Решение арбитражного суда приморского края от 23.07.2002 по делу n а51-7514/00 11-133 в удовлетворении исковых требований по заявлению прокурора о признании недействительным договора купли-продажи имущества судом отказано, поскольку имущество было передано предприятию, которому оно подлежало передаче в период приватизации.суд первой инстанции арбитражный суд приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2002 г. Дело N А51-7514/00 11-133

(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края установил:
Прокурор Приморского края обратился в Арбитражный суд Приморского края в защиту государственных и общественных интересов о признании недействительным договора купли-продажи двадцати единиц судов от 21.11.96 N А-3/9, заключенного между фондом имущества г. Находка и ОАО "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт"(ОАО "ННМТП").
Доводы заявителя основаны на нарушении порядка и способа приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренных ст. 15 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", утвержденного постановлением Верховного Совета РСФСР от 03.07.91 N 1531-1, и п. 5 "Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 24.12.93 N 2284, которыми не предусматривалась возможность прямой купли-продажи имущества, минуя конкурс либо аукцион. По мнению заявителя, в нарушение перечисленных норм фонд имущества г. Находки продал двадцать судов, являющихся объектами федеральной собственности, напрямую акционерному обществу по их балансовой стоимости по состоянию на 01.07.92, а не по цене аукционных торгов, которая сложилась бы в случае продажи имущества в соответствии с законодательством.
В судебном заседании 02.04.02 Прокуратура Приморского края письменно уточнила свои требования в порядке ст. 37 АПК РФ, обосновав их нарушением Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Находка оснований и порядка приватизации государственного имущества, предусмотренных Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91, и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2284.
Настаивая на исковых требованиях, прокурор указал, что Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Находка принял решение о приватизации 20 единиц судов, находящихся в федеральной собственности, за пределами законодательно установленного порядка приватизации государственного имущества, а потому за пределами предоставленных ему полномочий по управлению федеральной собственностью. Кроме того, по мнению заявителя, договор на передачу в собственность (продажу) ОАО "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт" необходимо признать ничтожным, так как действовавшие на момент заключения договора законодательные акты не предусматривали возможности продажи в собственность акционерного общества государственного имущества, не вошедшего в уставный капитал этого акционерного общества в ходе его приватизации.
Ответчики - ОАО "ННМТП", Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Находка и ООО "Гудвилл" заявленный прокуратурой иск не признали, ссылаясь на то, что при заключении договора купли-продажи от 21.11.96 N А-3/9 действующее законодательство не нарушено, не нарушены данной сделкой интересы государства и общества.
В ходе судебного разбирательства суд неоднократно в своих определениях от 08.02.02, 02.04.02 предлагал заявителю письменно уточнить, в чьих интересах заявлен иск и его основание, в связи с чем заявитель пояснил, что иск заявлен в защиту государственных и общественных интересов, не указав, в чьих конкретно интересах заявлен настоящий иск.
Из материалов дела установлено, что акционерное общество "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт" было образовано путем выделения нефтепорта из состава ПМП в соответствие с Указом Президента РФ от 01.07.92 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" (Свидетельство о государственной регистрации N 143 8 от 18.11.92). В план приватизации Находкинского нефтепорта 20 единиц судов, явившиеся предметом купли-продажи по оспариваемому договору, не входили.
Названные суда до 24.09.92 (утверждение плана приватизации ОАО "ПМП") входили в состав имущества Приморского морского пароходства (ПМП), в план приватизации ОАО "ПМП" не вошли, а по договору долгосрочной аренды от 15.10.92 Комитетом по управлению имуществом были переданы ОАО "ПМП" на 50 лет с правом выкупа.
14.11.92 между Комитетом, фондом и ОАО "ПМП" было заключено соглашение о внесении изменений в план приватизации ОАО "ПМП", выделении из состава пароходства Нефтепорта и передаче ему 23 единиц судов. 18.11.92 было зарегистрировано ОАО "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт", и 27.11.92 между Комитетом по управлением имуществом г. Находка, ОАО "ПМП" и ОАО "ННМТП" был заключен договор аренды с правом выкупа 23 единиц судов сроком на 50 лет. Стоимость передаваемых в аренду нефтепорту судов определена договором в сумме 3373000 рублей. На основании п. 3.1 договора право собственности на суда переходит нефтепорту при снятии ограничений на приватизацию и при условии оплаты Фонду имущества стоимости переданного в аренду комплекса в размере и сроки, установленные договором.

Как пояснили стороны, участвующие в деле, данные суда не вошли в план приватизации сначала Приморского морского пароходства, а затем и Находкинского нефтепорта в связи с установленным Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91 N 1531 и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 11.06.92, запретом на приватизацию судов рейдового флота. Однако действовавшее на тот момент законодательство о приватизации, правовые акты Минтранса РСФСР, не давали разъяснений, что понималось законодателем под понятием "суда рейдового флота". Поскольку Комитет по управлению имуществом г. Находка полагал, что спорные суда попадают под это понятие, он исключил эти суда из перечня имущества, подлежащего приватизации при акционировании Приморского морского пароходства и Нефтепорта.
После принятия Указа Президента РФ от 24.12.93 N 2284, пункт 2.1 которого не содержал ограничения на приватизацию судов служебно-вспомогательного флота, ОАО "ННМТП" обратился в Комитет по управлению имуществом г. Находка с просьбой о реализации своего права на приобретение им в собственность 20 единиц судов, находящихся у него в аренде по договору. Поскольку в 1996 г. нефтепорт полностью оплатил стоимость арендуемых 20 единиц судов, то на основании постановления Комитета по управлению имуществом г. Находка N 129 от 18.09.96 между Фондом имущества г. Находка, действовавшим по доверенности от 21.04.94 и на основании договора поручения с РФФИ N 1215/13 от 21.01.94 и ОАО "ННМТП" был заключен договор купли-продажи 20 единиц судов служебно-вспомогательного флота N А-3/9 от 21.11.96, по которому данные суда перешли в собственность нефтепорта.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленный прокурором Приморского края иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Обстоятельства данного спора, установленные в ходе судебного заседания, свидетельствуют о том, что договор купли-продажи 20 единиц судов N А-3/9 от 21.11.96 не представляется возможным рассматривать в отрыве от заключенного 27.11.92 договора аренды с правом выкупа. Именно на основании договора аренды с правом выкупа нефтепорт получил право на приобретение в собственность ранее арендуемых им судов с правом выкупа. В указанном договоре аренды согласован перечень передаваемого нефтепорту имущества и его стоимость, то есть все существенные условия договора. Договор купли-продажи от 21.11.96 по факту был реализацией соглашений, достигнутых в договоре от 27.11.92. Об этом свидетельствует и тот перечень имущества, что указывался в договоре аренды. Плашкоут РСП-100 N 1163 в договоре от 27.11.92 указывался как плашкоут 741-3М6.
В соответствии с п. 15 Приложения к Письму ВАС РФ от 02.07.93 N С-13/ОП-206 "О практике разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации", если в случае аренды имущества с правом выкупа впоследствии заключается договор купли-продажи, последний не может быть признан недействительным только на том основании, что необходимость в его заключении отсутствовала.
Таким образом, утверждения прокуратуры о том, что сам факт заключения договора купли-продажи N А-3/9 от 21.11.96 свидетельствует о том, что приватизация судов произведена не по договору передачи основных фондов от 27.11.92, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Вопрос о признании недействительным договора на передачу основных фондов от 27.11.92 прокуратурой не ставится. Вместе с тем, следует указать, что переданный по договору аренды с правом выкупа флот использовался предприятием в производственных целях и поэтому подлежал передаче ему в период приватизации, поскольку данное имущество не может являться самостоятельным объектом приватизации, так как входило в состав имущественного комплекса приватизированного предприятия.
Комитет по управлению имуществом г. Находка, осуществлявший в 1992 г. полномочия территориального отделения Госкомимущества РФ, признав, что неосновательно не включил в план приватизации, утвержденный 17.11.92, спорные объекты, являющиеся технологическими элементами производственной деятельности предприятия, принял решение о передаче их нефтепорту путем заключения договора 21.11.96.

Кроме того, поскольку спорные суда были исключены из плана приватизации открытого акционерного общества "Приморское морское пароходство", следовательно, остались в собственности государства. Пунктом 5.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2284, в качестве способа приватизации государственного имущества предусмотрен выкуп арендованного имущества. А поскольку в соответствии с п. 2.1 названного Указа Президента РФ спорные объекты не входят в перечень объектов федеральной собственности, приватизация которых запрещена, а п. 5.1.14 указанной Программы и Письмо ВАС РФ от 02.07.93 N С-13/ОП-206 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации" подтверждают право арендатора на приобретение арендованного имущества на основании договора аренды с правом выкупа без процедуры проведения аукционов или торгов, как настаивает прокурор, то действия Комитета по управлению имуществом г. Находка и Фонда имущества г. Находка по передаче спорных судов в собственность ОАО "Нефтепорт" после внесения последним стоимости арендованного имущества, предусмотренной договором аренды с правом выкупа, суд оценивает как правомерные.

Довод прокурора о том, что спорные суда возможно было реализовать только путем проведения аукционов или торгов, не принимается судом во внимание, поскольку в силу п. 3.6.2 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 22.04.94 N 1535, подлежал реализации на аукционе только высвобождающийся автотранспорт, морские, речные и воздушные суда предприятий, организаций, учреждений транспорта (в том числе находящихся в процессе приватизации). Оспариваемые морские суда не относились к категории высвобождающегося морского транспорта, подлежащего продаже на аукционе, так как они находились у ОАО "Нефтепорт" по договору аренды, являлись судами служебно-вспомогательного флота, задействованными в едином технологическом процессе работы нефтепорта, и составляли неотъемлемую часть всего имущественного комплекса нефтепорта.
Применение же п. 4 распоряжения Госкомимущества России от 17.05.94 N 1068-р о продаже морских и воздушных судов на аукционе возможно соответствующими государственными предприятиями транспорта, а также акционерными обществами с долей государственной собственности в уставном капитале. Согласно плану приватизации ОАО "Нефтепорт" не имеет государственной доли в уставном капитале, следовательно, на ОАО "Нефтепорт" не распространяется п. 5.12.2 Государственной программы приватизации о продаже флота на аукционе.
Более того, п. 2.1.14 Государственной программы приватизации, в котором содержится запрет на приватизацию атомного, учебного, гидрографического и ледокольного флота, а также флота для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти на море, фактически устранил неточности в понятии "рейдовый флот", на который ранее был установлен запрет на приватизацию.
Письмом ГКИ РФ от 29.03.94 N АИ-6/2378 подтверждается правомерность действий Комитета по управлению имуществом г. Находка по передаче спорного имущества в собственность ОАО "Нефтепорт", поскольку акционерные общества обладают преимущественным правом приобретения имущества, которым они фактически владели и пользовались в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности.
Комитет по управлению имуществом г. Находка, осуществлявший в 1992 г. полномочия территориального отделения Госкомимущества РФ, признав, что неосновательно не включил в план приватизации, утвержденный 17.11.92, спорные объекты, являющиеся технологическими элементами производственной деятельности предприятия, принял решение о передаче их нефтепорту путем заключения договора 21.11.96.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что сделка совершена неуполномоченным лицом, неосновательна, так как Комитет по управлению имуществом г. Находка, осуществлявший в 1992 г. полномочия территориального отделения Госкомимущества РФ, признав, что неосновательно не включил в план приватизации, утвержденный 17.11.92, спорные объекты, являющиеся технологическими элементами производственной деятельности предприятия, принял решение о передаче их нефтепорту путем заключения договора 21.11.96. При отсутствии законодательного регулирования вопроса о внесении изменений в план приватизации Комитет по управлению имуществом г. Находка в 1992 году произвел изменение к условиям приватизации путем заключения договора аренды с правом выкупа в пределах способов приватизации, установленных законом. Спорные суда находились на балансе ОАО "Нефтепорт" по договору от 27.11.92 на передачу основных фондов, не вошедших в план приватизации ОАО "ПМП" от ОАО "ПМП", Комитета по управлению имуществом г. Находка и Фондом имущества г. Находка. Поскольку спорные суда относятся к типу судов ограниченного района плавания и служат для обеспечения нормальной работы танкерного флота, заходящего в акваторию порта (бухта Новицкого), а в соответствии со ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, в том числе и служебно-вспомогательный флот, то и действия Комитета по управлению имуществом г. Находка по передаче в собственность именно ОАО "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт" являются правомерными. Правомерность передачи имущества именно ОАО "Нефтепорту" подтверждается п. 3 Информационного
Решение арбитражного суда приморского края от 19.07.2002 по делу n а51-4889/2002 7-218 поскольку задолженность ответчика перед истцом по договору подряда подтверждена имеющимся в деле актом сверки, и доказательства ее оплаты в материалах дела отсутствуют, требования о ее взыскании судом удовлетворены.суд первой инстанции арбитражный суд приморского края  »
Читайте также