Расширенный поиск

Постановление Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.05.2001 № 14

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

         Министерства здравоохранения Российской Федерации
                      от 17 мая 2001 г. N 14

              О введении в действие санитарных правил

    Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
               18 мая 2001 г. Регистрационный N 2711


     На основании  Федерального закона от 30 марта 1999 г.  N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения
о    санитарно-эпидемиологическом    нормировании,    утвержденного
постановлением Правительства  Российской  Федерации  от   24   июля
2000 г. N 554, постановляю:
     1. Ввести  в  действие   санитарные   правила   "Гигиенические
требования  к  обеспечению качества атмосферного воздуха населенных
мест.  СанПиН 2.1.6.1032-01",  утвержденные Главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2001 г., по истечении
десяти дней после дня их официального опубликования.
     2. С  момента  введения  указанных  санитарных  правил считать
утратившими силу санитарные  правила  "Гигиенические  требования  к
обеспечению  качества атмосферного воздуха населенных мест.  СанПиН
2.1.6.983",  утвержденные Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации 13 июля 2000 года.


                            ___________



     УТВЕРЖДЕНЫ
     Главным государственным санитарным
     врачом Российской Федерации
     17 мая 2001 г.


      2.1.6. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
                     САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА

          ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА
               АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

         Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
                       СанПиН 2.1.6.1032-01

                       1. Область применения

     Настоящие санитарные  правила  разработаны  в  соответствии  с
Федеральным законом   от    30    марта    1999    г.    N    52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения"  (Собрание
законодательства Российской  Федерации,  1999,  N  14,  ст.  1650),
Федеральным   законом   от  4  мая  1999  г.  N  96-ФЗ  "Об  охране
атмосферного   воздуха"   (Собрание   законодательства   Российской
Федерации,   1999,   N   18,   ст.  2222),  а  также  Положением  о
государственной  санитарно-эпидемиологической   службе   Российской
Федерации,           Положением          о          государственном
санитарно-эпидемиологическом      нормировании,       утвержденными
постановлением Правительства   Российской   Федерации  от  24  июля
2000 г. N 554.
     Санитарные правила      направлены      на      предотвращение
неблагоприятного воздействия загрязнения  атмосферного  воздуха  на
здоровье   населения  и  устанавливают  обязательные  гигиенические
требования к обеспечению качества атмосферного  воздуха  населенных
мест   и   соблюдению   гигиенических  нормативов  при  размещении,
проектировании,    строительстве,    реконструкции     (техническом
перевооружении)  и  эксплуатации  объектов,  а также при разработке
всех стадий градостроительной документации.
     Требования по  охране  атмосферного  воздуха  от  загрязнения,
включаемые в государственные стандарты и ведомственные  нормативные
документы, не должны противоречить настоящим санитарным правилам.
     Соблюдение требований  настоящих  санитарных  правил  является
обязательным   для   граждан,   индивидуальных  предпринимателей  и
юридических лиц.

    2. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха
                          населенных мест

     2.1. Основой   регулирования   качества  атмосферного  воздуха
населенных  мест  являются  гигиенические  нормативы  -   предельно
допустимые  концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и
биологических веществ,  соблюдение которых обеспечивает  отсутствие
прямого  или косвенного влияния на здоровье населения и условия его
проживания.
     Для отдельных      веществ      допускается      использование
ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ),  для которых
устанавливаются сроки их действия.
     2.2. В жилой зоне и на других  территориях  проживания  должны
соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на
территориях    размещения    лечебно-профилактических    учреждений
длительного пребывания больных и центров реабилитации.
     К местам   массового   отдыха   населения   следует   относить
территории,   выделенные   в  генпланах  городов,  схемах  районной
планировки и развития пригородной зоны,  решениях органов  местного
самоуправления    для   организации   курортных   зон,   размещения
санаториев,  домов  отдыха,  пансионатов,  баз  туризма,  дачных  и
садово-огородных   участков,   организованного   отдыха   населения
(городские  пляжи,  парки,  спортивные  базы  и  их  сооружения  на
открытом воздухе).
     2.3. Предотвращение появления запахов,  раздражающего действия
и  рефлекторных  реакций  у  населения,  а  также  острого  влияния
атмосферных  загрязнений  на  здоровье  в  период   кратковременных
подъемов   концентраций   обеспечивается  соблюдением  максимальных
разовых ПДК (ПДК  ).
                мр
     Предотвращение неблагоприятного  влияния на здоровье населения
при  длительном  поступлении  атмосферных  загрязнений  в  организм
обеспечивается соблюдением среднесуточных ПДК (ПДК  ).
                                                  сс
     Для веществ,   имеющих   только   среднесуточные    ПДК    при
использовании  расчетных  методов  определения  степени загрязнения
атмосферы, используются ПДК  .
                           сс
     2.4. Соблюдение для жилых территорий ПДК,  а для зон массового
отдыха 0,8 ПДК,  обеспечивается с  учетом  суммации  биологического
действия  веществ  или  продуктов  их трансформации в атмосфере,  а
также загрязнения  атмосферы  за  счет  действующих,  строящихся  и
намеченных   к   строительству   объектов,  являющихся  источниками
загрязнения атмосферного воздуха.
     2.5. Граждане,  индивидуальные  предприниматели  и юридические
лица  вправе  обращаться  в  органы  и  учреждения  государственной
санитарно-эпидемиологической   службы   Российской   Федерации   за
получением информации о качестве атмосферного воздуха.

        3. Гигиенические требования к обеспечению качества
       атмосферного воздуха при размещении, строительстве и
        реконструкции (техническом перевооружении) объектов
     хозяйственной и иной деятельности, являющихся источниками
        загрязнения атмосферного воздуха (далее - объекты)

                       3.1. Общие требования

     3.1.1. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в
эксплуатацию новых и реконструированных объектов,  при  техническом
перевооружении   действующих   объектов   граждане,  индивидуальные
предприниматели,  юридические лица  обязаны  осуществлять  меры  по
максимально  возможному  снижению  выброса  загрязняющих  веществ с
использованием малоотходной и безотходной технологии,  комплексного
использования   природных   ресурсов,   а   также   мероприятия  по
улавливанию,  обезвреживанию  и  утилизации  вредных   выбросов   и
отходов.
     3.1.2. Запрещается  проектирование,  строительство  и  ввод  в
эксплуатацию    объектов,    являющихся   источниками   загрязнения
атмосферы,  на территориях  с  уровнями  загрязнения,  превышающими
установленные гигиенические нормативы.
     Реконструкция и   техническое    перевооружение    действующих
объектов разрешается на таких территориях при условии сокращения на
них выбросов в атмосферу до предельно  допустимых  выбросов  (ПДВ),
устанавливаемых с учетом требований раздела 4.2.
     3.1.3. Запрещается размещение, проектирование, строительство и
ввод в эксплуатацию объектов,  если в составе выбросов присутствуют
вещества, не имеющие утвержденных ПДК или ОБУВ.
     3.1.4. Площадка   для   строительства   новых   и   расширения
существующих   объектов   выбирается   с  учетом  аэроклиматической
характеристики,  рельефа местности, закономерностей распространения
промышленных  выбросов в атмосфере,  а также потенциала загрязнения
атмосферы (ПЗА).
     Размещение предприятий, отнесенных в соответствии с санитарной
классификацией к I и II классам вредности, на территориях с высоким
и  очень  высоким  ПЗА  решается  в  индивидуальном порядке Главным
государственным санитарным  врачом  Российской  Федерации  или  его
заместителем.
     3.1.5. Не   допускается   размещать  в  жилой  зоне  и  местах
массового отдыха объекты I, II классов вредности.
     3.1.6. Для  предприятий,  их  отдельных  зданий и сооружений с
технологическими процессами,  являющимися  источниками  загрязнения
атмосферного       воздуха,       обязательно       устанавливаются
санитарно-защитные  зоны  (СЗЗ)   в   соответствии   с   санитарной
классификацией предприятий, производств и объектов.
     Санитарная классификация,  размер  СЗЗ,   ее   организация   и
благоустройство   определяются   в  соответствии  с  гигиеническими
требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам.
     3.1.7. Достаточность    ширины     санитарно-защитной     зоны
подтверждается   расчетами  прогнозируемых  уровней  загрязнения  в
соответствии с действующими указаниями  по  расчету  рассеивания  в
атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а
также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в
районах размещения аналогичных действующих объектов.
     3.1.8. В  СЗЗ  запрещается  размещение объектов для проживания
людей.  СЗЗ или какая-либо ее часть не  могут  рассматриваться  как
резервная   территория  объекта  и  использоваться  для  расширения
промышленной или жилой территории.

              3.2. Гигиенические требования к выбору
                    площадки для строительства

     3.2.1. Выбор    площадки    для     строительства     объектов
осуществляется на предпроектной стадии. Организацию выбора площадки
(трассы)  для  строительства   объектов,   подготовку   необходимых
материалов  и  полноту  согласования  намечаемых  при  этом решений
обеспечивает заказчик проекта.
     3.2.2. Площадка  для строительства выбирается в соответствии с
действующим земельным,  водным,  лесным и др.  законодательствами и
утвержденной     в    установленном    порядке    градостроительной
документацией (генеральными планами  городов  и  других  поселений,
схемами   и   проектами   планировки  и  застройки  территориальных
образований и др.).
     3.2.3. Материалы по обеспечению качества атмосферного воздуха,
представляемые в органы и учреждения государственной  санэпидслужбы
для  заключения  о  соответствии их санитарным правилам,  на стадии
выбора площадки должны содержать:
     - обоснование выбора района,  пункта,  площадки  (трассы)  для
строительства,    включая   особенности   физико-географических   и
аэроклиматических условий, в т. ч. рельефа местности, ПЗА, данные о
фоновом   загрязнении   местности,  полученные  и  согласованные  в
установленном порядке;
     - перечень загрязняющих веществ,  выбрасываемых в атмосферу, с
указанием  для  них  ПДК  или  ОБУВ.  Для   последних   указывается
установленный  срок  действия.  В перечень включаются вещества,  не
имеющие норматива (ПДК или ОБУВ);
     - качественные   и   количественные   характеристики  выбросов
загрязняющих  веществ  в  атмосферу  с  обоснованными  результатами
опытно-промышленных испытаний новых технологий,  данными длительной
эксплуатации действующего аналога, материалами зарубежного опыта по
созданию подобного производства;
     - намечаемые   принципиальные   решения   по    предупреждению
загрязнения  воздушного  бассейна,  включая  вторичные  источники и
неорганизованные выбросы;
     - данные   о   возможных   аварийных  и  залповых  выбросах  в
атмосферу;
     - обоснование  размеров  СЗЗ  и  объемов  финансирования на ее
организацию;
     - расчеты     ожидаемого     (прогнозируемого)     загрязнения
атмосферного воздуха с учетом действующих,  строящихся и намеченных
к строительству объектов;
     - перечень и  характеристика  научно-исследовательских  (НИР),
экспериментальных   и   (или)  опытных  работ,  которые  необходимо
выполнить для осуществления принятых решений по охране атмосферного
воздуха  от  загрязнения,  и  сроки  их  выполнения.  Для  веществ,
требующих разработки  гигиенических  нормативов  (ПДК,  ПДК  взамен
ОБУВ),  НИР  должны  завершаться  до  утверждения  проектно-сметной
документации;
     - графические   материалы:   ситуационный   план  с  указанием
действующих,  строящихся и намеченных к строительству объектов и их
санитарно-защитных   зон,   существующих  и  перспективных  районов
жилищно-гражданского строительства,  с нанесением "розы  ветров"  и
данных о существующем и ожидаемом загрязнении атмосферного воздуха;
генплан площадки намечаемого к строительству объекта  с  нанесением
источников выбросов в атмосферу.
     3.2.4. По  представленным  материалам  органы   и   учреждения
государственной    санитарно-эпидемиологической    службы    выдают
санитарно-эпидемиологическое  заключение  о  соответствии  принятых
решений  по  обеспечению  качества  атмосферного воздуха санитарным
правилам и гигиеническим нормативам.
     Вопросы, требующие  проведения НИР,  экспериментальных и (или)
опытных  работ,  должны  быть  сформулированы  в  виде  санитарного
задания, которое включается в задание на проектирование объекта.
     3.2.5. Земельные участки под строительство предоставляются при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

       3.3. Гигиенические требования к обеспечению качества
            атмосферного воздуха при разработке проекта

     3.3.1. Проектно-сметная   документация    разрабатывается    в
соответствии  с  решениями  по  обеспечению  качества  атмосферного
воздуха,  по которым на стадии выбора  площадки  под  строительство
было  дано  заключение  об  их  соответствии  санитарным правилам и
гигиеническим нормативам.
     Внесение изменений в указанные решения требует дополнительного
заключения до окончания разработки проекта.
     3.3.2. На     заключение    в    учреждения    государственной
санэпидслужбы    представляются    одновременно    проектно-сметная
документация  на  строительство  объекта  и  проект  организации  и
благоустройства СЗЗ.
     3.3.3. Проект     организации     и     благоустройства    СЗЗ
разрабатывается   в   строгом   соответствии    с    гигиеническими
требованиями к санитарно-защитным зонам и санитарной классификацией
предприятий,  сооружений  и  иных  объектов  и  включает  в   числе
первоочередных  мероприятий  переселение жителей в случае попадания
жилой застройки в СЗЗ.
     Сроки реализации  проекта  организации  и  благоустройства СЗЗ
должны соответствовать срокам окончания строительства объектов.
     3.3.4. Проектно-сметная  документация на строительство объекта
включает  следующие  материалы  технологической  части  проекта   и
раздела "Охрана окружающей природной среды":
     - обоснование  принятых  проектных   решений   по   технологии
производства   в   части   уменьшения   образования   и   выделения
загрязняющих веществ и сопоставление их с лучшими отечественными  и
зарубежными аналогами;
     - обоснование выбора оборудования  и  аппаратуры  для  очистки
выбросов   в  атмосферу  с  подтверждением  принятой  эффективности
очистки  условиями  эксплуатации  на  аналогичных  предприятиях   с
передовыми  технологическими решениями в отечественной и зарубежной
практике или материалами лабораторно-производственных испытаний при
использовании новых приемов очистки;
     - предложения    по    предотвращению    аварийных    выбросов
загрязняющих веществ;
     - мероприятия   по   снижению   неблагоприятного   воздействия
залповых   временных   выбросов,  предусмотренных  технологическими
регламентами;
     - обоснование  мероприятий  по  снижению выбросов загрязняющих
веществ в атмосферу  в  периоды  неблагоприятных  метеорологических
условий;
     - качественные  и   количественные   характеристики   выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу по отдельным цехам, производствам,
сооружениям;
     - данные   о  существующих  уровнях  загрязнения  атмосферного
воздуха  (фоновые  концентрации),  полученные  и  согласованные   в
установленном порядке;
     - результаты расчета загрязнения атмосферного воздуха в районе
размещения объекта и его анализ (с учетом продуктов трансформации);
     - предложения по ПДВ вредных веществ;
     - сметная  ведомость  о  затратах на реализацию мероприятий по
обеспечению качества атмосферного воздуха;
     - очередность строительства и пусковые комплексы;
     - предложения по системе контроля за загрязнением атмосферного
воздуха в зоне влияния выбросов объекта;
     - графические материалы:  ситуационный план района  размещения
объекта  с  нанесением  на него санитарно-защитных зон действующих,
строящихся и намеченных к строительству объектов, мест проживания и
зон  массового  отдыха  населения,  генплан  площадки намечаемого к
строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу;
     - приложения:   акт  по  выбору  площадки  для  строительства;
заключение территориального управления гражданской авиации в случае
проектирования высоких труб.
     3.3.5. Не   допускается  внесение  изменений  и  дополнений  в
проектные   материалы   без   заключения   органов   и   учреждений
государственной  санитарно-эпидемиологической службы о соответствии
этих изменений санитарным правилам.

   3.4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха
      на стадии строительства и ввода в эксплуатацию объектов

     3.4.1. Строительство   объектов   по   проектам,   не  имеющим
заключения      органов      и      учреждений      государственной
санитарно-эпидемиологической  службы  об их соответствии санитарным
правилам, является нарушением ст.  16,  п.  5  Федерального  закона
"Об охране атмосферного воздуха" и ст. 12, п. 3 Федерального закона
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
     3.4.2. Необходимость внесения изменений в проектные решения по
охране атмосферного воздуха обосновывается проектной организацией -
генеральным  проектировщиком объекта,  и строительство ведется лишь
после   заключения    органов    и    учреждений    государственной
санитарно-эпидемиологической  службы  о соответствии этих изменений
санитарным правилам.
     3.4.3. Заказчик  строящегося  объекта  должен  в установленном
порядке уведомить органы и учреждения государственной санэпидслужбы
о   сроках   окончания   строительства  и  формировании  приемочной
комиссии.
     3.4.4. В   состав   приемочной   комиссии   должны  включаться
представители     органов     и     учреждений      государственной
санитарно-эпидемиологической службы.
     3.4.5. Ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов  при
наличии замечаний о нарушении санитарных правил является нарушением
санитарного законодательства (ст.  12,  п.  3  Федерального  закона
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
     3.4.5. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов и  пусковых
комплексов    с    недоделками,   препятствующими   их   нормальной
эксплуатации  и  соблюдению   гигиенических   нормативов   качества
атмосферного воздуха,  с отступлениями от утвержденного проекта или
состава пускового комплекса,  без опробования, испытания и проверки
работы  всего  установленного  оборудования  и механизмов и выпуска
продукции,  предусмотренной  проектом  в  объеме,   соответствующем
нормам  освоения  проектных  мощностей в начальный период,  а также
готовности предприятия к осуществлению  лабораторного  контроля  за
загрязнением атмосферного воздуха.
     3.4.6. При осуществлении комплексного опробования оборудования
заказчик  должен  обеспечивать проведение лабораторных исследований
качества атмосферного воздуха  в  зоне  влияния  выбросов  объекта.
Результаты   лабораторных   исследований,   соотнесенные  к  объему
выпускаемой продукции в начальный период,  подписанные  заказчиком,
являются   обязательной   составной  частью  документов  приемочной
комиссии.  После  выхода  объекта  на  полную  проектную   мощность
заказчик обеспечивает проведение лабораторных исследований качества
атмосферного воздуха  в  зоне  влияния  объекта,  что  должно  быть
зафиксировано  актом  приемочной  комиссии,  и  передает результаты
исследований    в    органы    и     учреждения     государственной
санитарно-эпидемиологической службы.
     3.4.7. При  наличии  нарушений  санитарных   правил   заказчик
принимает  необходимые  меры  по  устранению имеющихся нарушений до
предъявления объекта в эксплуатацию приемочной комиссии.
     3.4.8. Приемка  объекта  в  эксплуатацию  приемочной комиссией
допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения  о
соответствии  объекта  санитарным  правилам и подписи представителя
органов и учреждений  государственной  санитарно-эпидемиологической
службы (ст.       12,       п.      3      Федерального      закона
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
     3.4.9. В  соответствии  со ст.  12,  п.  4 Федерального закона
"О санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения" граждане,
индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за
выполнение работ по проектированию  и  строительству  объектов,  их
финансирование  и (или) кредитование,  в случае выявления нарушений
санитарных  правил  или   невозможности   их   выполнения   обязаны
приостановить  либо полностью прекратить проведение указанных работ
и их финансирование и (или) кредитование.

    4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха
         при эксплуатации объектов, являющихся источниками
                       загрязнения атмосферы

                       4.1. Общие требования

     4.1.1. Юридические   лица,    имеющие    источники    выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
     - разрабатывать          и          осуществлять         планы
организационно-технических или иных  мероприятий,  направленные  на
обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
     - обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ,  не  имеющих
нормативов;
     - обеспечить проведение лабораторных исследований  загрязнения
атмосферного  воздуха  мест  проживания  населения  в  зоне влияния
выбросов объекта;
     - получать  санитарно-эпидемиологическое  заключение органов и
учреждений государственной санитарно-эпидемиологической  службы  на
все    изменения   технологического   процесса   или   оборудования
(увеличение производственной  мощности,  изменение  состава  сырья,
номенклатуры   выпускаемой   продукции   и   другие  отклонения  от
утвержденного проекта);
     - обеспечить   работы   по   проектированию,   организации   и
благоустройству санитарно-защитных  зон  на  объектах,  не  имеющих
организованных   зон  в  соответствии  с  действующими  санитарными
правилами;
     - информировать    органы    и    учреждения   государственной
санитарно-эпидемиологической     службы     о     всех      случаях
нерегламентированных   и  аварийных  выбросов  вредных  примесей  в
атмосферный воздух,  разрабатывать мероприятия по их  ликвидации  и
предотвращению аналогичных ситуаций;
     - выполнять  в  установленные  сроки  предписания  органов   и
учреждений  государственной  санитарно-эпидемиологической службы по
устранению нарушений санитарных правил.
     4.1.2. Главные   государственные   санитарные   врачи   и   их
заместители     должны     вносить    предложения    индивидуальным
предпринимателям  и   юридическим   лицам   о   возмещении   вреда,
причиненного  гражданину  (гражданам)  вследствие  допущенного  ими
нарушения   санитарного   законодательства   в    области    охраны
атмосферного воздуха.

4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов
           загрязняющих веществ на действующих объектах

     4.2.1. Предельно   допустимые    выбросы    для    конкретного
стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
воздух и их  совокупности  (организации  в  целом)  устанавливаются
территориальными  органами  специально уполномоченного федерального
органа исполнительной власти в области охраны атмосферного  воздуха
при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
их санитарным правилам и согласованного с органами  и  учреждениями
государственной     санитарно-эпидемиологической    службы    плана
мероприятий по их достижению.
     4.2.2. При  разработке  предельно  допустимых   выбросов   для
конкретного    стационарного    источника    учитываются    выбросы
загрязняющих  веществ  от  данного   источника   и   соседствующих,
определяющих   загрязнение  атмосферного  воздуха  в  зоне  влияния
выбросов рассматриваемого объекта.
     Существующее загрязнение   атмосферного    воздуха    (фоновое
загрязнение)  при  разработке предложений по установлению предельно
допустимых  выбросов  может   учитываться   расчетным   путем   или
определяться    по    результатам   лабораторных   исследований   в
установленном порядке.  Перечень источников выбросов  соседствующих
объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации
определяются и согласовываются в установленном порядке.
     4.2.3. Проекты  нормативов  предельно  допустимых  выбросов по
отдельным  объектам  до  включения  их  в  сводный  том   предельно
допустимых    выбросов    конкретной   территории   должны   пройти
санитарно-эпидемиологическую    экспертизу     для     установления
соответствия их санитарным правилам.
     4.2.4. Для проведения экспертизы  по  каждому  объекту  должны
представляться следующие материалы:
     - инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов
с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
     - предложения  по нормативам предельно допустимых выбросов для
каждого источника и загрязняющего вещества;
     - план   мероприятий   по   достижению   предельно  допустимых
выбросов;
     - способ учета фоновых концентраций;
     - результаты  прогнозных   расчетов   (при   необходимости   -
первичные   материалы   по  расчетам)  на  каждый  этап  достижения
предельно допустимого выброса;
     - ситуационный  план  с изолиниями концентраций на каждый этап
достижения ПДВ.
     4.2.5. Проекты нормативов ПДВ по отдельным объектам могут быть
включены  в  сводный  том  только  после  доработки  материалов   в
соответствии     с     замечаниями    санитарно-эпидемиологического
заключения.
     4.2.6. В  случае  невозможности  достижения  ПДВ  современными
средствами должны быть предусмотрены меры  и  конкретные  сроки  по
сокращению  или  исключению  данного  загрязнения  путем  изменения
технологического     процесса,     сокращения     мощности      или
перепрофилирования предприятия.
     4.2.7. В  плане  мероприятий  по  достижению  ПДВ  запрещается
превышение  существующего  выброса  вредных  веществ  на  отдельных
этапах достижения ПДВ.
     4.2.8. При наличии данных о неблагоприятном  влиянии  выбросов
объекта в период достижения ПДВ на здоровье населения, проживающего
в зоне его влияния,  юридическое  лицо  обязано  возместить  ущерб,
причиненный  этим влиянием здоровью населения (ст.  57 Федерального
закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

           5. Требования к организации производственного
              лабораторного контроля за загрязнением
               атмосферного воздуха населенных мест

     5.1. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих
веществ  в  атмосферный  воздух,  должны  обеспечивать   проведение
лабораторных  исследований  за  загрязнением атмосферного воздуха в
зоне влияния выбросов данного объекта.
     5.2. Система  контроля  и  наблюдения  должна  соответствовать
требованиям ГОСТа "Правила контроля качества  атмосферного  воздуха
населенных мест".
     5.3. Размещение  постов  наблюдения,   перечень   загрязняющих
веществ,  подлежащих  контролю,  методы  их  определения,  а  также
периодичность отбора проб атмосферного  воздуха  согласовываются  в
установленном порядке.
     5.4. Результаты  производственного  контроля  за  загрязнением
атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы
и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы  и
другие органы в установленном порядке.


                            ___________



     Приложение


            Определение ПЗА по среднегодовым значениям метеорологических параметров

+---------------------------------------------------------------------------------------------+
|Потенциал      |Приземные инверсии           |Повторяемость, %        |Высота слоя |Продолжи-|
|загрязнения    +-----------------------------+------------------------|перемещения,|тельность|
|атмосферы (ПЗА)|Повторяе-|Мощность,|Интенсив-|Скорость |В том числе   |км          |тумана, ч|
|               |мость, % |км       |ность,°С |ветра,   |непрерывно    |            |         |
|               |         |         |         |0-1 м/сек|подряд дней   |            |         |
|               |         |         |         |         |застоя воздуха|            |         |
+---------------+---------+---------+---------+---------+--------------+------------+---------|
|Низкий         | 20-30   |0,3-0,4  |2-3      |10-20    |5-10          |0,7-0,8     |  80-350 |
+---------------+---------+---------+---------+---------+--------------+------------+---------|
|Умеренный      | 30-40   |0,4-0,5  |3-5      |20-30    |7-12          |0,8-1,0     |  100-550|
+---------------+---------+---------+---------+---------+--------------+------------+---------|
|Повышенный:    |         |         |         |         |              |            |         |
|континентальный| 30-45   |0,3-0,6  |2-6      |20-40    |3-18          |0,7-1,0     |  100-600|
|приморский     | 30-45   |0,3-0,7  |2-6      |10-30    |10-25         |0,4-1,1     |  100-600|
+---------------+---------+---------+---------+---------+--------------+------------+---------|
|Высокий        | 40-60   |0,3-0,7  |3-6      |30-60    |10-30         |0,7-1,6     |  50-200 |
+---------------+---------+---------+---------+---------+--------------+------------+---------|
|Очень высокий  | 40-60   |0,3-0,9  |3-10     |50-70    |20-45         |0,8-1,6     |  10-600 |
+---------------------------------------------------------------------------------------------+


                                          ___________

Информация по документу
Читайте также