Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2009 № 3-П

 



                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


       по делу о проверке конституционности части 1 статьи 5
    Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной
       нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,
    подлежащих обязательному социальному страхованию" в связи с
      запросом Автозаводского районного суда города Тольятти
                         Самарской области

     город Санкт-Петербург                      6 февраля 2009 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего   -  судьи  С.П.Маврина,  судей  Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,   С.Д.Князева,    А.Л.Кононова,    Л.О.Красавчиковой,
Ю.Д.Рудкина, А.Я.Сливы, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     с участием судьи Автозаводского районного суда города Тольятти
Самарской    области    С.Б.Клюева,    постоянного    представителя
Государственной Думы в Конституционном  Суде  Российской  Федерации
А.Н.Харитонова,    представителя   Совета   Федерации   -   доктора
юридических  наук  Е.В.Виноградовой,   полномочного   представителя
Президента  Российской  Федерации в Конституционном Суде Российской
Федерации М.В.Кротова,
     руководствуясь статьей  125  (часть  4) Конституции Российской
Федерации,  пунктом 3 части первой,  частями  третьей  и  четвертой
статьи 3,  пунктом 3 части второй статьи 22,  статьями 36,  74, 86,
101,   102    и    104    Федерального    конституционного   закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",
     рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
конституционности    части    1  статьи   5   Федерального   закона
"Об обеспечении  пособиями  по  временной  нетрудоспособности,   по
беременности и родам граждан,  подлежащих обязательному социальному
страхованию".
     Поводом к   рассмотрению  дела  явился  запрос  Автозаводского
районного суда города  Тольятти  Самарской  области.  Основанием  к
рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе
о  том,   соответствуют   ли   Конституции   Российской   Федерации
оспариваемые в запросе законоположения.
     Заслушав сообщение  судьи-докладчика  Ю.Д.Рудкина,  объяснения
представителей   сторон,   выступления  полномочного  представителя
Правительства   Российской   Федерации   в   Конституционном   Суде
Российской  Федерации  М.Ю.Барщевского,  приглашенных  в  заседание
представителей:  от  Министерства  здравоохранения  и   социального
развития  Российской  Федерации  - Т.В.Юрьевой,  от Верховного Суда
Российской Федерации -  заместителя  Председателя  Верховного  Суда
Российской   Федерации  В.Н.Соловьева,  от  Генерального  прокурора
Российской  Федерации  -  Т.А.Васильевой,  от   Фонда   социального
страхования   Российской   Федерации   -   Г.А.Орловой,  исследовав
представленные документы  и  иные  материалы,  Конституционный  Суд
Российской Федерации

                        у с т а н о в и л:

     1. В  соответствии  с частью 1 статьи 5 Федерального закона от
29  декабря  2006  года  N  255-ФЗ  "Об  обеспечении  пособиями  по
временной  нетрудоспособности,  по  беременности  и  родам граждан,
подлежащих  обязательному  социальному  страхованию"   пособие   по
временной  нетрудоспособности  выплачивается гражданам,  подлежащим
обязательному   социальному   страхованию,   в    случаях    утраты
трудоспособности  вследствие заболевания или травмы,  необходимости
осуществления   ухода   за   больным   членом   семьи,    карантина
застрахованного  лица  либо ребенка в возрасте до 7 лет или другого
члена семьи,  признанного в установленном  порядке  недееспособным,
осуществления    протезирования   по   медицинским   показаниям   в
стационарном   специализированном   учреждении,    долечивания    в
санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного
лечения.
     Со ссылкой   на   приведенные  законоположения  мировой  судья
судебного  участка  N  1  Автозаводского  района  города   Тольятти
Самарской  области  отказал  в  удовлетворении  исковых  требований
гражданина  М.А.Ермолова   о   взыскании   пособия   по   временной
нетрудоспособности к ОАО "АВТОВАЗ", не оплатившему выданный истцу в
связи с болезнью и стационарным лечением его супруги  Е.Г.Ермоловой
листок  нетрудоспособности  по  уходу за здоровым ребенком (сыном в
возрасте одного года).  Свой отказ мировой судья  мотивировал  тем,
что  законом  установлен исчерпывающий перечень случаев обеспечения
застрахованных лиц пособиями  по  временной  нетрудоспособности,  и
осуществление  отцом  ухода за здоровым ребенком в связи с болезнью
его матери,  находящейся в отпуске по уходу за  ребенком,  в  число
таких случаев не входит.
     Автозаводский районный суд города Тольятти Самарской  области,
в производстве которого находится апелляционная жалоба М.А.Ермолова
на решение  мирового  судьи,  просит  признать  не  соответствующей
Конституции  Российской  Федерации  часть  1  статьи 5 Федерального
закона "Об обеспечении пособиями по  временной  нетрудоспособности,
по   беременности   и   родам   граждан,  подлежащих  обязательному
социальному  страхованию",  которая,  по   мнению   заявителя,   не
предусматривая  - в отличие от ранее действовавшего регулирования -
выплату пособия по временной нетрудоспособности отцу  (или  другому
члену  семьи)  ребенка  в возрасте до полутора лет в случае болезни
матери,  находящейся в отпуске по уходу  за  ребенком,  лишает  тем
самым отца ребенка равного с матерью права на воспитание и заботу о
детях (статьи 38 и 39 Конституции Российской Федерации),  а также -
в  нарушение статьи 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации -
отменяет право отца на социальное обеспечение для воспитания детей,
которое  было  закреплено  в  нормативных правовых актах Союза ССР,
т. е. до принятия названного Федерального закона.
     Таким образом,   часть  1   статьи   5   Федерального   закона
"Об обеспечении  пособиями  по  временной  нетрудоспособности,   по
беременности и родам граждан,  подлежащих обязательному социальному
страхованию" является предметом рассмотрения Конституционного  Суда
Российской Федерации по настоящему делу постольку,  поскольку ею не
предусматривается  возможность  назначения  и  выплаты  пособия  по
временной нетрудоспособности отцу (или другому члену семьи) ребенка
в возрасте до полутора лет в случае болезни матери,  находящейся  в
отпуске по уходу за ребенком.
     2. Согласно  Конституции  Российской  Федерации  в  Российской
Федерации    обеспечивается    государственная   поддержка   семьи,
материнства,  отцовства и детства,  устанавливаются государственные
пособия  и  иные  гарантии  социальной защиты (статья 7,  часть 2);
материнство и детство,  семья находятся  под  защитой  государства,
забота  о  детях,  их  воспитание  -  равное  право  и  обязанность
родителей (статья 38, части 1 и 2).
     Право детей  на  особую заботу и помощь провозглашено Всеобщей
декларацией прав человека и наряду с принципом приоритета интересов
и  благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплено
Конвенцией  о  правах  ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября  1989  года),  установившей,  что родители несут основную
ответственность за воспитание и развитие ребенка, интересы которого
являются   предметом  их  основной  заботы,  и  что  государства  -
участники Конвенции в целях содействия реализации изложенных в  ней
прав  ребенка  оказывают  родителям  и законным опекунам надлежащую
помощь,  в  том  числе  через  систему  социального  обеспечения  и
социального  страхования,  в  выполнении  ими своих обязанностей по
воспитанию детей и созданию  соответствующих  материальных  условий
для их развития (статьи 18, 26 и 27).
     Ориентируя национальное законодательство в области социального
обеспечения   на   создание  соответствующих  правовых  механизмов,
Международная организация труда считает  необходимым  принимать  во
внимание   потребности  работающих  граждан,  члены  семей  которых
нуждаются в уходе, с тем чтобы эти граждане могли осуществлять свое
право на труд,  не подвергаясь дискриминации и, насколько возможно,
гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности (пункт 2
статьи 1,  пункт  1  статьи 3, статьи 4 и 9 Конвенции МОТ 1981 года
N 156 "О равном обращении  и  равных  возможностях  для  трудящихся
мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями").
     3. Конституция  Российской   Федерации   гарантирует   каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери  кормильца,  для  воспитания  детей  и   в   иных   случаях,
установленных законом (статья 39, часть 1).
     Федеральный законодатель,   реализуя    предоставленные    ему
статьями 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1
и 2) Конституции Российской Федерации полномочия,  определил случаи
(социальные  страховые  риски),  с  которыми  связано осуществление
гражданами  конституционного  права  на  социальное  обеспечение  в
системе обязательного социального страхования, и установил в рамках
специального  правового  регулирования  соответствующих   отношений
принципы,  правила  и  особенности  различных  видов обеспечения по
обязательному социальному страхованию.
     3.1. Страховое   обеспечение   в  виде  пособия  по  временной
нетрудоспособности предоставляется, согласно Федеральному закону от
16  июля  1999  года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального
страхования",  при наступлении такого социального страхового риска,
как  временная  нетрудоспособность  (подпункт  2 пункта 1 статьи 7,
подпункт  5  пункта  2  статьи  8).  Условия,  размеры  и   порядок
обеспечения  этим   пособием   определяются   Федеральным   законом
"Об обеспечении  пособиями  по  временной  нетрудоспособности,   по
беременности и родам граждан,  подлежащих обязательному социальному
страхованию".
     Часть 1  статьи  5 названного Федерального закона,  содержащая
исчерпывающий   перечень   случаев,   при    наступлении    которых
осуществляется      обеспечение      пособием      по     временной
нетрудоспособности,  связывает  возможность  его  выплаты  либо   с
болезнью  самого застрахованного лица или членов его семьи,  либо с
осуществлением   специальных   ограничительных    (карантин)    или
реабилитационных в отношении застрахованного лица (протезирование и
санаторно-курортное    лечение)    мероприятий,     обусловливающих
необходимость его освобождения от выполнения трудовых обязанностей.
Ее  положения,  определяющие  во  взаимосвязи  с   соответствующими
положениями  Трудового  кодекса  Российской Федерации,  федеральных
законов  "Об  основах  обязательного  социального   страхования"  и
"О государственных  пособиях  гражданам,  имеющим детей" содержание
временной нетрудоспособности как социального страхового  риска,  не
предназначены   для  предоставления  обеспечения  по  обязательному
социальному страхованию  в  случае  наступления  других  социальных
страховых рисков.
     Осуществление ухода за малолетним ребенком  -  самостоятельный
страховой    случай,   представляющий   собой   реализацию   такого
социального страхового риска,  как материнство,  который охватывает
также   беременность   и  рождение  ребенка  и  которому,  согласно
Федеральному   закону   "Об   основах   обязательного   социального
страхования" (подпункт 4 пункта 1 статьи 7, подпункты 7, 8, 10 и 11
пункта 2 статьи 8),  соответствуют следующие  виды  обеспечения  по
обязательному  социальному  страхованию:  пособие по беременности и
родам,  единовременное  пособие  женщинам,  вставшим  на   учет   в
медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное
пособие при рождении ребенка,  а также ежемесячное пособие по уходу
за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
     Порядок предоставления этих пособий  урегулирован  Федеральным
законом  "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности,
по  беременности  и   родам   граждан,   подлежащих   обязательному
социальному  страхованию"  и Федеральным законом "О государственных
пособиях гражданам,  имеющим детей", закрепляющим в статьях 13 и 14
право  на  получение  ежемесячного  пособия по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет как матерью ребенка,  так и его
отцом либо другим родственником,  фактически осуществляющим уход за
ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком,  на  который
эти лица имеют право в силу статьи 256 Трудового кодекса Российской
Федерации.
     Таким образом,  право  на  освобождение от выполнения трудовых
обязанностей  в  связи  с  необходимостью  ухода  за  ребенком,  не
достигшим полутора лет, равно как и право на социальное обеспечение
в этот период,  которые указанные лица имели в соответствии с ранее
действовавшим  правовым  регулированием  в  сфере  государственного
социального страхования,  были сохранены.  Ограничение  же  случаев
обеспечения пособием по временной нетрудоспособности, обусловленное
целевым назначением данного вида страхового обеспечения  в  системе
обязательного социального страхования, не может рассматриваться как
ущемляющее конституционные права на заботу о детях и на  социальное
обеспечение  для  воспитания  детей,  которые  реализуются в рамках
другого вида социального обеспечения, целевое назначение которого -
компенсировать   утрату   заработка,   обусловленную   рождением  и
воспитанием ребенка, осуществлением надлежащей заботы о нем.
     Данное регулирование  осуществлено федеральным законодателем в
пределах   его   дискреционных   полномочий   и    согласуется    с
конституционно    значимыми    целями   обязательного   социального
страхования,  направленного  на  компенсацию  или  минимизацию  для
работающих граждан последствий изменения их материального положения
в связи с наступлением предусмотренных законодательством Российской
Федерации   социальных   страховых   рисков,   каждому  из  которых
соответствует определенный вид страхового обеспечения (часть третья
статьи  1,  пункт  1  статьи  8  Федерального  закона  "Об  основах
обязательного социального страхования").
     3.2. Изменение  правового  регулирования обеспечения пособиями
по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком предполагает
наличие  такого  правового  механизма,  который  позволял  бы  отцу
ребенка в случае болезни матери,  находящейся в отпуске по уходу за
ребенком,  беспрепятственно реализовать предусмотренную статьей 256
Трудового   кодекса   Российской   Федерации   возможность   самому
использовать на этот период отпуск по уходу за ребенком и тем самым
осуществить гарантированные статьями 38 (часть 2) и  39  (часть  1)
Конституции  Российской  Федерации  права  на заботу о ребенке и на
социальное обеспечение в  связи  с  воспитанием  детей.  При  этом,
поскольку одновременное предоставление отпуска по уходу за ребенком
нескольким членам семьи исключается, переход права на использование
отпуска  по  уходу за ребенком и,  соответственно,  на назначение и
выплату пособия по уходу за ребенком должен происходить посредством
максимально удобных для родителей ребенка процедур.
     Как следует из пунктов  50  и  51  Положения  о  назначении  и
выплате    государственных   пособий   гражданам,   имеющим   детей
(утверждено постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
30 декабря  2006  года N 865),  основанием для назначения и выплаты
ежемесячного  пособия  по  уходу  за  ребенком   является   решение
работодателя  о  предоставлении  отпуска по уходу за ребенком,  для
принятия  которого  наряду  с  другими  документами   должна   быть
представлена  справка с места работы (учебы,  службы) матери (отца,
обоих родителей) ребенка о том,  что она (он,  они)  не  использует
указанный отпуск и не получает пособия.
     По сложившейся к настоящему моменту практике  применения  этих
предписаний,  заболевшей матери,  находящейся в отпуске по уходу за
ребенком,  необходимо обратиться к своему работодателю с заявлением
о  прекращении  отпуска;  на  основании этого заявления должен быть
издан соответствующий приказ,  а  матери  ребенка  выдана  справка,
подтверждающая  данный факт,  что дает отцу ребенка право требовать
от своего работодателя предоставления отпуска по уходу за  ребенком
с выплатой пособия по уходу за ребенком.
     Такая процедура,  сама по  себе  требующая  организационных  и
временных  затрат,  в  ряде  случаев  не  может  быть  доведена  до
завершения (например,  если мать тяжело  больна  или  находится  на
лечении  в стационаре) и,  следовательно,  не может гарантировать в
полной мере защиту интересов семьи и ребенка,  что, в свою очередь,
означает    невозможность    осуществления    в    полном    объеме
конституционных прав на заботу о детях и их воспитание,  а также на
социальное  обеспечение  для  воспитания  детей.  Это  предполагает
необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования
с  целью  максимального  упрощения  процедуры оформления - в случае
болезни матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, - отцом
ребенка (другим родственником) отпуска по уходу за ребенком на этот
период и назначения полагающегося ему в таком случае в соответствии
с законом пособия по обязательному социальному страхованию.
     Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи  71,  статьями  72,  74,  75,  79,  80  и  100  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                       п о с т а н о в и л:

     1. Признать не противоречащей Конституции Российской Федерации
часть 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении  пособиями  по
временной  нетрудоспособности,  по  беременности  и  родам граждан,
подлежащих  обязательному   социальному   страхованию",   поскольку
содержащимися  в ней положениями - в системе действующего правового
регулирования - отец ребенка не лишается равного с матерью права на
воспитание  детей,  а  также  права  на  социальное обеспечение для
воспитания  детей,   осуществляемое   в   том   числе   посредством
предоставления пособия по обязательному социальному страхованию.
     2. Настоящее   Постановление   окончательно,    не    подлежит
обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно  после  провозглашения,
действует  непосредственно  и  не  требует  подтверждения   другими
органами и должностными лицами.
     3. Согласно статье  78  Федерального  конституционного  закона
"О Конституционном    Суде    Российской    Федерации"    настоящее
Постановление   подлежит    незамедлительному    опубликованию    в
"Российской   газете"   и   "Собрании  законодательства  Российской
Федерации".  Постановление  должно  быть   опубликовано   также   в
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 3-П


Информация по документу
Читайте также