ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 31.01.1998 n 7 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОЦЕНКЕ СКРЫТОЙ (НЕФОРМАЛЬНОЙ) ЭКОНОМИКИ (вместе с МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПО РАСЧЕТУ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СКРЫТОЙ (НЕФОРМАЛЬНОЙ) ЭКОНОМИКИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА С УЧЕТОМ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО РАСЧЕТУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ПАРАМЕТРОВ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕМА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В НЕФОРМАЛЬНОМ СЕКТОРЕ И СКРЫТОГО ПРОИЗВОДСТВА, МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЛЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ, МЕТОДИКОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ С УЧЕТОМ ОБЪЕМОВ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 1998 г. N 7
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПО ОЦЕНКЕ СКРЫТОЙ (НЕФОРМАЛЬНОЙ) ЭКОНОМИКИ
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить Основные методологические положения по оценке скрытой (неформальной) экономики, включив в них следующие методологические документы: Методологические положения по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики, Методологические указания по определению общего объема промышленного производства (с учетом оценки деятельности неформальной экономики), Методические указания по расчету отдельных показателей строительной и инвестиционной деятельности с учетом параметров неформальной экономики, Методические указания по определению объема продукции сельского хозяйства в неформальном секторе и скрытого производства, Методические указания по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне, Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики и ввести их в действие с 1 февраля 1998 года.
Председатель
Госкомстата России
Ю.А.ЮРКОВ



Утверждены
Постановлением
Госкомстата России
от 31 января 1998 г. N 7
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СКРЫТОЙ
(НЕФОРМАЛЬНОЙ) ЭКОНОМИКИ
Настоящие Методологические положения предназначены для определения единого, унифицированного в соответствии с требованиями системы национальных счетов (СНС) подхода к расчету показателей скрытого (неформального) производства в различных отраслях экономики России. Стандартная СНС предусматривает отражение в составе макроэкономических показателей, таких, как валовой внутренний продукт любой деятельности, подпадающей под определение экономической. При этом соответствие указанной деятельности правовым нормам страны и способ получения информации о ее размерах не играют существенной роли.
Методологические положения не содержат конкретных рекомендаций по расчету отдельных показателей, каждый из которых является достаточно специфическим. Поэтому, в соответствии с особенностями экономического содержания показателей и имеющейся информационной базы, для каждого из них создана своя собственная отраслевая оригинальная методика расчета. Тем не менее, все эти методики должны быть полностью сопоставимы между собой в соответствии с теоретическими определениями и подходами, изложенными в данных методологических положениях. В отличие от конкретных методов расчета отдельных показателей, которые могут и должны меняться с изменением информационной базы, основные методологические положения, изложенные в данном документе, являются относительно постоянными.
Задачи статистического изучения скрытой (неформальной)
экономической деятельности
1. Главной функцией статистической системы является количественное описание и моделирование важнейших экономических и социальных процессов, происходящих в стране. Это достигается с помощью системы статистических показателей. Важнейшими экономическими показателями производства являются валовой внутренний продукт (ВВП) на макроэкономическом уровне, а также выпуск и валовая добавленная стоимость - на уровне отраслей. Все эти показатели строятся на основании стандартной международной методологии, разработанной, принятой и рекомендуемой к применению международными организациями (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР, Евростат), в рамках построения системы национальных счетов (СНС). Последняя версия СНС, принятая в 1993 году, предполагает включение в ВВП ряда экономических операций, которые могут являться незаконными с точки зрения национального законодательства или обычно не учитываются при построении традиционных экономических показателей, но соответствуют определенным критериям, предъявляемым к экономическим операциям.
2. Поскольку при построении национальных счетов Госкомстат России руководствуется, в основном, международными стандартными методиками, получаемые традиционным путем показатели должны корректироваться на величину скрытых экономических операций. Таким образом, все рассчитанные в рамках СНС показатели, публикуемые Госкомстатом на макроуровне, на уровне регионов и отраслей должны содержать необходимые поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность.
3. Изучение скрытой (неформальной) экономической деятельности как социально - экономического явления само по себе является важной проблемой. С этой целью могут быть организованы специальные исследования. Вместе с тем, поскольку основополагающей целью экономической статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а правильное отражение экономических процессов, происходящих в стране, главной задачей для нее остаются адекватные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей с учетом всех необходимых поправок, включая поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность.
Понятие скрытой (неформальной)
экономической деятельности
4. Феномен неучтенной экономики может иметь самые различные толкования в зависимости от того, в каком контексте он употребляется. В различных исследованиях и документах встречается несколько терминов, обозначающих на практике довольно близкие по смыслу и часто пересекающиеся понятия, которые, тем не менее, несколько различаются между собой. Это "скрытая" или "теневая" деятельность, "неформальная" деятельность и "нелегальная" деятельность. Эти термины, в частности, используются в руководстве по построению системы национальных счетов, а также в документах МОТ.
5. "Скрытая" экономическая деятельность включает в себя в большинстве случаев законную экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. Примером этой деятельности может служить подпольное производство алкоголя.
6. "Неформальная" экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями, то есть предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут (полностью или частично) производить продукты или услуги для собственного потребления. Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально. Неформальная экономическая деятельность, как правило, бывает распространена в развивающихся странах. В России значительное распространение неформальное производство имеет в сельском хозяйстве (ЛПХ), в торговле, в строительстве, а также некоторых других отраслях.
7. "Нелегальная" экономическая деятельность является незаконной, то есть она охватывает те виды производства товаров или услуг, которые прямо запрещены существующим законодательством. В настоящее время к таким видам деятельности относятся, например, производство и продажа наркотиков, производство и продажа, в обход установленных правил, оружия, проституция, контрабанда. Так как законы могут меняться, границы нелегального производства также находятся в движении. Так, с принятием закона о разрешении продажи оружия частным лицам часть этого бизнеса перестала быть нелегальным и перешла в регулярный, официальный сектор экономики.
8. В каждом из перечисленных случаев речь идет об экономической деятельности, то есть о деятельности с целью получения экономической выгоды от производства товаров или услуг и их последующей реализации на рынке, конечного потребления или валового накопления в собственном домашнем хозяйстве, за исключением производства бытовых услуг, потребляемых в собственном домашнем хозяйстве, если они не оказываются оплачиваемой прислугой. Все эти виды деятельности, согласно рекомендациям СНС, должны включаться в границы производства и учитываться при расчете стандартных экономических показателей.
9. Экономическая деятельность возможна, только если на производимые товары и услуги существует определенный платежеспособный спрос на рынке. Рекомендуя включать незаконные виды деятельности в границы производства, СНС делает четкое различие между сделками, которые осуществляются с общего согласия покупателей и продавцов (например, продажа наркотиков, краденных товаров) и включаются в границы производства, и другими видами деятельности, которые не входят в границы производства, когда сделки осуществляются без взаимного согласия (например, вымогательство, кража).
10. Можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не являются по сути своей экономическими. Например, подделка банковских документов является, по существу, кражей денег, и она не может быть квалифицирована как производство какого-либо товара или оказание услуги. Рэкет с определенной степенью условности можно принять как своеобразную услугу, но он не основан на принципе добровольности, поэтому его также нельзя относить к экономическим операциям. Эти операции не учитываются при расчете макроэкономических показателей и не влияют на их величину.
11. С другой стороны, хотя такие неэкономические операции, как воровство или грабеж, не создают новой стоимости и не означают увеличения внутреннего продукта и национального богатства, но они ведут к их перераспределению. Перераспределительные операции также имеют значение в экономике, и хотя их нельзя отождествлять с экономическими операциями, тем не менее, в аналитических целях результаты подобных действий необходимо учитывать при построении таблиц национального богатства.
12. Экономические операции осуществляются не только на стадии производства, но также на стадиях образования и распределения доходов, а также использования доходов для целей конечного потребления и накопления. Соответственно, проявления скрытой экономической деятельности бывают также на каждой из перечисленных стадий.
13. Объем скрытых доходов является важной характеристикой скрытой экономики. Доходы скрываются чаще всего с той же целью, что и большинство производственных операций - с целью уклонения от налогообложения. Они могут быть получены как от незаконной, так и от вполне законной, но скрытой или преуменьшаемой деятельности, а также от занятости в неформальном секторе. Доходы домашних хозяйств, получаемые ими от занятости в неформальном производстве, обозначаются в СНС как "смешанные доходы", то есть первичные доходы, в которых смешиваются признаки предпринимательской прибыли и доходов наемных работников.
14. В принципе, не только производство и образование доходов, но и использование доходов, то есть расходы на конечное потребление и на накопление могут быть характеристикой развития теневой экономики в том случае, если потребление идет из источников, которые не являются официально зарегистрированными. Например, стоимость товаров, покупаемых на черном рынке. Хотя само по себе потребление, если это не потребление определенных видов запрещенных товаров и услуг, не является незаконным, его доля в объеме потребления может быть значительной, и это говорит о степени развития черного рынка как явления.
15. Таким образом, следует рассматривать неучтенную экономику как совокупность скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности в той интерпретации, в какой об этом говорилось выше. Теневая экономика не понимается в макроэкономической статистике как синоним криминальной, хотя определенные виды незаконных операций, если они попадают под определение экономической деятельности, должны быть включены в ее состав. На практике, однако, большинство стран, в том числе и Россия, пока не учитывают собственно незаконную деятельность при расчетах ВВП. Большая часть производства, включаемого согласно данному определению в состав теневой экономики, является вполне законной, но его размер либо сознательно преуменьшается производителями, либо информацию о нем невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы не регистрируются в силу своей неформальной организации.
16. В связи с этим рекомендуется использовать термин "скрытая (неформальная)" экономическая деятельность для совокупного обозначения всех досчетов и поправок к ВВП, которые производятся исходя из требования СНС 1993 года об учете разного рода скрытой экономической деятельности.
---------------------------------------------T-------------------¬
¦ Неучтенная экономическая ¦ Неэкономические ¦
¦ деятельность ¦ криминальные ¦
¦ ¦ действия, ¦
¦ ¦ ведущие к ¦
¦ -------------------------¬¦ перераспределению ¦
¦ ¦ Скрытые ¦¦ национального ¦
¦------------------+--¬ доходы ¦¦ богатства ¦
¦¦Незарегистрированное¦ ¦¦ ¦
¦¦ производство ¦- скрытый ¦¦ ----------------¬ ¦
¦¦ продуктов и услуг ¦ предпринимательски馦 ¦- воровство ¦ ¦
¦¦ ¦ доход ¦¦ ¦- грабежи ¦ ¦
¦¦ - скрытое ¦- скрытая оплата ¦¦ ¦- мошенничество¦ ¦
¦¦ производство ¦ труда ¦¦ ¦- ... ¦ ¦
¦¦ - неформальное ¦- доход от ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ производство ¦ неформальной ¦¦ ¦ ¦ ¦
¦¦ - нелегальное ¦ деятельности - ¦¦ L---------------- ¦
¦¦ производство ¦ "смешанный доход" ¦¦ ¦
¦¦ +----------------------¦ ¦
¦¦ ¦ ¦ ¦
¦L--------------------- ¦ ¦
L--------------------------------------------+--------------------
17. Таким образом, если генеральная совокупность предприятий, наблюдаемых с помощью традиционных методов, включает совокупность крупных, средних, малых и совместных предприятий реального сектора, а также государственных и некоммерческих организаций, то с учетом параметров скрытой (неформальной) экономики генеральная совокупность, помимо перечисленных, должна включать некорпорированные предприятия с неформальной организацией, принадлежащие домашним хозяйствам, а также досчеты на скрытую часть производства по совокупности предприятий, наблюдаемых традиционным способом.
Общие подходы к определению параметров скрытой
(неформальной) экономической деятельности
18.

ПРИКАЗ МВД РФ от 05.04.2002 n 324 (ред. от 27.06.2005) ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИИ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ГЛАВНЫХ УПРАВЛЕНИЙ МВД РОССИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ИНФОРМАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МВД, ГУВД, УВД СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УВДТ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ЗАКРЫТЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И РЕЖИМНЫХ ОБЪЕКТАХ, ГОРРАЙЛИНОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  »
Постановления и Указы »
Читайте также