Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2004 № 19-П

 



                              Именем
                       Российской Федерации

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 по делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи
       238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с
    коллективной жалобой граждан А.И.Березова, Г.А.Васютинской,
     В.П.Крайнюкова, С.П.Молдашова, С.Н.Панина, В.Н.Потапова,
        А.И.Пудовкина и В.Н.Юнды, а также жалобой гражданки
                           Л.А.Галаевой

     город Москва                              23 декабря 2004 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего     А.Л.Кононова,     судей      Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,     Л.О.Красавчиковой,     Ю.Д.Рудкина,    А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     с участием   гражданки  Л.А.Галаевой  и  представителя  Совета
Федерации - доктора юридических наук Е.В.Виноградовой,
     руководствуясь статьей  125  (часть  4) Конституции Российской
Федерации,  пунктом 3 части первой,  частями  третьей  и  четвертой
статьи 3,  пунктом 3 части второй статьи 22,  статьями 36,  74, 86,
96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации",
     рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
конституционности  подпункта  8  пункта  1  статьи  238  Налогового
кодекса Российской Федерации.
     Поводом к   рассмотрению   дела  явились  коллективная  жалоба
граждан     А.И.Березова,     Г.А.Васютинской,      В.П.Крайнюкова,
С.П.Молдашова, С.Н.Панина, В.Н.Потапова, А.И.Пудовкина и В.Н.Юнды и
жалоба гражданки Л.А.Галаевой на нарушение их конституционных  прав
подпунктом  8  пункта  1  статьи  238 Налогового кодекса Российской
Федерации.  Основанием к рассмотрению дела  явилась  обнаружившаяся
неопределенностью  вопросе  о  том,  соответствует  ли  Конституции
Российской Федерации содержащееся в нем законоположение.
     Поскольку обе  жалобы  касаются  одного  и  того  же предмета,
Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации",  соединил  дела  по  этим  жалобам  в  одном
производстве.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика  Г.А.Гаджиева,  объяснения
представителей    сторон,    показания    свидетеля    -   депутата
Государственной  Думы  О.Г.Дмитриевой,   выступления   полномочного
представителя  Правительства Российской Федерации в Конституционном
Суде Российской Федерации М.Ю.Барщевского,  а также приглашенных  в
заседание   представителей:  от  Министерства  финансов  Российской
Федерации  -  М.И.Шиенка,  от  Федеральной   налоговой   службы   -
С.В.Бобкова, от Министерства здравоохранения и социального развития
Российской  Федерации  -  М.А.Ковалевского   и   Ю.В.Воронина,   от
Пенсионного   фонда   Российской   Федерации   -   А.Н.Пудова,   от
Межрегиональной   организации    объединений    домовладельцев    -
Г.А.Ломтева,  исследовав представленные документы и иные материалы.
Конституционный Суд Российской Федерации

                        у с т а н о в и л:

     1. С 1 января 2002 года  обязательное  пенсионное  страхование
регламентируется,  в  частности,  Федеральным законом от 15 декабря
2001 года "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в  Российской
Федерации",   статьей   10   которого  устанавливается,  что  суммы
страховых взносов,  поступившие за  застрахованное  лицо  в  бюджет
Пенсионного   фонда   Российской   Федерации,  учитываются  на  его
индивидуальном  лицевом  счете  (пункт   1);   объектом   обложения
страховыми  взносами  и  базой  для  начисления  страховых  взносов
являются  объект  налогообложения  и  налоговая  база  по   единому
социальному   налогу  (взносу),  установленные  главой  24  "Единый
социальный налог (взнос)" Налогового кодекса  Российской  Федерации
(пункт  2).  При  этом  в  силу  подпункта  8  пункта  1 статьи 238
Налогового кодекса Российской Федерации обложению единым социальным
налогом  не подлежат суммы,  выплачиваемые за счет членских взносов
садоводческих,     садово-огородных,     гаражно-строительных     и
жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам,  выполняющим
работы (услуги) для указанных организаций.
     Из представленных  в  Конституционный Суд Российской Федерации
материалов  следует,  что  Пенсионный  фонд Российской Федерации  с
1 января  2002  года  перестал  принимать  от гаражно-строительного
кооператива "Северный"  (город  Михайловка  Волгоградской  области)
страховые  взносы,  исключив  тем  самым  его  работников - граждан
А.И.Березова,   Г.А.Васютинскую,   В.П.Крайнюкова,   С.П.Молдашова,
С.Н.Панина, В.Н.Потапова, А.И.Пудовкина и В.Н.Юнду, как указывается
в их коллективной жалобе, из индивидуального (персонифицированного)
учета  в системе обязательного пенсионного страхования и фактически
приостановив  исчисление  необходимого  для  установления  трудовой
пенсии  страхового  стажа.  Гражданке  Л.А.Галаевой  - председателю
жилищно-строительного кооператива N 101  (город  Тверь)  учреждения
Пенсионного  фонда  Российской  Федерации  отказали  во включении в
страховой  стаж  период  работы  по  трудовому  договору  в  данном
жилищно-строительным    кооперативе    на    том   основании,   что
выплачиваемая ей заработная плата  в  силу  подпункта  8  пункта  1
статьи  238  Налогового  кодекса  Российской  Федерации не подлежит
обложению единым социальным налогом.
     По мнению заявителей,  неуплата кооперативами (товариществами)
единого социального налога  исключает  для  работающих  в  них  лиц
реализацию   конституционного   права  на  пенсионное  обеспечение,
поскольку ни кооперативы,  ни  эти  лица  не  принимают  участия  в
пополнении   бюджета  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации,  и
необоснованно ограничивает  их  трудовые  права,  что  противоречит
статьям 7, 19, 39, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
     В соответствии  с  частью  третьей  статьи   74   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации"  Конституционный  Суд  Российской  Федерации   принимает
постановления только по предмету, указанному в обращении.
     Следовательно, предметом  рассмотрения  Конституционного  Суда
Российской  Федерации по настоящему делу является подпункт 8 пункта
1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации  -  постольку,
поскольку  в  системной  связи  с  положениями  пункта  2 статьи 10
Федерального  закона  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в
Российской  Федерации",  а  также  иными  положениями  федерального
законодательства, связанными с установлением трудовых пенсий, он не
позволяет засчитывать в страховой стаж, учитываемый при определении
права  на  трудовую  пенсию,  периоды   работы   в   садоводческих,
садово-огородных,   гаражно-строительных   и   жилищно-строительных
кооперативах (товариществах).
     2. В   соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации  в
Российской  Федерации,  провозглашенной  социальным   государством,
политика  которого  направлена на создание условий,  обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7,  часть 1),
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту,  в случае
болезни,  инвалидности,  потери кормильца, для воспитания детей и в
иных  случаях,  установленных  законом;  государственные  пенсии  и
социальные пособия устанавливаются законом (статья 39,  части  1  и
2);  каждый  обязан  платить  законно  установленные налоги и сборы
(статья 57). По смыслу приведенных положений Конституции Российской
Федерации  во  взаимосвязи  с  положениями  ее статьи 39 (часть 3),
согласно которой в  Российской  Федерации  поощряется  добровольное
социальное    страхование,  конституционное   право  на  социальное
обеспечение гарантируется путем создания систем как  обязательного,
так   и   добровольного   социального   страхования.   Обязательное
социальное страхование основано на уплате таких  не  относящихся  к
налогам обязательных платежей, как страховые взносы на обязательное
страхование в соответствующие фонды,  целевым  назначением  которых
является  обеспечение  права граждан на получение трудовых пенсий и
пособий.
     Кроме того,   к   базовым  ценностям  общества  и  государства
относится  право  каждого  на  объединение  (статья  30,  часть  1,
Конституции  Российской  Федерации).  Во  взаимосвязи со статьей 40
Конституции Российской Федерации,  гарантирующей каждому  право  на
жилище   и  обязывающей  органы  государственной  власти  и  органы
местного самоуправления создавать условия для его осуществления,  а
также статьями 37 (часть 5) и 41 (части 1 и 2), закрепляющими права
на  отдых  и  охрану  здоровья,  это  означает,  в  частности,  что
граждане, реализуя названные конституционные права, могут создавать
такие  объединения,  как  товарищества  собственников  жилья,  иные
кооперативы, являющиеся разновидностью некоммерческих организаций.
     Принципы правовой  справедливости  и  равенства,  на   которых
основано  осуществление  прав  и  свобод  человека  и  гражданина в
Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая
право   на   социальное   обеспечение   (в   частности,  пенсионное
обеспечение),  по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17
(часть 1),  18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации,
обусловливают,  как указал Конституционный Суд Российской Федерации
в  Постановлении  от  29  января  2004  года  по  делу  о  проверке
конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона
"О    трудовых    пенсиях   в   Российской   Федерации",   правовую
определенность и связанную с  ней  предсказуемость  законодательной
политики в сфере пенсионного обеспечения.  Тем самым предполагается
взаимная согласованность законодательного регулирования  собственно
пенсионных  отношений  и  иных  сопряженных  с  ними  отношений,  -
налоговых, жилищных, трудовых и др.
     3. В  соответствии  с  частью  второй  статьи  74 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"   Конституционный  Суд  Российской  Федерации  принимает
решение по делу,  оценивая не только буквальный смысл  оспариваемой
нормы,  но  и смысл,  придаваемый ей официальным и иным толкованием
или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из ее
места в системе правовых актов.
     3.1. Пенсионная система,  введенная в  действие  в  Российской
Федерации  с  1 января 2002 года,  основана на страховых принципах:
право на трудовую пенсию согласно статье 3 Федерального  закона  от
17  декабря  2001  года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
имеют граждане Российской Федерации,  застрахованные в соответствии
с  Федеральным  законом  "Об  обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации"; при определении права гражданина на трудовую
пенсию  учитывается его страховой стаж,  под которым в соответствии
со статьей 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях  в  Российской
Федерации" понимается суммарная продолжительность периодов работы и
(или) иной деятельности,  в течение которых уплачивались  страховые
взносы  в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  а  также  иных
периодов, засчитываемых в страховой стаж.
     Трудовая пенсия   складывается   из   базовой,   страховой   и
накопительной  частей,  каждая  из  которых  имеет  свой   источник
финансирования,  обладающий самостоятельной правовой природой. Если
страховая и накопительная части трудовой  пенсии  финансируются  за
счет  собственно  страховых взносов (правовая природа которых носит
неналоговый возмездный характер),  то базовая ее часть  -  за  счет
единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет. Этот
источник  финансирования  обладает  всеми   признаками   налогового
платежа,  а  потому  базовая  часть  трудовой пенсии определяется в
законе как вид государственного обеспечения, а не страхования.
     Предназначением единого  социального  налога  является  в  том
числе  формирование  финансовой  основы  социального   страхования.
Поэтому в отличие от других федеральных налогов помимо федерального
бюджета часть его  сумм  поступает  во  внебюджетные  фонды.  Сумма
единого  социального  налога  согласно  пунктам  1  и  2 статьи 243
Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется и  уплачивается
налогоплательщиками   отдельно   в   федеральный  бюджет  и  каждый
внебюджетный фонд и  определяется  как  соответствующая  процентная
доля налоговой базы;  сумма налога, подлежащая уплате в федеральный
бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за
тот   же   период  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное
страхование  (налоговый  вычет).  При  этом  пунктом  2  статьи  10
Федерального  закона  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в
Российской  Федерации"  устанавливается,  что  объектом   обложения
страховыми  взносами  и  базой  для  начисления  страховых  взносов
являются  объект  налогообложения  и  налоговая  база  по   единому
социальному налогу.
     3.2. Как следует  из  ведомственного  акта  Пенсионного  фонда
Российской   Федерации   -   письма   от   31   марта   2003   года
N СД-09-25/3213,  в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового
кодекса  Российской  Федерации  налогообложению  единым  социальным
налогом не подлежат суммы,  выплачиваемые за счет членских  взносов
садоводческих,     садово-огородных,     гаражно-строительных     и
жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам,  выполняющим
работы  (услуги)  для указанных организаций,  - независимо от того,
работают ли  эти  лица  на  постоянной  или  временной  основе,  по
трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера,
заключаемым  для  выполнения  каких-либо  разовых  работ   (услуг);
соответственно,  суммы,  выплачиваемые  за  счет  членских  взносов
названных кооперативов (товариществ),  не облагаются  и  страховыми
взносами  на обязательное пенсионное страхование,  поскольку и те и
другие имеют общие объект обложения и базу  исчисления,  а  периоды
деятельности  в  этих  организациях  после  1  января  2002 года не
подлежат включению в страховой стаж.
     Исходя из  такого  толкования  подпункта 8 пункта 1 статьи 238
Налогового  кодекса  Российской  Федерации  территориальные  органы
Пенсионного   фонда   Российской  Федерации  перестали  засчитывать
гражданам    А.И.Березову,     Г.А.Васютинской,     В.П.Крайнюкову,
С.П.Молдашову, С.Н.Панину, В.Н.Потапову, А.И.Пудовкину и В.Н.Юнде в
страховой стаж периоды работы в гаражно-строительном кооперативе, а
гражданке    Л.А.Галаевой    -    период    работы    председателем
жилищно-строительного кооператива,    указав,    что    право    на
обязательное   пенсионное   страхование   в   Российской  Федерации
реализуется только в случае уплаты страховых взносов.  В результате
названные граждане, выполнявшие в кооперативе определенную работу и
получавшие заработную плату,  тем не менее оказались  вне  пределов
действия  системы  обязательного  пенсионного  страхования  за счет
средств работодателя и были  лишены  возможности  увеличивать  свой
страховой  стаж  и  формировать  накопительную  и  страховую  части
трудовой пенсии.
     3.3. Введенное подпунктом 8 пункта  1  статьи  238  Налогового
кодекса  Российской Федерации изъятие из установленных его статьями
236 и 237 объекта  налогообложения  и  налоговой  базы  по  единому
социальному  налогу  основано  на учете природы перечисленных в нем
организаций,   являющихся   некоммерческими,    не    преследующими
извлечение  прибыли  в  качестве  основной  цели своей деятельности
(пункт 1 статьи 50  ГК  Российской  Федерации,  пункт  1  статьи  2
Федерального  закона  от  12  января  1996  года  "О некоммерческих
организациях"),  в   частности   потребительских   кооперативов   -
объединений,   основанных  на  началах  членства  и  созданных  для
удовлетворения материальных и иных  потребностей  участников  путем
объединения  ими  имущественных паевых взносов (пункт 1  статьи 116
ГК Российской Федерации).
     Оплата труда   работников,  заключивших  трудовые  договоры  с
кооперативом (товариществом),  и  другие  текущие  расходы  данного
объединения  производятся  за  счет  членских  взносов  -  денежных
средств,  периодически  вносимых  членами   этих   объединений   на
указанные цели (статья 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года
"О   садоводческих,   огороднических   и   дачных    некоммерческих
объединениях  граждан").  В соответствии со статьей 17 Федерального
закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в
товариществах  собственников жилья за счет обязательных платежей их
членов  осуществляется  содержание  и  ремонт  помещений  и  общего
имущества   (названный  Федеральный  закон  в  силу  его  статьи  4
распространяется    и    на    все    товарищества,    товарищества
домовладельцев,    жилищные    кооперативы,    жилищно-строительные
кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом  хотя  бы  одним
членом).
     Законодатель, освободив  подпунктом  8  пункта  1  статьи  238
Налогового   кодекса   Российской  Федерации  от  обложения  единым
социальным налогом  суммы,  выплачиваемые  как  наемным  работникам
садоводческих,     садово-огородных,     гаражно-строительных     и
жилищно-строительных кооперативов (товариществ),  так и иным лицам,
выполняющим  работы (услуги) для указанных организаций,  включая их
председателей,  исходил из конституционно  значимой  цели  создания
условий  для осуществления права граждан на жилище,  отдых и охрану
здоровья и государственной  поддержки  кооперативов  (товариществ),
что  не  вступает  в противоречие с конституционными принципами,  и
прежде всего - с  конституционным  принципом  равенства  в  области
налогообложения.
     4. Из взаимосвязанных положений  статей  19  и  39  (часть  1)
Конституции  Российской  Федерации  вытекают  принципы  равенства в
условиях  получения  трудовых  пенсий  и   всеобщности   права   на
пенсионное обеспечение.  Законодатель,  который на основании статей
39 (часть 2),  71 (пункт "в"),  72 (пункты "б",  "ж" части 1) и  76
(части   1  и  2)  Конституции  Российской  Федерации  осуществляет
регулирование условий и  порядка  предоставления  конкретных  видов
пенсионного обеспечения, а также определяет организационно-правовой
механизм  его  реализации,  связан  в  том   числе   необходимостью
соблюдения  конституционных  принципов справедливости и равенства и
требований к ограничениям прав и свобод граждан (статья  19,  часть
1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
     Исходя из этого законодателем предусмотрены две формы  участия
в  пенсионном  страховании - обязательное и добровольное.  Согласно
Федеральному  закону  "Об  обязательном  пенсионном  страховании  в
Российской Федерации" физические лица вправе добровольно вступить в
правоотношения   по   обязательному   пенсионному   страхованию   и
уплачивать  страховые  взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации за другое  физическое  лицо,  за  которое  не  уплачивает
страховые  взносы  страхователь в соответствии с данным Федеральным
законом (пункт 1  статьи  29).  В  силу  названных  конституционных
принципов   в   отношении   лиц,   выполняющих   для   кооперативов
(товариществ)  работы  (услуги),   также   допустимо   добровольное
вступление    в   правоотношения   по   обязательному   пенсионному
страхованию.  Кроме того,  лицам,  не  имеющим  права  на  трудовую
пенсию,  в порядке, установленном законом, выплачивается социальная
пенсия.
     Использование различных механизмов пенсионного обеспечения для
разных  категорий  граждан  предусмотрено  законодателем  в   целях
соблюдения  баланса  их  интересов  и  не может рассматриваться как
нарушающее конституционный принцип  равенства  перед  законом.  При
этом   механизм   добровольного   вступления  в  правоотношения  по
обязательному пенсионному страхованию  -  исходя  из  необходимости
соблюдения принципа всеобщности пенсионного обеспечения - не должен
препятствовать реализации права на  пенсионное  обеспечение.  Между
тем  в  случаях,  когда добровольное вступление в правоотношения по
обязательному  пенсионному  страхованию  осуществляется  в  порядке
статьи   29   Федерального   закона   "Об  обязательном  пенсионном
страховании в Российской Федерации", реализация права на пенсионное
обеспечение физического лица - а значит,  и лиц, выполняющих работы
(услуги) для кооперативов (товариществ),  - зависит  от  усмотрения
тех, кто уплачивает за них страховые взносы.
     В силу конституционно обусловленной всеобщности социального, в
том  числе пенсионного,  обеспечения пункт 1 статьи 29 Федерального
закона  "Об  обязательном  пенсионном  страховании   в   Российской
Федерации"   в   его   конституционно-правовом   смысле   допускает
непосредственное, т. е.  личное,  добровольное   вступление   лица,
выполняющего  работы  (услуги)  для  кооператива (товарищества),  в
правоотношения   по   обязательному   пенсионному   страхованию   с
учреждениями  Пенсионного  фонда  Российской Федерации.  Именно при
условии, что такое лицо вправе добровольно платить страховые взносы
за  самого себя,  подпункт 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса
Российской  Федерации  не  препятствует  формированию  страховой  и
накопительной частей трудовой пенсии и не может рассматриваться как
нарушающий права,  гарантированные  статьями  19  (часть  1)  и  39
Конституции Российской Федерации.
     5. Принятый 20 июля 2004 года Федеральный  закон  "О  внесении
изменений  в  главу  24  части второй Налогового кодекса Российской
Федерации,   Федеральный   закон   "Об   обязательном    пенсионном
страховании  в  Российской  Федерации" и признании утратившими силу
некоторых положений законодательных  актов  Российской  Федерации",
как следует из его содержания, в основном направлен на существенное
снижение налогового  бремени.  Вместе  с  тем  согласно  названному
Федеральному закону с 1 января 2005 года утрачивает силу и подпункт
8 пункта 1 статьи  238  Налогового  кодекса  Российской  Федерации,
освобождающий  в  настоящее  время  от  обложения единым социальным
налогом   суммы,   выплачиваемые   за   счет    членских    взносов
соответствующих  кооперативов (товариществ) лицам,  выполняющим для
них работы (услуги),  - при том что в силу статьи  35  Федерального
закона  от  15 апреля 1998 года "О садоводческих,  огороднических и
дачных некоммерческих объединениях граждан"  садоводы,  огородники,
дачники и их садоводческие,  огороднические и дачные некоммерческие
объединения могут в  установленном  федеральными  законами  порядке
полностью   или  частично  освобождаться  от  федеральных  налогов,
взносов во внебюджетные фонды и платежей.
     Отмена нормы,  содержащейся  в подпункте 8 пункта 1 статьи 238
Налогового кодекса Российской  Федерации,  означает,  по  существу,
лишение  кооперативов  (товариществ)  государственной  поддержки  и
немотивированный     отказ     федерального     законодателя     от
преследовавшейся  им  ранее  цели  - создать посредством налогового
законодательства благоприятные условия для осуществления гражданами
таких  прав,  как  права  на  жилище,  отдых,  охрану здоровья и на
объединение.  Пытаясь именно таким,  обременительным, путем усилить
гарантии пенсионного обеспечения лиц,  выполняющих для кооперативов
(товариществ) работы (услуги), и не указав социально значимые цели,
которые,  исходя  из  статьи  55  (часть  3) Конституции Российской
Федерации,  оправдывали бы  принятое  законодательное  решение,  он
поставил  под  угрозу  правовую  определенность  и  связанную с ней
предсказуемость  законодательной   политики   в   сфере   поддержки
кооперативов (товариществ).
     Кроме того,  в   силу   требований   статьи   6   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации"   вводимое   правовое    регулирование    должно    было
осуществляться  законодателем  с  учетом выраженных Конституционным
Судом Российской Федерации правовых позиций.  Так,  Конституционный
Суд  Российской  Федерации  указал,  что  исходя из конституционных
принципов равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации)  и
соразмерности  ограничений прав и свобод граждан социально значимым
интересам и целям,  закрепленным в Конституции Российской Федерации
(статья 55,  часть 3),  обеспечение неформального равенства граждан
требует учета фактической способности гражданина (в зависимости  от
его заработка, дохода) к уплате страхового взноса в соответствующем
размере;  правовое  регулирование  взимания  страховых  взносов  не
должно  приводить  к  тому,  что  равное  право  на трудовую пенсию
(статья 39,  части 1 и 2,  Конституции  Российской  Федерации)  для
разных  категорий плательщиков страховых взносов окажется связанным
с существенно несоразмерными  отчислениями  на  его  финансирование
(Постановление   от  24  февраля  1998  года  по  делу  о  проверке
конституционности отдельных положений статей  1  и  5  Федерального
закона  "О  тарифах  страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации,  Фонд  социального  страхования  Российской   Федерации,
Государственный  фонд  занятости населения Российской Федерации и в
фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год").
     Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи  71,  статьями  72,  74,   75,   79   и   100   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                       п о с т а н о в и л:

     1. Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации
подпункт  8  пункта  1  статьи  238  Налогового  кодекса Российской
Федерации,  поскольку возможность перечисления лицами, выполняющими
работы     (услуги)     для     садоводческих,    садово-огородных,
гаражно-строительных    и     жилищно-строительных     кооперативов
(товариществ),  страховых  взносов  в  Пенсионный  фонд  Российской
Федерации в добровольном  порядке не исключается законоположениями,
касающимися   права  этих  лиц  на  пенсионное  обеспечение,  в  их
конституционно-правовом        истолковании,         осуществленном
Конституционным    Судом    Российской    Федерации   в   настоящем
Постановлении.
     2. В соответствии со статьей 100 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
правоприменительные   решения   по   делам   граждан  А.И.Березова,
Г.А.Васютинской,   Л.А.Галаевой,   В.П.Крайнюкова,   С.П.Молдашова,
С.Н.Панина,  В.Н.Потапова,  А.И.Пудовкина и В.Н.Юнды, основанные на
подпункте 8 пункта  1  статьи  238  Налогового  кодекса  Российской
Федерации      в      истолковании,      расходящемся     с     его
конституционно-правовым смыслом,  выявленном Конституционным  Судом
Российской Федерации в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру
в установленном порядке с учетом их права  добровольно  вступить  в
правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
     3. Настоящее   Постановление   окончательно,    не    подлежит
обжалованию,  вступает  в  силу  немедленно  после  провозглашения,
действует  непосредственно  и  не  требует  подтверждения   другими
органами и должностными лицами.
     4. Согласно  статье 78  Федерального  конституционного  закона
"О Конституционном    Суде    Российской    Федерации"    настоящее
Постановление   подлежит    незамедлительному    опубликованию    в
"Российской   газете"   и   "Собрании  законодательства  Российской
Федерации".  Постановление  должно  быть   опубликовано   также   в
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 19-П


Информация по документу
Читайте также