Расширенный поиск

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.1998 № 291/167, Фонда социального страхования Российской Федерации от 06.10.1998 № 291/167

 



                            П Р И К А З

         Министерства здравоохранения Российской Федерации,
        Фонда социального страхования Российской Федерации
                  от 6 октября 1998 г. N 291/167

         Об утверждении Инструкции о порядке осуществления
                контроля за организацией экспертизы
                   временной нетрудоспособности

    Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
             26 ноября 1998 г. Регистрационный N 1652


     В целях совершенствования контроля за организацией  экспертизы
временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях
и у лиц,  занимающихся частной медицинской практикой, рационального
расходования  средств  государственного  социального страхования на
выплату пособий по  временной  нетрудоспособности,  беременности  и
родам приказываем:
     1. Утвердить  и  ввести  в  действие  Инструкцию   о   порядке
осуществления   контроля   за   организацией  экспертизы  временной
нетрудоспособности (приложение).
     2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации,  региональных и  отраслевых  отделений  Фонда
социального страхования Российской Федерации:
     2.1. Обеспечить проведение ведомственного и  вневедомственного
(межведомственного)  контроля  за организацией экспертизы временной
нетрудоспособности    в    лечебно-профилактических     учреждениях
независимо  от  их  организационно-правовой  формы  и ведомственной
подчиненности   и   лицами,   занимающимися   частной   медицинской
практикой,   имеющих   лицензию   на  право  проведения  экспертизы
временной  нетрудоспособности,  в   соответствии   с   Инструкцией,
поименованной в пункте 1.
     2.2. Организовать систему ежегодного анализа уровня  и  причин
временной нетрудоспособности работников, динамики изменения средней
продолжительности случая временной нетрудоспособности по  различным
нозологиеским  формам,  расходов  на  выплату  пособий по временной
нетрудоспособности,  беременности  и   родам   из   средств   Фонда
социального    страхования    Российской   Федерации   и   ежегодно
информировать  об  этом  органы  исполнительной  власти   субъектов
Российской Федерации.
     3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
     3.1. В течение 1998 года принять меры для  получения  лицензии
на   право   проведения   экспертизы  временной  нетрудоспособности
лечебно-профилактическими учреждениями,  находящимися на территории
субъекта  Российской  Федерации,  и  осуществлять  контроль за этой
работой в пределах своей компетенции.
     3.2. Обеспечить хранение медицинских карт амбулаторных больных
(форма  N  025/-у)   в   лечебно-профилактических   учреждениях   в
соответствии с установленным порядком.
     3.3. Принять  меры  по  повышению  квалификации   заместителей
главных   врачей   по   клинико-экспертной   работе  (или  лиц,  их
заменяющих) и лечащих врачей лечебно-профилактических учреждений по
вопросам экспертизы временной нетрудоспособности, контролю качества
медицинской  помощи  и  обеспечению   их   нормативными   правовыми
документами по данным разделам работы.
     4. Управлению   организации   медицинской   помощи   населению
Министерства   здравоохранения   Российской   Федерации  обеспечить
методическое руководство,  практическую  помощь,  а  также  усилить
контроль за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности.
     5. Управлению  экспертизы   временной   нетрудоспособности   и
оздоровительно-профилактической     работы     Фонда    социального
страхования Российской Федерации  обеспечить  проведение  повышения
квалификации   и  аттестации  специалистов  исполнительных  органов
Фонда,     занимающихся     вопросами     экспертизы      временной
нетрудоспособности.
     6. Считать недействующим на  территории  Российской  Федерации
приказ  Министерства  здравоохранения  СССР  от  29.02.88 г.  N 155
"Дополнение  к  приказу   Министерства   здравоохранения   СССР  от
31.12.87 г. N 1338".
     7. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов
Российской  Федерации,  региональных  и  отраслевых отделений Фонда
социального страхования  Российской  Федерации  проинформировать  о
ходе   выполнения   данного  приказа  Министерство  здравоохранения
Российской Федерации  и  Фонд  социального  страхования  Российской
Федерации до 15.01.99 г.
     8. Контроль за выполнением  настоящего  приказа  возложить  на
начальника  Управления  организации  медицинской  помощи  населению
Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации  и  начальника
Управления     экспертизы     временной     нетрудоспособности    и
оздоровительно-профилактической    работы     Фонда     социального
страхования Российской Федерации.


                            ___________


                        И Н С Т Р У К Ц И Я
         о порядке осуществления контроля за организацией
              экспертизы временной нетрудоспособности

         Утверждена приказом Министерства здравоохранения
             Российской Федерации и Фонда социального
                 страхования Российской Федерации
                  от 6 октября 1998 г. N 291/167


     1. Настоящая  Инструкция  разработана  во исполнение статьи 49
Основ законодательства  Российской  Федерации  об  охране  здоровья
граждан,  утвержденных  постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 22 июля 1993 г.  N 5488-I (Ведомости  Съезда  народных
депутатов  Российской  Федерации  и  Верховного  Совета  Российской
Федерации,  1993,  N 33,  ст.  1318),  постановления  Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1471 "О некоторых мерах
по  упорядочению  выплат  за   счет   средств   Фонда   социального
страхования   Российской   Федерации"   (Собрание  законодательства
Российской Федерации,  1997,  N 48,  ст.  5555) и в соответствии  с
пунктом 1.4 Инструкции о порядке выдачи документов,  удостоверяющих
временную  нетрудоспособность  граждан,  утвержденной  приказом   -
постановлением    Министерства    здравоохранения   и   медицинской
промышленности Российской Федерации и Фонда социального страхования
Российской   Федерации   от   19   октября   1994   г.   N   206/21
(зарегистрирован   в   Министерстве  юстиции  Российской  Федерации
28 октября 1994 г., регистрационный N 713.  - Бюллетень нормативных
актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995, N 1).
     2. Инструкция    устанавливает    общие    организационные   и
методические принципы контроля за проведением экспертизы  временной
нетрудоспособности     и     обоснованностью     выдачи     листков
нетрудоспособности    в    лечебно-профилактических     учреждениях
независимо  от  их  организационно-правовой  формы  и ведомственной
подчиненности,  а также у  лиц,  занимающихся  частной  медицинской
практикой.
     3. Функции  контроля  за   состоянием   экспертизы   временной
нетрудоспособности осуществляются:
     при ведомственном    контроле    -     должностными     лицами
территориальных  органов  управления  и учреждений здравоохранения,
обеспечивающими    различные    уровни     экспертизы     временной
нетрудоспособности   с   учетом   вынесенного   решения   экспертов
предыдущего уровня;
     при вневедомственном     (межведомственном)     контроле     -
специалистами исполнительных органов Фонда социального  страхования
Российской   Федерации   (далее  по  тексту  -  Фонд)  совместно  с
территориальными    органами    управления    здравоохранением    и
учреждениями  здравоохранения  с  привлечением,  при необходимости,
представителей  лицензионно-аккредитационных  комиссий,   страховых
медицинских   организаций,   территориальных  фондов  обязательного
медицинского  страхования  (в   случае   выполнения   ими   функций
страховщика),  профессиональных медицинских ассоциаций,  учреждений
высшего  профессионального  образования,   научно-исследовательских
институтов,   других   учреждений   здравоохранения  и  независимых
экспертов в пределах их компетенции.
     4. Порядок    осуществления    ведомственного    контроля   за
организацией экспертизы временной нетрудоспособности:
     4.1. Плановый   контроль   осуществляется  клинико-экспертными
комиссиями    и    (или)     заместителями     руководителей     по
клинико-экспертной  работе  лечебно-профилактических  учреждений не
реже  одного  раза  в  квартал,  выборочно  по   работе   отдельных
врачей-специалистов  либо  по профилям оказания медицинской помощи.
При этом осуществляется анализ  не  менее  30-50  медицинских  карт
амбулаторных  или  стационарных  больных из числа случаев временной
нетрудоспособности у проверяемого врача или подразделения.
     При проведении  плановых  проверок  применяется статистический
метод "случайной" выборки и оцениваются:
     качество проведения  и  эффективность  лечебно-диагностических
мероприятий;
     своевременность привлечения      к     лечению     необходимых
специалистов,   проведения   консилиумов,   применение    возможных
стационарозамещающих    лечебных    технологий,    направления   на
госпитализацию;
     интенсивность лечебно-диагностического процесса;
     адекватность затраченных   средств   на    лечение    пациента
достигнутому результату;
     обоснованность выдачи листка нетрудоспособности.
     При необходимости   к   проведению   плановых  проверок  могут
привлекаться   другие   специалисты,    отвечающие    установленным
требованиям.
     По результатам проведенных проверок  готовится  информационный
материал  с указанием выявленных недостатков,  рекомендациями по их
устранению и доводится  до  сведения  проверяемых  и  руководителей
лечебно-профилактических учреждений.
     4.2. Плановый  контроль  за  состоянием  экспертизы  временной
нетрудоспособности    осуществляется    также   клинико-экспертными
комиссиями муниципальных органов  управления  здравоохранением  или
субъектов Российской Федерации не реже одного раза в три года.  При
осуществлении   проверок   оценивается   состояние   и   постановка
экспертизы  временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических
учреждениях   и   деятельность   в   этом   направлении   отдельных
специалистов,   заместителей  руководителей  по  клинико-экспертной
работе  (или  лиц,  их  заменяющих),  клинико-экспертных   комиссий
лечебно-профилактических  учреждений.  Объем  проводимых  экспертиз
определяется на региональном уровне.
     4.2.1. Для оценки состояния работы членам комиссии должны быть
представлены следующие документы:
     лицензия на     право    проведения    экспертизы    временной
нетрудоспособности;
     приказы руководителя   проверяемого  лечебно-профилактического
учреждения, регламентирующие данный раздел работы;
     при наличии  работников  со  средним медицинским образованием,
имеющих право выдачи листков нетрудоспособности,  - решение местных
органов  управления  здравоохранением  с  указанием  причин данного
решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
     наличие нормативной    правовой   документации   по   вопросам
экспертизы  временной  нетрудоспособности   и   контроля   качества
медицинской помощи, вопросам медико-социальной экспертизы;
     сведения о повышении квалификации лиц, ответственных за работу
по   экспертизе  временной  нетрудоспособности,  и  лечащих  врачей
лечебно-профилактических учреждений;
     документация, имеющаяся  в лечебно-профилактическом учреждении
по данному разделу работы.
     4.2.2. К    данной    работе    могут    также    привлекаться
специалисты-эксперты  по  профилям  оказания  медицинской   помощи,
отвечающие установленным требованиям.
     4.2.3. Результаты проверки должны быть  доведены  до  сведения
проверяемых,  территориальных органов управления здравоохранением и
исполнительных органов фонда.
     4.3. Внеплановый контроль осуществляется:
     в связи с письменными запросами исполнительных органов  Фонда,
страхователей  (работодателей),  граждан  по обоснованности выдачи,
продления или оформления листков нетрудоспособности,  предъявленных
к оплате;
     при возникновении конфликтных ситуаций по экспертизе временной
нетрудоспособности   и   своевременности   направления   больных  в
учреждения медико-социальной экспертизы.
     5. Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного)
контроля за организацией  экспертизы  временной  нетрудоспособности
исполнительными  органами  Фонда социального страхования Российской
Федерации.
     5.1. Плановый   контроль   осуществляется   в  соответствии  с
планом-графиком,  утвержденным совместным  приказом (распоряжением)
регионального  отделения Фонда и территориального органа управления
здравоохранением,  не  реже  одного  раза  в  пять  лет  в   каждом
лечебно-профилактическом учреждении, имеющем лицензию на проведение
экспертизы  временной   нетрудоспособности,   независимо   от   его
организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.
     5.1.1. Количество  проверяемой  медицинской  документации  для
каждого     проверяемого    лечебно-профилактического    учреждения
устанавливается   совместным   решением   территориального   органа
управления  здравоохранением  и регионального отделения Фонда.  При
этом оценивается:
     организация и       состояние       экспертизы       временной
нетрудоспособности    в    лечебно-профилактических    учреждениях,
деятельность  в этом направлении клинико-экспертных комиссий и лиц,
занимающихся частной медицинской практикой;
     подтверждение случая   временной  нетрудоспособности  записью,
обосновывающей временное освобождение от работы;
     соответствие порядка    организации    экспертизы    временной
нетрудоспособности действующим нормативным правовым актам;
     соблюдение установленных правил выдачи, продления, оформления,
учета и хранения листков нетрудоспособности.
     5.1.2. Для  оценки работы проверяющим должны быть представлены
следующие документы:
     лицензия на     право    проведения    экспертизы    временной
нетрудоспособности;
     приказы руководителя   лечебно-профилактического   учреждения,
регламентирующие данный раздел работы;
     нормативные правовые    документы   по   вопросам   экспертизы
временной   нетрудоспособности   и    вопросам    медико-социальной
экспертизы;
     при наличии работников со  средним  медицинским  образованием,
имеющих  право  выдачи листков нетрудоспособности,  решение местных
органов управления  здравоохранением  с  указанием  причин  данного
решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
     книга регистрации листков нетрудоспособности (форма 036-У);
     книга записей  заключений  клинико-экспертной  комиссии (форма
035-У);
     отчеты по форме 16-ВН;
     книги учета     и      использования      бланков      листков
нетрудоспособности;
     документы по  работе  с   испорченными   и   невостребованными
бланками листков нетрудоспособности и акты по их уничтожению,  акты
комиссий по уничтожению корешков листков нетрудоспособности;
     медицинские карты амбулаторных и стационарных больных.
     5.1.3. Экспертному   контролю   подлежат   следующие    случаи
временной нетрудоспособности:
     превышающие длительность  ориентировочных  сроков  на  30%   и
более, а также значительно короче этих сроков;
     несвоевременного представления больных  на  клинико-экспертную
комиссию;
     закончившиеся выходом на инвалидность;
     с несвоевременным    направлением    больных    в   учреждения
медико-социальной экспертизы.
     5.1.4. При  проведении  проверок могут быть рассмотрены другие
вопросы,  касающиеся  обоснованности  выдачи  и  продления  листков
нетрудоспособности.
     5.2. Внеплановый контроль осуществляется в связи с письменными
или  устными  запросами  граждан,  страхователей (работодателей) по
обоснованности выдачи,  продления,  оформления,  учета  и  хранения
листков  нетрудоспособности,  предъявленных  к  оплате,  и в других
случаях, требующих экспертного контроля.
     5.3. По   итогам   проверок   составляются   справки   в  трех
экземплярах   с   указанием   выявленных   недостатков   (примеры),
отклонений    от    установленного   порядка   выдачи   документов,
удостоверяющих временную  нетрудоспособность,  рекомендаций  по  их
устранению,   выводами   и  предложениями  по  улучшению  работы  и
направляются комиссией проверяемым,  в исполнительный орган  Фонда,
территориальные органы управления здравоохранением.
     6. Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного)
контроля  за  состоянием  экспертизы  временной  нетрудоспособности
лицензионно-аккредитационными органами.
     6.1. Плановый   контроль   осуществляется   в  соответствии  с
планом-графиком  работы   в   порядке   контроля   за   соблюдением
лицензионных  условий в государственных (муниципальных) учреждениях
здравоохранения не реже одного раза в три года, в негосударственных
учреждениях   здравоохранения   и   у   лиц,  занимающихся  частной
медицинской практикой, - не реже одного раза в год.
     6.2. Внеплановый   контроль   осуществляется   с  привлечением
необходимых экспертов:
     при проведении  лицензирования  и  выдачи  лицензии  на  право
проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
     в случаях   поступления  информации  о  проведении  экспертизы
временной нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями
и лицами,  занимающимися частной медицинской практикой, не имеющими
лицензии на  этот  вид  медицинской  деятельности,  с  направлением
соответствующих  материалов  в  территориальные  органы  управления
здравоохранением и территориальные исполнительные органы  Фонда,  а
также  в  случаях  поступления информации о нарушениях лицензионных
условий.
     7. Информация о состоянии здоровья граждан,  полученная в ходе
проведения  проверок,  в   соответствии   со   статьей   61   Основ
законодательства  Российской  Федерации об охране здоровья граждан,
утвержденных постановлением Верховного Совета Российской  Федерации
от 22 июля 1993 г.  N 5488-I, составляет врачебную тайну (Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного  Совета
Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318).
     8. Вопросы состояния экспертизы  временной  нетрудоспособности
рассматриваются      территориальными      органами      управления
здравоохранением совместно с исполнительными органами Фонда не реже
одного раза в год.
     9. Расходы  по   государственному   социальному   страхованию,
произведенные    с   нарушением   установленных   правил   или   не
подтвержденные   документами   (в   том   числе   не    возмещенные
страхователем   суммы   пособий   по  временной  нетрудоспособности
вследствие трудового увечья или  профессионального  заболевания,  а
также   суммы   пособий   по   временной   нетрудоспособности,   по
беременности  и  родам,  выплаченные   на   основании   неправильно
оформленных   или  выданных  с  нарушением  установленного  порядка
листков нетрудоспособности),  к зачету не  принимаются  и  подлежат
возмещению в установленном порядке (п.  18 "Изменений и дополнений,
которые  вносятся  в  Положение  о  Фонде  социального  страхования
Российской  Федерации",  утвержденных  постановлением Правительства
Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1471 "О некоторых мерах
по   упорядочению   выплат   за   счет  средств  Фонда  социального
страхования  Российской  Федерации")   (Собрание   законодательства
Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5555).


                            ___________

Информация по документу
Читайте также