Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 № 247-О-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


       об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
          Тимофеева Алексея Анатольевича на нарушение его
      конституционных прав положениями части шестой статьи 19
   Федерального закона "Об общественных объединениях" и пункта 5
      статьи 23 Федерального закона "О политических партиях"

     город Санкт-Петербург                      5 февраля 2009 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,    Л.М.Жарковой,    С.М.Казанцева,    М.И.Клеандрова,
С.Д.Князева,    А.Л.Кононова,   Л.А.Красавчиковой,     С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,      Ю.Д.Рудкина,     Н.В.Селезнева,     А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании  заключение  судьи А.Я.Сливы,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина А.А.Тимофеева,

                        у с т а н о в и л:

     1. В    жалобе    гражданина    А.А.Тимофеева     оспаривается
конституционность  положения  части  шестой  статьи 19 Федерального
закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных  объединениях",
согласно  которому условия и порядок утраты членства в общественном
объединении  определяются  уставом  соответствующего  общественного
объединения,  и положения пункта 5 статьи 23 Федерального закона от
11 июля 2001  года  N  95-ФЗ  "О  политических  партиях",  согласно
которому члены политической партии имеют право обжаловать решения и
действия руководящих органов политической партии,  ее  региональных
отделений    и    иных   структурных   подразделений   в   порядке,
предусмотренном уставом политической партии.
     Как следует    из    представленных    материалов,   гражданин
А.А.Тимофеев,  являвшийся членом политической партии  "Справедливая
Россия:  Родина/Пенсионеры/Жизнь"  и  по  решению  бюро  совета  ее
регионального отделения в Санкт-Петербурге от 24 октября 2007  года
исключенный  из  партии  по  такому  основанию,  установленному  ее
уставом,  как   совершение   действий,   дискредитирующих   партию,
обжаловал  это  решение  в  президиум  центрального  совета партии,
однако ответа на  жалобу  не  получил.  Куйбышевский  районный  суд
города  Санкт-Петербурга  определением  от  30  ноября  2007  года,
оставленным  без  изменения  Санкт-Петербургским  городским  судом,
отказал    в    принятии   искового   заявления   А.А.Тимофеева   о
восстановлении  его  в  партии  со  ссылкой  на  то,  что  в   силу
федеральных  законов  "О  политических  партиях" и "Об общественных
объединениях",  не предусматривающих  судебный  порядок  разрешения
подобных  споров,  решения об исключении из партии в соответствии с
уставом партии обжалуются в вышестоящий руководящий  орган  партии.
Определением   Санкт-Петербургского   городского   суда   заявителю
отказано в рассмотрении его жалобы в суде надзорной инстанции.
     По мнению    заявителя,    названные    законоположения,   как
исключающие  возможность  обжалования  в  суд  действий  и  решений
руководящих  органов  политической  партии,  противоречат статье 46
Конституции Российской Федерации.
     2. На       общественные       объединения,      одной      из
организационно-правовых форм которых являются политические  партии,
в  полной  мере распространяется установленная статьей 15 (часть 2)
Конституции Российской Федерации обязанность соблюдать  Конституцию
Российской  Федерации  и  законы,  -  в  силу  пункта  2  статьи  8
Федерального   закона   "О   политических   партиях"   деятельность
политических  партий  не должна нарушать права и свободы человека и
гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
     Политическая партия    и    ее    региональные   отделения   в
установленном законом порядке подлежат государственной регистрации,
в  процессе  которой оценивается устав политической партии,  и если
положения ее устава противоречат Конституции Российской Федерации и
федеральным  законам,  ей  может  быть  отказано  в государственной
регистрации (статьи 15 и  16,  подпункт  "а"  пункта  1  статьи  20
Федерального закона "О политических партиях").
     Таким образом,  Конституция Российской Федерации и принимаемые
в  развитие  ее положений федеральные законы устанавливают гарантии
от возможного нарушения самой политической партией  конституционных
прав и свобод граждан.
     Члены политической партии обладают правами и несут обязанности
в   соответствии  с  требованиями  норм  устава  партии  (статья  3
Федерального  закона  "Об  общественных  объединениях",  статья   2
Федерального   закона   "О   политических  партиях").  Общественные
объединения (политические  партии)  свободны  в  определении  своей
внутренней   структуры,   целей,   форм   и  методов  деятельности;
вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в
деятельность  общественных  объединений  (политических  партий)  не
допускается,  за исключением случаев,  предусмотренных  федеральным
законом  (пункт  1 статьи 8 и пункт 1 статьи 10 Федерального закона
"О политических  партиях",  статьи  15  и  17  Федерального  закона
"Об общественных   объединениях").    Приведенные   законоположения
предполагают установление уставами политических партий определенных
требований   к  имеющему  политическое  значение  поведению  членов
партии,  а в случае несоблюдения требований  устава  -  возможность
исключения из партии.
     2.1. Обязанность  соблюдать  права  и   свободы   человека   и
гражданина,   гарантированные  Конституцией  Российской  Федерации,
возложенная  на  политические  партии,  распространяется  и  на  их
отношения  с гражданами - членами политических партий,  в том числе
при прекращении их членства в политических партиях.  Это  означает,
что  исключение  из  партии,  будучи прерогативой самой партии,  не
может   основываться   на   неопределенных    основаниях,    носить
произвольный   характер,   ставя  граждан  в  ситуацию  правовой  и
фактической неопределенности.
     Поэтому часть   шестая    статьи    19   Федерального   закона
"Об общественных  объединениях", устанавливающая,  что  условия   и
порядок  утраты  членства  в  общественном объединении определяются
уставом соответствующего  общественного  объединения,  -  с  учетом
того,   что   устав   подлежит   государственной   регистрации,   а
следовательно,  и проверке контролирующими органами,  в том числе с
точки  зрения  соблюдения прав и свобод граждан,  - сама по себе не
может  рассматриваться   как   нарушающая   конституционные   права
заявителя.
     2.2. В  развитие  закрепленной   в   статье   46   Конституции
Российской  Федерации  гарантии  на  судебную  защиту прав и свобод
человека и гражданина часть вторая статьи  39  Федерального  закона
"Об общественных объединениях" предусматривает,  что граждане,  чьи
права,  предоставленные  данным  Федеральным  законом   и   другими
законами  об  отдельных  видах общественных объединений,  оказались
нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в суд.
     Поэтому положение  пункта  5  статьи  23  Федерального  закона
"О политических партиях",  закрепляющее право  членов  политической
партии  обжаловать решения и действия руководящих партийных органов
в порядке,  предусмотренном уставом политической партии,  в системе
действующего  правового  регулирования не может рассматриваться как
исключающее возможность судебного обжалования  решений  и  действий
(бездействия) руководящих органов партии, если ими нарушаются права
и свободы граждан,  в частности  членов  политической  партии.  Это
положение,     фактически     закрепляя    необходимость    наличия
внутрипартийной системы обжалования решений и действий  в  качестве
дополнительной    гарантии   прав   членов   партии,   предполагает
обязанность соответствующих партийных органов в случае обращения  к
ним членов политической партии за защитой нарушенных прав принимать
мотивированные решения.
     Проверка же  законности  и  обоснованности решений руководящих
органов партии,  включая те, которые нашли отражение в ее уставе, а
также    судов   общей   юрисдикции   не   входит   в   компетенцию
Конституционного Суда Российской  Федерации,  как  она  установлена
статьей  125  Конституции,  и  Российской  Федерации  и  статьей  3
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации".
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части  первой
статьи  43  и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона   "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать   в  принятии  к  рассмотрению  жалобы  гражданина
Тимофеева  Алексея  Анатольевича,   поскольку   она   не   отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации",  в соответствии  с  которыми  жалоба  в
Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 247-О-О


Информация по документу
Читайте также