Решение арбитражного суда приморского края от 22.03.2002 по делу n а51-10386/2001 8-225 действия налогового органа по начислению пени по налогу на пользователей автомобильных дорог признаны судом правомерными, поскольку истец не произвел уплату налога своевременно.суд первой инстанции арбитражный суд приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 марта 2002 г. Дело N А51-10386/2001 8-225

(извлечение)
Арбитражный суд Приморского края установил:
Рассматривается исковое заявление ОАО "Н." к ИМНС РФ по г. Находка о признании неправомерными действий ИМНС РФ по г. Находка по начислению пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 10044853,78 руб.
Настаивая на удовлетворении требований по налогу на пользователей автодорог, истец сослался на отсутствие в федеральном акте о налогах - Законе РФ "О дорожных фондах в РФ" - существенного элемента налога - срока уплаты налога как в Федеральный дорожный фонд, так и в Территориальный дорожный фонд, в связи с чем срок уплаты налога не может считаться установленным и налоговый орган не вправе исчислять пени.
Истец в настоящем судебном заседании исковые требования уточнил: просит признать неправомерными действия ИМНС по начислению пени по налогу на пользователей автодорог в размере 6094258,96 руб. за период с 01.01.99 по 15.10.2001, при этом подчеркнув, что основания иска остаются неизменными - отсутствие законодательно установленного срока уплаты налога. Других оснований в обоснование иска истец не привел.
Ответчик против иска возражал, пояснив, что пени по налогу на пользователей автодорог в оспариваемом периоде были начислены в соответствии со ст. 75 НК РФ правомерно, поскольку сроки уплаты налога установлены федеральным законодательным актом - постановлением Верховного Совета РСФСР N 2235-1 и Инструкцией ГНС РФ N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", которые были приняты до введения в действие части 1 НК РФ и не вошли в перечень актов законодательства, утративших силу, поэтому должны применяться в части, не противоречащей НК РФ. По мнению ответчика, указанные акты не противоречат НК РФ в части сроков уплаты налога на пользователей автодорог, поскольку сам Кодекс иных сроков не устанавливает.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, установил следующее.
Оспариваемые истцом суммы пени начислены ответчиком в карточке лицевого счета истца в связи с неуплатой последним сумм налога в установленные сроки, и сложились следующим образом:
- за период 01.01.99 - 01.01.01 в сумме 1942106,93 руб. по платежам в Территориальный дорожный фонд,
- за 01.01.99 - 01.01.01 в сумме 2052552,51 руб. по платежам в Федеральный дорожный фонд,
- за период 01.01.01 - 15.10.01 в сумме 2099599,46 руб. по платежам в Территориальный дорожный фонд (с 01.01.00 платежи налога в Федеральный дорожный фонд не уплачиваются).
Расчет пени, представленный ответчиком, имеется в материалах дела.
Истец, представив контррасчет пени, пришел к выводу об отсутствии у него задолженности по пене с 01.01.99. Однако при расчете истец, отражая суммы уплаченных в 2000 г. налогов, не учел имевшуюся у него недоимку по налогу по состоянию на 01.01.99, в погашение которой и направлена часть платежей, произведенных им в 2000 г.
Суд полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку не может согласиться с доводом истца об отсутствии в законодательстве о налогах и сборах существенного элемента налога на пользователей автодорог - срока уплаты налога.
Противоречие Закона Налоговому кодексу истец видит в том, что в соответствии со ст. 17 НК РФ при установлении налога на пользователей автодорог в акте законодательства о налогах, которым является Закон РФ "О дорожных фондах в РФ", должны быть установлены все элементы налогообложения, в том числе порядок и сроки уплаты налога, однако ст. 5 "Налог на пользователей автомобильных дорог" Закона, перечислив налогоплательщиков и установив объект налогообложения, ставки налога, порядок его уплаты, а также льготы, не устанавливает срок уплаты налога.
Несмотря на это, суд считает срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог установленным, поскольку действующее законодательство о налогах (законы) Российской Федерации и субъекта РФ - Приморского края - позволяет определить сроки уплаты налога как в Федеральный дорожный фонд, так и в Территориальный дорожный фонд Приморского края через бланкетные нормы, содержащиеся в самих законодательных актах.

Так, п. 1 ст. 2 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" устанавливает, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда "определяется Верховным Советом РСФСР" - в первоначальной редакции п. 1 ст. 2 (что в последствии, в 1997 г., в связи с изменением структуры органов федеральной власти и структуры нормативных актов органов федеральной законодательной власти, было заменено на "определяется федеральным законом"). Кроме того, в силу ст. 1 действовавшего в тот период Закона РФ "О налоговой системе в РФ" установление и отмена налогов также осуществлялись Верховным Советом РСФСР.
В соответствии с этим положением Верховным Советом РФ (являвшимся до Конституции РФ 1993 г. законодательным органом федеральной власти) постановлением N 2235-1 от 23.01.92 был утвержден "Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ", пункт 10 которого установил, что предприятия перечисляют на специальный счет Фонда налог на пользователей автодорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Таким образом, срок уплаты налога в Федеральный дорожный фонд правомерно установлен нормативным актом, имевшим в момент его издания силу закона.

Одновременно п. 2 ст. 2 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" устанавливает, что порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда определяется законами субъектов РФ, в соответствии с чем п. 2 ст. 7 Закона Приморского края N 45-КЗ от 11.07.96 "О территориальном дорожном фонде Приморского края" установлено, что порядок исчисления налогов и поступление их и иных средств в территориальный фонд производится на основании Инструкции ГНС РФ N 30 и от 15.05.95 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды."
Пункты 24.1 - 24.3 Инструкции ГНС РФ N 30 (а следом пункты 37 - 38 Инструкции МНС РФ N 59 от 04.04.2000 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды") устанавливают сроки уплаты налога налогоплательщиками, причем в дорожные фонды всех уровней, и по существу соответствуют срокам уплаты налога, установленным Верховным Советом РСФСР в постановлении N 2235-1 от 23.01.1992.
Таким образом, срок уплаты налога в Территориальный дорожный фонд Приморского края также установлен.
Закон РФ "О дорожных фондах в РФ" был принят 18.10.1991, то есть до введения в действие части 1 Налогового кодекса РФ, и не вошел в перечень нормативных актов, утративших с 01.01.1999 силу. На момент издания Закона федеральное законодательство не содержало правила об обязательном установлении срока уплаты налога только в законодательном акте о налоге, одновременно с этим Закон РФ "О налоговой системе в РФ" предусматривал, что сроки уплаты налога устанавливаются Верховным Советом РСФСР, что и было сделано в отношении Федерального дорожного фонда в постановлении N 2235-1.
Вышеуказанные Инструкция ГНС РФ N 30 и Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда также были приняты до введения в действие части 1 Налогового кодекса РФ и не вошли в перечень нормативных актов, утративших с 01.01.1999 силу, поэтому также действуют в части, не противоречащей части 1 НК РФ. Поскольку Налоговый кодекс РФ непосредственно не устанавливает иные сроки уплаты налога на пользователей автодорог, чем перечисленные нормативные правовые акты, то в этой части Инструкция ГНС РФ N 30 и Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда являются действующими нормативными актами и подлежат применению в соответствующих периодах времени.
Следовательно, исчисление ответчиком истцу пени за неисполнение последним обязанности по своевременной уплате налога на пользователей автомобильных дорог в бюджет за период с 01.01.99 по 15.10.2001 суд находит правомерным.
Кроме того, в силу ст. 22 АПК РФ арбитражные суды рассматривают споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов и действий их должностных лиц, не соответствующих законам и нарушающих права и законные интересы организаций.
Однако, настаивая на исковых требованиях, истец не указал, какие его права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями ответчика по начислению пени.
Как установлено судом, действия ответчика по начислению пени состоят в отражении в карточке лицевого счета истца по налогу на пользователей автодорог суммы пени, исчисленной нарастающим итогом автоматическим путем с применением персональных компьютеров по заданной программе (учитывающей сроки уплаты налога, момент фактической уплаты налога в бюджет, суммы начисленных и фактически уплаченных налогов, количество дней просрочки и ставку пени).
Поскольку карточки лицевого счета налогоплательщика ведутся налоговыми органами в соответствии с Инструкцией ГНС N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" и являются внутренним документом налоговых органов, отражающим оперативное состояние расчетов с бюджетом на основании документов, представленных самим налогоплательщиком в составе отчетности, данных налоговых проверок и платежных документов об уплате налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих от финансовых органов, своими действиями по их ведению налоговый орган выполняет обязательные для него нормативные акты вышестоящих налоговых органов (в частности, Госналогслужбы РФ, а ныне - Министерства РФ по налогам и сборам).
В то же время, как пояснил ответчик и не опровергнул истец, никаких действий по фактическому взысканию сумм пени за счет денежных средств или имущества истца, то есть по принудительному лишению предприятия части его собственности, ответчиком не производилось - инкассовые поручения на оспариваемую сумму пени на счета истца в банках не направлялись, решения о принудительном взыскании сумм налога и пени за счет иного имущества не принимались.
В материалах дела имеются копии инкассовых поручений N 15637 от 12.03.02 на сумму пени 6991,84 руб. и N 6938 от 12.03.02 на сумму налога 54365 руб. и сумму пени 25140 руб., которые были исполнены банком в 2002 г., в связи с чем оспариваемой суммы недоимки по пени по состоянию на 15.10.2001 не касаются.
Таким образом, действия ответчика по начислению спорной суммы пени и отражению ее в карточке лицевого счета истца не касаются прав и интересов истца до момента фактического взыскания ответчиком суммы пени.
Руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 132, 135 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Читайте также