Расширенный поиск

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 № 8-П

 



                              Именем
                       Российской Федерации

                     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    по делу о проверке конституционности положений части первой
   статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях
        гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и
     приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан
                      А.С.Стах и Г.И.Хваловой

     город Москва                                  24 мая 2001 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего Ю.М.Данилова,  судей М.В.Баглая,  Г.А.Жилина,
В.Д.Зорькина,    В.О.Лучина,     Н.В.Селезнева,     В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой,
     с участием постоянного представителя  Государственной  Думы  в
Конституционном    Суде   Российской   Федерации   В.В.Лазарева   и
представителя Совета Федерации А.В.Попова,
     руководствуясь статьями  125  (часть 4) Конституции Российской
Федерации,  пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи
3,  пунктом  3  части второй статьи 22,  статьями 36,  96,  97 и 99
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",
     рассмотрел в    открытом    заседании    дело    о    проверке
конституционности  положений  части  первой  статьи  1  и  статьи 2
Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам,  выезжающим из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
     Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан А.С.Стах  и
Г.И.Хваловой  на  нарушение  их  конституционных прав частью первой
статьи  1  и  статьей  2 Федерального закона от 25 июля  1998  года
"О  жилищных  субсидиях  гражданам,  выезжающим из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей". Основанием к  рассмотрению
дела явилась  обнаружившаяся  неопределенность  в  вопросе  о  том,
соответствуют ли Конституции Российской  Федерации  содержащиеся  в
них положения, примененные в делах заявителей.
     Поскольку жалобы  граждан  А.С.Стах  и  Г.И.Хваловой  касаются
одного   и   того   же  предмета,  Конституционный  Суд  Российской
Федерации,  руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела
по этим жалобам в одном производстве.
     Заслушав сообщение судьи-докладчика О.С.Хохряковой, объяснения
представителей стороны,  принявшей  оспариваемый  акт,  выступление
приглашенного  в заседание полномочного представителя Правительства
Российской Федерации в Конституционном  Суде  Российской  Федерации
М.Ю.Барщевского, исследовав  имеющиеся документы  и иные материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации

                        у с т а н о в и л:

     1. Федеральный  закон  от  25  июля  1998  года  "О   жилищных
субсидиях  гражданам,  выезжающим  из  районов  Крайнего  Севера  и
приравненных к  ним  местностей"  предусматривает,  что  правом  на
получение   жилищных  субсидий,  предоставляемых  за  счет  средств
федерального бюджета,  обладают граждане,  имеющие стаж работы  или
проживающие   в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях не менее 15 лет и не имеющие  жилья  в  других  регионах
Российской Федерации (часть первая статьи 1); средства федерального
бюджета,  предусмотренные  на  предоставление   жилищных   субсидий
гражданам,  выезжающим  из районов Крайнего Севера и приравненных в
ним  местностей,  в  объеме  до   5   процентов   используются   на
предоставление жилищных субсидий гражданам,  выехавшим из указанных
районов и местностей не ранее 1 января  1992  года,  нуждающимся  в
улучшении  жилищных  условий по новому месту жительства и имеющим в
соответствии с данным Федеральным законом право на получение  таких
субсидий (статья 2).
     Нормативные правовые акты,  действовавшие до вступления в силу
названного Федерального закона, предоставляли право на получение за
счет  средств  федерального  бюджета  безвозмездных   субсидий   на
строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах
Крайнего Севера  и  местностях,  приравненных  к  районам  Крайнего
Севера,  не менее 10 лет и состоящим на учете по улучшению жилищных
условий  (абзац  четвертый  пункта  5  Положения  о  предоставлении
гражданам  Российской  Федерации,  нуждающимся в улучшении жилищных
условий,  безвозмездных субсидий на строительство или  приобретение
жилья,    утвержденного    постановлением    Совета   Министров   -
Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N  1278;
абзац   третий   пункта  3  Положения  о  предоставлении  гражданам
Российской Федерации,  нуждающимся в  улучшении  жилищных  условий,
безвозмездной  субсидии  на  строительство  или приобретение жилья,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации  от
3 августа 1996 года N 937;  часть 2 статьи 5 Федерального закона от
17 августа 1996  года  "О  распределении  жилищных  субсидий  между
районами  Крайнего  Севера и приравненными к ним местностями в 1996
году").
     На основании   указанных   положений   гражданка  Г.И.Хвалова,
проработавшая в районах Крайнего  Севера  12  лет  и  6  месяцев  и
выехавшая  в 1996 году на постоянное жительство в город Пермь,  где
была поставлена  на  учет  как  нуждающаяся  в  улучшении  жилищных
условий,  в  сентябре  того  же  года  обратилась  с  заявлением  о
выделении ей жилищной субсидии,  предоставляемой  за  счет  средств
федерального  бюджета,  поскольку имела необходимый стаж работы для
ее получения.  Однако в связи с тем,  что средства из  федерального
бюджета  в  1996-1998  годах  на  эти  цели  в  Пермскую область не
поступали, субсидия Г.И.Хваловой предоставлена не была, а в декабре
1998  года  администрация Дзержинского района города Перми сообщила
ей о том,  что в соответствии  со  вступившим  в  силу  Федеральным
законом  "О  жилищных  субсидиях  гражданам,  выезжающим из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" права на получение
субсидии она не имеет,  поскольку стаж ее работы в районах Крайнего
Севера составляет менее 15 лет.  Государственный Комитет Российской
Федерации  по делам Севера в своем ответе на обращение Г.И.Хваловой
также  подтвердил,  что  право  на  государственную  поддержку  при
строительстве  или  приобретении  жилья  таких,  как она,  граждан,
выехавших  из  районов  Крайнего  Севера  и  приравненных   к   ним
местностей,   регламентируется   названным   Федеральным   законом,
установившим,  что для получения жилищной субсидии необходимо иметь
не менее 15 лет северного стажа и выехать в другие районы страны не
ранее 1 января 1992 года.
     По той  же причине в марте 1999 года Министерство региональной
политики   Российской   Федерации   исключило   из   представленных
Администрацией Волгоградской области списков граждан,  выехавших из
районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностей   на
постоянное   жительство  в  Волгоградскую  область,  нуждающихся  в
улучшении жилищных условий и имеющих право  на  получение  жилищных
субсидий  за счет средств федерального бюджета,  гражданку А.С.Стах
(имеющую стаж работы в  районах  Крайнего  Севера  более  13  лет),
которая  в  апреле  1998 года администрацией города Волгограда была
поставлена на учет для получения такой субсидии.
     В своих  жалобах  в  Конституционный  Суд Российской Федерации
граждане А.С.Стах и Г.И.Хвалова  утверждают,  что  положения  части
первой  статьи  1  и  статьи  2  Федерального  закона  "О  жилищных
субсидиях  гражданам,  выезжающим  из  районов  Крайнего  Севера  и
приравненных  к ним местностей",  изменившие условия предоставления
жилищных субсидий гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и
приравненных  к  ним  местностей до вступления данного Федерального
закона в силу,  в результате чего они лишились права  на  получение
полагающейся   им  жилищной  субсидии,   противоречат   статьям   7
(часть 1),  19  (части  1  и  2),  40  и  55  (часть 2) Конституции
Российской Федерации.
     В соответствии  со  статьями  74,   96   и   97   Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации" Конституционный Суд Российской  Федерации  проверяет  по
жалобам   граждан   на  нарушение  конституционных  прав  и  свобод
конституционность закона или отдельных  его  положений,  являющихся
предметом обращения, лишь в той части, в какой они были применены в
деле заявителя и затрагивают его права  и  свободы.  Следовательно,
предметом  рассмотрения по настоящему делу являются положения части
первой  статьи  1  и  статьи  2  Федерального  закона  "О  жилищных
субсидиях  гражданам,  выезжающим  из  районов  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностей" в части, регламентирующей требования
к  стажу  работы  (времени  проживания) в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях,  дающему право на получение жилищных
субсидий,  предоставляемых  за  счет  средств федерального бюджета,
гражданам,  выехавшим из   указанных  районов и местностей не ранее
1 января    1992    года и  поставленным по новому месту жительства
на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
     2. Рассматриваемый  Федеральный  закон,  как  следует  из  его
названия и преамбулы,  регулирует условия  предоставления,  порядок
получения  и  размер  жилищных  субсидий,  предоставляемых  за счет
средств  федерального  бюджета  гражданам   Российской   Федерации,
выезжающим   из  районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностей.  Вместе с тем его  статьей  2  установлено,  что  до  5
процентов  предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета
используется  на  предоставление   жилищных   субсидий   гражданам,
выехавшим  из  указанных  районов  и  местностей.  Определяя  объем
средств,  которые  должны  расходоваться   на   жилищные   субсидии
гражданам  названной категории,  статья 2 закрепляет и ряд условий:
субсидии предоставляются тем, кто выехал из районов Крайнего Севера
и  приравненных  к  ним  местностей  не  ранее  1 января 1992 года,
нуждается в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и
имеет   в  соответствии  с  данным  Федеральным  законом  право  на
получение жилищных субсидий.
     Этим правом,  согласно  части  первой  статьи  1  Федерального
закона "О  жилищных  субсидиях  гражданам,  выезжающим  из  районов
Крайнего   Севера   и  приравненных  к  ним  местностей",  обладают
граждане,  стаж работы  или  время  проживания  которых  в  районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет не менее
15 лет и которые  не  имеют  жилья  в  других  регионах  Российской
Федерации.  Следовательно, по смыслу статьи 2, установленная частью
первой статьи 1  минимальная  длительность  стажа  работы  (времени
проживания)   как  одно  из  условий  выделения  жилищной  субсидии
относится ко всем гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и
приравненных  к  ним местностей не ранее 1 января 1992 года,  в том
числе к тем,  кто на момент вступления в силу данного  Федерального
закона  уже  состояли на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных
условий.
     Об этом свидетельствуют и его статья 6, содержащая шкалу стажа
работы (времени проживания) в указанных районах  и  местностях,  по
которой  определяется  размер  предоставляемой  гражданину жилищной
субсидии,  а также подпункт "д" пункта 7 Положения о предоставлении
гражданам  Российской  Федерации,  нуждающимся в улучшении жилищных
условий,  безвозмездной субсидии на строительство или  приобретение
жилья,   утвержденного   постановлением   Правительства  Российской
Федерации от 3 августа 1996 года N 937  (в  редакции  постановления
Правительства  Российской Федерации от 4 декабря 1998 года N 1431),
предусматривающий,  что для граждан,  выезжающих или  выехавших  не
ранее  1 января 1992 года из районов Крайнего Севера и приравненных
к ним  местностей,  размер  предоставляемой  субсидии  определяется
названным Федеральным законом.
     Исходя из такой сферы действия Федерального закона "О жилищных
субсидиях  гражданам,  выезжающим  из  районов  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностей" по кругу лиц,  в  нем  был  решен  и
вопрос  о  распределении  по субъектам Российской Федерации средств
федерального  бюджета,  предусмотренных  статьей  26   Федерального
закона  "О  федеральном  бюджете  на 1998 год" на жилищные субсидии
гражданам,  выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных  к
ним  местностей  (статьи 3 и 11).  В последующие годы распределение
выделенных  на  эти  цели  средств   федерального   бюджета   также
осуществлялось  с  учетом предписаний рассматриваемого Федерального
закона,  устанавливающих  условия  и  порядок  получения   жилищных
субсидий  (например,  статья  77 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2000 год" и статья 67 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2001 год").
     Сложившаяся правоприменительная практика также свидетельствует
о том,  что органы исполнительной власти,  уполномоченные принимать
решения   о   предоставлении   жилищных   субсидий,   исходят    из
обязательности   минимального   15-летнего  стажа  работы  (времени
проживания) для всех претендующих на  получение  жилищных  субсидий
граждан,  включая  тех,  кто  выехал  из  районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей   до   вступления Федерального закона
"О жилищных     субсидиях     гражданам,   выезжающим   из  районов
Крайнего Севера и  приравненных  к  ним  местностей"  в  силу.  Как
следует   из  представленных  материалов,  именно  такое  понимание
оспариваемых положений  органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации,  на территории которых проживают заявители, а
также Министерством регионального  развития  Российской  Федерации,
Государственным  Комитетом  Российской  Федерации по делам Севера и
Министерством экономики Российской Федерации послужило основанием к
отказу в удовлетворении их требований.
     Таким образом,  граждане,  стаж  работы   (время   проживания)
которых  в  районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
составляет от 10 до 15 лет,  выехавшие из этих районов и местностей
в  другие регионы России не ранее 1 января 1992 года и поставленные
по новому месту жительства на  учет  как  нуждающиеся  в  улучшении
жилищных условий, в силу предписаний части первой статьи 1 и статьи
2 Федерального закона "О жилищных субсидиях  гражданам,  выезжающим
из  районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностей"
утратили право на получение таких жилищных субсидий.
     3. Согласно  статье 40 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на жилище (часть 1);  органы государственной  власти  и
местного  самоуправления  поощряют жилищное строительство,  создают
условия для осуществления права на жилище  (часть  2);  малоимущим,
иным  указанным  в  законе  гражданам,  нуждающимся  в жилище,  оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных
и  других  жилищных  фондов в соответствии с установленными законом
нормами  (часть  3).  Из  этого  вытекает  обязанность  государства
способствовать  реализации  гражданами  права  на жилище.  Оказание
государством помощи гражданам,  не имеющим жилья или нуждающимся  в
улучшении жилищных условий,  посредством выделения им безвозмездных
жилищных субсидий за счет  средств  федерального  бюджета  отвечает
провозглашенным   статьей   7   (часть  1)  Конституции  Российской
Федерации целям Российской Федерации как  социального  государства,
политика  которого  направлена на создание условий,  обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека.
     По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации
во взаимосвязи с ее статьей 37 (части 1 и 3),  которая,  гарантируя
свободу труда,  право свободно распоряжаться своими способностями к
труду,  выбирать род деятельности  и  профессию,  закрепляет  право
каждого  на  вознаграждение  за  труд  без  какой  бы  то  ни  было
дискриминации,  законодатель,  регулируя  труд  лиц,  работающих  и
проживающих   в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях,   вправе   предусмотреть   для   них    соответствующие
государственные  гарантии  и  компенсации,  в  том  числе  гарантии
предоставления  жилья  для   тех   граждан,   которые,   проработав
длительное время в указанных районах и местностях, уезжают в другие
регионы России,  где они не имеют жилья или нуждаются  в  улучшении
жилищных условий.
     Установление для граждан повышенных гарантий и  компенсаций  в
связи   с  работой  и  проживанием  в  районах  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностях -  как  направленное  на  обеспечение
справедливого    вознаграждения    за    труд    в    экстремальных
природно-климатических  условиях   -   не   противоречит   принципу
равенства,   закрепленному   статьей   19   Конституции  Российской
Федерации.
     Предоставляя гражданам,   имеющим  длительный  стаж  работы  в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,  право  на
получение  безвозмездных  жилищных субсидий,  государство тем самым
способствует удовлетворению их потребностей в жилье и  обеспечивает
возможность  иметь жилье в собственности,  владеть,  пользоваться и
распоряжаться им как единолично,  так и совместно с другими лицами,
в  том числе на основе свободы выбора места жительства.  Финансовая
поддержка со стороны государства позволяет гражданам,  работающим и
проживающим   в   этих   районах   и  местностях,  решать  проблему
приобретения жилья в регионах с  благоприятными  для  проживания  и
трудовой деятельности условиями.
     Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за
счет  средств  федерального  бюджета  при  переселении  из  районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей  в  другие  регионы
России  установлено  законодателем в конституционно значимых целях,
связано с реализацией права на жилище,  права на вознаграждение  за
труд,  права свободно передвигаться,  выбирать место жительства,  а
также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27,
часть 1;  статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации)
и,  следовательно,  подлежит государственной, в том числе судебной,
защите.
     4. Федеральный  законодатель,  закрепляя  право   граждан   на
получение   выплат  такого  характера,  как  жилищная  субсидия,  и
определяя условия его возникновения,  вправе, как следует из статей
71  (пункты  "в",  "е"  и  "з"), 37 (часть  3),  40  и 55 (часть 3)
Конституции  Российской  Федерации,  исходя   из   признаваемых   и
защищаемых  Конституцией  Российской  Федерации  целей и ценностей,
вносить изменения  в  ранее  установленные  правила  предоставления
жилищных   субсидий.   В  частности,  в  связи  с  недостаточностью
бюджетных средств,  выделяемых на переселение  граждан  из  районов
Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностей и организацию
строительства для них жилья на территории  Российской  Федерации  в
районах   с  благоприятными  природными  и социально-экономическими
условиями жизни,  а также  необходимостью  первоочередного  решения
вопросов    социальной   поддержки   особо   нуждающихся   граждан,
проработавших в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях  более длительное время,  он может увеличить минимальную
продолжительность стажа работы  (времени  проживания)  в  указанных
районах и местностях, дающего право на получение жилищных субсидий,
предоставляемых за счет средств федерального бюджета.
     Вместе с   тем  при  внесении  подобных  изменений  в  условия
предоставления жилищных субсидий должно быть обеспечено  соблюдение
положений   Конституции  Российской  Федерации,  закрепляющих,  что
Россия является демократическим правовым  государством  (статья  1,
часть  1),  в котором человек,  его права и свободы являются высшей
ценностью,  а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека
и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый гражданин
Российской Федерации обладает на  ее  территории  всеми  правами  и
свободами и несет равные обязанности,  предусмотренные Конституцией
Российской Федерации (статья 6,  часть 2); права и свободы человека
и  гражданина  являются  непосредственно  действующими,  определяют
смысл,    содержание    и    применение    законов,    деятельность
законодательной и исполнительной власти,  местного самоуправления и
обеспечиваются правосудием (статья 18);  в Российской Федерации  не
должны издаваться законы,  отменяющие или умаляющие права и свободы
человека и гражданина (статья 55,  часть 2),  а ограничение прав  и
свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в
той  мере,  в  какой  это   необходимо   в   целях   защиты   основ
конституционного строя,  нравственности,  здоровья, прав и законных
интересов других лиц,  обеспечения обороны  страны  и  безопасности
государства (статья 55, часть 3).
     По смыслу  указанных  конституционных   положений,   изменение
законодателем  ранее  установленных условий предоставления жилищных
субсидий,  оказывающее  неблагоприятное  воздействие  на   правовое
положение лиц,  нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их
получение,  должно осуществляться таким образом,  чтобы  соблюдался
принцип   поддержания   доверия   граждан   к  закону  и  действиям
государства,  который предполагает сохранение разумной стабильности
правового  регулирования  и  недопустимость  внесения  произвольных
изменений  в  действующую  систему  норм,  а  также  предоставление
гражданам   в   случае   необходимости   возможности,  в  частности
посредством  установления  временного  регулирования,   в   течение
некоего  разумного  переходного  периода  адаптироваться к вносимым
изменениям,  в  том  числе  при  решении  вопроса  о  выборе  места
жительства и работы.
     Лица, выехавшие из районов Крайнего Севера  и  приравненных  к
ним местностей до вступления в силу Федерального закона "О жилищных
субсидиях  гражданам,  выезжающим  из  районов  Крайнего  Севера  и
приравненных  к  ним местностей",  принимая решение о переселении в
другие  регионы  России  и  планируя  свое  будущее,  исходили   из
закрепленных  в  действовавших  в  тот  период нормативных правовых
актах Правительства Российской Федерации и   Федеральном  законе от
17 августа  1996 года   "О   распределении  жилищных субсидий между
районами Крайнего   Севера   и   приравненными к ним местностями  в
1996 году"   условий     предоставления     жилищных  субсидий,   в
частности требования о  наличии  стажа  работы  в  этих  районах  и
местностях  не  менее  10  лет.  Они рассчитывали на добросовестное
выполнение  государством  своих  публично-правовых  обязательств  и
полагали,  что  смогут  реализовать  право  на  получение  жилищной
субсидии за счет средств федерального бюджета.
     Предоставив гражданам, проработавшим не менее 10 лет в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях  и  нуждающимся  по
новому  месту  жительства  в  улучшении жилищных условий,  право на
получение безвозмездной субсидии на строительство или  приобретение
жилья  и  тем  самым  взяв  на  себя  определенные обязательства по
поддержке  таких  граждан  при  перемене  ими   места   жительства,
государство   обязано   обеспечить   им   равные  правовые  условия
реализации  этого  права  -  с  соблюдением   принципа   равенства,
закрепленного статьей 19 Конституции Российской Федерации,  который
распространяется не только на непосредственно упомянутые  в  тексте
Конституции Российской Федерации права и свободы, но и на связанные
с ними другие права, приобретаемые в том числе на основании закона.
     Предписаниями части  первой  статьи  1 и статьи 2 Федерального
закона "О  жилищных  субсидиях  гражданам,  выезжающим  из  районов
Крайнего  Севера и приравненных к ним местностей" внесено изменение
в условия предоставления жилищных субсидий, касающиеся граждан, уже
выполнивших   ранее   установленные  требования  и  исходя  из  них
совершивших юридически значимые действия.  По существу, такого рода
изменение  означает  отказ  государства  от выполнения в конкретных
правоотношениях   своих   обязательств,    возникших    из    ранее
действовавшего регулирования и правоприменительных актов,  которыми
решался вопрос о постановке гражданина на учет как  нуждающегося  в
улучшении  жилищных  условий,  что  не  только  подрывает доверие к
действиям  государства,  к  закону,  но  и  приводит  к   нарушению
конституционного принципа  равенства:  часть граждан,  выехавших из
районов  Крайнего  Севера  и приравненных к  ним  местностей  после
1 января 1992 года, имеющих стаж работы (времени проживания) в этих
районах и местностях от 10 до 15 лет и поставленных по новому месту
жительства   на   учет   по   улучшению  жилищных  условий,  смогли
воспользоваться своим правом на жилищную субсидию и получили ее,  в
то  время  как  другая  часть  таких  граждан,  которым субсидия до
вступления  в  силу  рассматриваемого  Федерального  закона  по  не
зависящим  от  них  причинам  выделена  не  была,  неосновательно и
несправедливо были лишены права на ее получение.
     Увеличение для  этих  граждан  минимально  необходимого  стажа
работы   (времени   проживания)   в   районах   Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностях,  дающего право на получение жилищных
субсидий,  не  согласуется,  кроме  того,  с требованиями статьи 55
(часть  3)  Конституции  Российской  Федерации,   поскольку   такое
увеличение, даже если оно и обусловлено недостаточностью финансовых
ресурсов,  выделяемых на решение  проблем  переселения  граждан  из
указанных   районов  и  местностей,  не  может  служить  адекватным
правовым средством обеспечения баланса между правами этих граждан и
правомерными интересами общества и государства.
     Распространение предписания  о  минимальном  15-летнем   стаже
работы  (времени  проживания)  как  условии  приобретения  права на
получение жилищных субсидий на лиц,  которым такое право  уже  было
предоставлено при наличии стажа работы не менее 10 лет, и тем самым
придание  обратной  силы  закону,  ухудшающему  положение  граждан,
означающее,  по  существу,  отмену  для этих лиц права на получение
жилищной  субсидии,  приобретенного  ими  в  соответствии  с  ранее
действовавшим   законодательством   и   реализуемого  в  конкретных
правоотношениях,  несовместимо и  с  требованиями,  вытекающими  из
статей  1  (часть  1),  2,  18,  54 (часть 1),  55  (часть  2) и 57
Конституции Российской Федерации.
     Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй
статьи 71,  статьями 72,  75 и  100  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                       п о с т а н о в и л:

     1. Признать   не   соответствующими   Конституции   Российской
Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и
3),  положения части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона
от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из
районов Крайнего Севера и приравненных  к  ним  местностей"  в  той
части,   в   какой   предусмотренное   ими   требование  о  наличии
минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах
Крайнего  Севера и приравненных к ним местностях,  дающего право на
получение  жилищных  субсидий,  предоставляемых  за  счет   средств
федерального   бюджета,  распространяется  на  граждан,  которые  в
соответствии  с  ранее  действовавшим  законодательством  приобрели
такое  право  при  наличии  стажа  работы  в  указанных  районах  и
местностях не менее 10 лет.
     2. Согласно  частям  первой  и  второй  статьи 79 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"   настоящее   Постановление  окончательно,  не  подлежит
обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения.
     3. В  соответствии  с  частью  второй  статьи 100 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  дела  граждан  А.С.Стах и Г.И.Хваловой,  разрешенные на
основании  признанных  неконституционными  положений   Федерального
закона  от  25  июля  1998  года  "О  жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим  из  районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к   ним
местностей",   подлежат   пересмотру   компетентными   органами   в
установленном порядке.
     4. Согласно    статье  78 Федерального конституционного закона
"О Конституционном    Суде      Российской   Федерации"   настоящее
Постановление  подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании
законодательства  Российской  Федерации"  и  "Российской   газете".
Постановление   должно   быть   опубликовано   также   в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 8-П


Информация по документу
Читайте также