочен создавать в своем составе постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета России, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью Антимонопольного комитета. В соответствии со статьей 116 Конституции России Верховный Совет Российской Федерации правомочен создавать в своем составе постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета России, которые вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных органов в порядке и формах, специфических для Верховного Совета как органа законодательной власти.
Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" Верховный Совет Российской Федерации расширил также компетенцию Президиума Верховного Совета Российской Федерации, предоставив ему право утверждать Положение об Антимонопольном комитете и вносить в Верховный Совет представление о назначении председателя Комитета. Это не согласуется со статьями 113 и 114 Конституции России, определяющими полномочия Президиума Верховного Совета Российской Федерации как подотчетного Верховному Совету России органа, обеспечивающего организацию работы Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Осуществление Президиумом Верховного Совета России других полномочий, о возможности предоставления которых говорится в статье 113 Конституции, не может противоречить организационному характеру деятельности данного органа.
Несвоевременное подписание Президентом Закона Российской Федерации от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" является нарушением пункта 2 статьи 121.5 Конституции Российской Федерации. Президент России обязан подписать Закон в трехдневный срок после повторного его рассмотрения и принятия, что не лишает Президента права обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации либо внести в порядке законодательной инициативы по этому вопросу другой законопроект.
Допущенное нарушение установленной Конституцией России процедуры рассмотрения и подписания законов фактически могло вызвать отрицательные последствия для проведения экономической реформы и антимонопольных мероприятий. Однако оно не может служить основанием для расширения компетенции Верховного Совета Российской Федерации и его Президиума за счет ущемления полномочий высших органов исполнительной власти. При этом Президиум Верховного Совета Российской Федерации, назначив руководителя Антимонопольного комитета, фактически применил нормативный акт, не имеющий юридической силы, поскольку не был соблюден предусмотренный пунктом 2 статьи 121 5 Конституции России порядок подписания и обнародования законов. На основании изложенного и руководствуясь статьями 165 и 165.1 Конституции Российской Федерации, статьей 32, пунктом 2 части первой статьи 57, пунктами 1, 2, 4, 5, 6 части первой статьи 58, пунктом 2 части первой статьи 64 и частями второй и пятой статьи 65 Закона Российской Федерации о Конституционном Суде России, Конституционный Суд Российской Федерации постановляет:
1. Признать Закон Российской Федерации от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не соответствующим Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьями 49 и 50 Закона Российской Федерации о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.
2. Согласно частям второй и пятой статьи 65 Закона Российской Федерации о Конституционном Суде Российской Федерации с момента провозглашения данного Постановления признаются недействующими положения других нормативных актов, основанных на Законе Российской Федерации от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а правоотношения, оформившиеся на основании данного Закона, приводятся к состоянию, существовавшему до его применения.
3. В соответствии со статьей 84 Закона Российской Федерации о Конституционном Суде Российской Федерации данное Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" не позднее чем в семидневный срок после его изложения. Постановление должно быть также опубликовано в "Российской газете" и во всех других печатных изданиях, где был опубликован Закон Российской Федерации от 22 ноября 1991 года "О внесении изменений и дополнений в статью 3 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
4. Обратить внимание Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина на нарушение им пункта 2 статьи 121.5 Конституции Российской Федерации, выразившееся в несвоевременном подписании им Закона Российской

РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 20.05.1992 n 920-р <О ВИЗИТЕ АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ФОНДА КАРНЕГИ>  »
Постановления и Указы »
Читайте также