Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2008 № 1048-О-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного
  суда города Томска о проверке конституционности пункта 3 статьи
               14 Федерального закона "О ветеранах"

     город Санкт-Петербург                      12 ноября 2008 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,     Л.М.Жарковой,      Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,      Ю.Д.Рудкина,     Н.В.Селезнева,     А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании заключение судьи Н.С.Бондаря,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение запроса Советского районного  суда  города
Томска,

                        у с т а н о в и л:

     1. В  своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации
Советский районный суд города Томска  оспаривает  конституционность
пункта  3  статьи 14  Федерального  закона  от  12 января 1995 года
N 5-ФЗ "О ветеранах",  согласно которому меры социальной поддержки,
предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих
и лиц рядового и начальствующего состава  органов  внутренних  дел,
Государственной   противопожарной   службы,  учреждений  и  органов
уголовно-исполнительной  системы,  ставших  инвалидами   вследствие
ранения,   контузии   или   увечья,   полученных   при   исполнении
обязанностей военной службы  (служебных  обязанностей).  По  мнению
заявителя,  названное  законоположение в нарушение конституционного
принципа равенства  вводит  необоснованные  различия  в  социальной
защите инвалидов из числа военнослужащих в зависимости от основания
получения инвалидности и тем самым противоречит статьям 19 (части 1
и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
     Как следует из запроса, в Советский районный суд города Томска
обратился  гражданин  В.В.Кулевич,  признанный инвалидом вследствие
заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы
в  связи  с  катастрофой  на Чернобыльской АЭС,  с иском к Военному
комиссариату  Томской   области,   Управлению   пенсионного   фонда
Российской    Федерации   в   городе   Томске   и   Главному   бюро
медико-социальной экспертизы по Томской области о признании за  ним
права  на  льготы,  установленные для инвалидов вследствие ранения,
контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной
службы,  а  также о назначении ему ежемесячной денежной выплаты как
инвалиду   войны   согласно   статье  23-1   Федерального    закона
"О ветеранах".   В удовлетворении  указанных  требований  ему  было
отказано со  ссылкой  на  пункт 3  статьи  14  Федерального  закона
"О ветеранах",  как  не распространяющий меры социальной поддержки,
установленные для инвалидов войны,  на военнослужащих, инвалидность
которых   связана   с   заболеванием,   полученным  при  исполнении
обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
     2. Конституция  Российской  Федерации,  возлагая на Российскую
Федерацию  как  социальное  государство  обязанность   обеспечивать
государственную  поддержку  семьи,  инвалидов,  пожилых  граждан  и
устанавливать  иные  гарантии  социальной  защиты  (статья  7),  не
определяет   конкретные   способы   и   объемы  социальной  защиты,
предоставляемой тем или иным категориям граждан.
     Правовое регулирование социальной защиты граждан - компетенция
федерального законодателя,  который,  располагая достаточно широкой
свободой  усмотрения при определении мер социальной защиты и выборе
критериев   их   дифференциации,   во    всяком    случае    связан
конституционным принципом равенства, предполагающим, что при равных
условиях субъектам права должны обеспечиваться одинаковые  гарантии
социальной защиты.  Вместе с тем, как неоднократно указывал в своих
решениях Конституционный Суд Российской Федерации,  данный  принцип
не исключает дифференциацию правового регулирования,  в том числе в
сфере  социальной  защиты,  если  критерии   такой   дифференциации
объективно  оправданны,  обоснованны  и  преследуют  конституционно
значимые цели,  а используемые для достижения этих  целей  правовые
средства  соразмерны  им  (постановления  от  24 октября  2000 года
N 13-П,  от  3 июня   2004 года  N 11-П,  определения  от   27 июня
2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-О).
     2.1. В  рамках  правового  регулирования   социальной   защиты
ветеранов  федеральный  законодатель,  реализуя предоставленные ему
полномочия,  предусмотрел в Федеральном законе "О ветеранах" и меры
социальной поддержки инвалидов войны (статья 14). Согласно статье 4
названного Федерального  закона  к  инвалидам  войны  относятся,  в
частности,  военнослужащие,  ставшие инвалидами вследствие ранения,
контузии,  увечья или заболевания,  полученных при защите Отечества
или  исполнении  обязанностей  военной службы на фронте,  в районах
боевых действий в периоды, указанные в данном Федеральном законе, а
также  лица  рядового  и начальствующего состава органов внутренних
дел,  Государственной противопожарной службы,  учреждений и органов
уголовно-исполнительной    системы    и   органов   государственной
безопасности,  ставшие  инвалидами  вследствие  ранения,  контузии,
увечья   или   заболевания,  полученных  при  исполнении  служебных
обязанностей в районах боевых действий.
     Избрав в  качестве  общего  (объединяющего) критерия выделения
категории  инвалидов  войны  получение  военнослужащими,  а   также
приравненными   к   ним   лицами   ранения,  контузии,  увечья  или
заболевания при исполнении воинского долга по  защите  Отечества  и
при  исполнении  обязанностей  военной  службы  в  условиях  боевых
действий, федеральный законодатель - с учетом специфики прохождения
военной    службы    и   службы   в   правоохранительных   органах,
предполагающей выполнение поставленных задач в  любых  условиях,  в
том   числе    сопряженных  со  значительным  риском  для  жизни  и
здоровья, -  распространил  на  военнослужащих  и  лиц  рядового  и
начальствующего  состава  органов  внутренних дел,  Государственной
противопожарной      службы,       учреждений       и       органов
уголовно-исполнительной    системы,    которые   стали   инвалидами
вследствие ранения,  контузии или увечья, полученных при выполнении
этих  задач,  меры социальной поддержки,  предоставляемые инвалидам
войны (пункт 3 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах").
     Такое правовое регулирование,  основанное на объективно схожих
условиях,  в которых находятся военнослужащие и приравненные к  ним
лица,  исполняющие служебные обязанности в районах боевых действий,
и лица, обеспечивающие охрану общественного порядка и безопасность,
направлено  на  повышение  социальной  защиты  указанной  категории
граждан путем предоставления им дополнительных льгот,  что не может
расцениваться  как  нарушение  конституционных прав и свобод другой
категории граждан  -  военнослужащих,  участвовавших  в  ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
     Законом  Российской  Федерации  от 15  мая 1991 года N  1244-I
"О социальной  защите  граждан,  подвергшихся  воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",  а  именно  пунктом  2
части  первой  его  статьи 13,  военнослужащие,  ставшие инвалидами
вследствие участия в  выполнении  работ,  связанных  с  ликвидацией
последствий  чернобыльской  катастрофы,  выделены в самостоятельную
категорию лиц, подлежащих социальной защите, что обусловлено особым
характером отношений по поводу возмещения вреда между государством,
с деятельностью которого в сфере ядерной  энергетики  было  связано
причинение вреда,  и гражданами. Возмещение вреда и меры социальной
поддержки предусмотрены  для  этой  категории  граждан  статьей  15
данного Закона.
     2.2. Таким  образом,  пункт 3  статьи 14  Федерального  закона
"О ветеранах"  не может рассматриваться как нарушающий закрепленный
в Конституции Российской Федерации принцип  равенства  (статья  19,
части  1  и 2) и гарантированные ее статьей 39 (часть 1) социальные
права граждан,  в том числе  военнослужащих,  инвалидность  которых
связана  с  заболеванием,  полученным  при  исполнении обязанностей
военной службы (служебных обязанностей).
     Исходя из  изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  запроса  Советского
районного суда города Томска,  поскольку он не отвечает требованиям
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской   Федерации",  в  соответствии  с  которым  такого  рода
обращения в Конституционный  Суд  Российской  Федерации  признаются
допустимыми.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 1048-О-О


Информация по документу
Читайте также