Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 № 90-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      об отказе в принятии к рассмотрению запроса Жердевского
  районного суда Тамбовской области о проверке конституционности
  подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых
                  пенсиях в Российской Федерации"

     город Москва                                4 апреля 2006 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,     Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,      С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,   С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,   Ю.Д.Рудкина,    Н.В.Селезнева,    В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М.Казанцева,
проводившего  на  основании статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное   изучение   запроса   Жердевского  районного  суда
Тамбовской области,

                        у с т а н о в и л:

     1. В производстве судьи Жердевского районного суда  Тамбовской
области   И.А.Зайцева  находится  дело  гражданки  Н.М.Труниной  об
оспаривании  решения  управления   Пенсионного   фонда   Российской
Федерации  в  Жердевском  районе  Тамбовской  области  об  отказе в
досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости  по  достижении
50-летнего  возраста  в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи
27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Н.М.Трунина  считает,  что  имеет  право  на  досрочное  назначение
пенсии,  поскольку периоды ее работы с тяжелыми условиями  труда  в
должности  телефонистки  междугородной  телефонной  связи  в  общей
сложности составляют более 10 лет,  однако  управление  Пенсионного
фонда  Российской  Федерации в Жердевском районе Тамбовской области
исключило из ее стажа,  дающего право на такую  пенсию,  период  ее
военной   службы   в   звании   рядовой  в  должности  телефонистки
междугородной телефонной связи в войсковой части с 16  апреля  1991
года по 14 мая 1998 года.
     В своем запросе в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
Жердевский районный суд Тамбовской области утверждает, что подпункт
2 пункта 1 статьи 27  Федерального закона от  17 декабря  2001 года
"О трудовых  пенсиях в Российской Федерации" противоречит статьям 7
(часть 2), 19 (часть 2), 37 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть
3)  Конституции Российской Федерации,  поскольку не предусматривает
при досрочном назначении трудовой пенсии по старости (мужчинам - по
достижении   возраста  55  лет  и  женщинам  -  50  лет,  если  они
проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не
менее  12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25
и 20 лет) возможность включения в стаж работы с тяжелыми  условиями
труда    периодов   прохождения   гражданами   военной   службы   в
соответствующих должностях и тем самым  ставят  таких  граждан  при
реализации   пенсионных   прав   в  неравное  положение  с  лицами,
осуществлявшими трудовую деятельность в тех же должностях и  потому
имеющими право на льготное пенсионное обеспечение.
     2. Конституция  Российской   Федерации,   гарантируя   каждому
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери  кормильца,  для  воспитания  детей  и   в   иных   случаях,
установленных  законом  (статья 39,  часть 1),  относит определение
условий и порядка реализации данного конституционного права,  в том
числе  установление  видов пенсий,  оснований приобретения права на
них  отдельными  категориями  граждан,  правил  их  исчисления,   к
компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
     Военная служба является особым видом  государственной  службы.
Правовое  положение  (специальный  правовой  статус) военнослужащих
определяется специальным законом,  а их пенсионное обеспечение  (за
исключением  военнослужащих по призыву) осуществляется на основании
Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года  "О  пенсионном
обеспечении  лиц,  проходивших  военную  службу,  службу  в органах
внутренних дел,  Государственной противопожарной службе, органах по
контролю  за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
определяющего   -  исходя  из  специфики  такой  службы  и  особого
правового статуса военнослужащих - условия  назначения  им  пенсий,
порядок  их  исчисления  и  размеры,  отличающиеся  от  аналогичных
параметров трудовых пенсий:  для них,  в  частности,  предусмотрена
такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу
лет,  которая  назначается  при  наличии  соответствующей   выслуги
независимо  от  возраста  военнослужащих,  а  финансирование пенсий
осуществляется за счет средств федерального бюджета.
     При этом    федеральный    законодатель,   определяя   порядок
сохранения пенсионных  прав  в  случае  оставления  ими  службы  до
приобретения   права   на   пенсию   за   выслугу  лет  (пенсии  по
государственному  пенсионному  обеспечению),  установил  правило  о
включении  в  страховой стаж периодов прохождения военной,  а также
другой приравненной к ней службы,  если им  предшествовали  или  за
ними следовали периоды работы.
     Вопрос о  возможности  включения  периодов  военной  службы  в
специальный  трудовой стаж,  дающий право для досрочного назначения
трудовой  пенсии  по  старости,  уже  был  предметом   рассмотрения
Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 10 марта
2005 года N 14-О по запросу Амурского городского суда  Хабаровского
края  о  проверке  конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 28
Федерального закона "О трудовых пенсиях в  Российской  Федерации").
Как   указал  Конституционный  Суд  Российской  Федерации,  решение
законодателя не  включать  периоды  прохождения  военной,  а  также
другой приравненной к ней службы в специальный стаж,  в том числе в
стаж работы с тяжелыми условиями труда,  дающий право на  досрочное
назначение трудовой пенсии по старости,  не может расцениваться как
ограничение конституционных прав и свобод лиц,  проходивших военную
и приравненную к ней службу,  и нарушение требований, вытекающих из
конституционного принципа равенства,  поскольку оно связано с  тем,
что  страховые  взносы  в  Пенсионный  фонд Российской Федерации за
период прохождения гражданами военной и приравненной к  ней  службы
не  уплачивались  и,  следовательно,  такие граждане не относятся к
числу  субъектов,  на  равных  участвующих  в  солидарной   системе
обязательного пенсионного страхования.
     Кроме того,  за граждан,  пенсия которым назначается  досрочно
(на 5-10 лет раньше общеустановленного возраста),  страховые взносы
в  Пенсионный  фонд  Российской   Федерации   в   настоящее   время
уплачиваются на общих основаниях, т. е. по одинаковым тарифам всеми
застрахованными,  и  возможность  включения  периодов   прохождения
военной,  а  также другой приравненной к ней службы в стаж работы с
тяжелыми  условиями  труда,  дающий  право  на  досрочную  трудовую
пенсию,  приводила  бы  к  необоснованному  расширению  круга  лиц,
имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным лицам.
     3. Жердевский районный суд Тамбовской области,  как следует из
содержания запроса, утверждая, что в специальный стаж, дающий право
на досрочное назначение пенсии, наряду с работой в тяжелых условиях
труда должны быть включены соответствующие периоды военной  службы,
фактически   ставит   вопрос   об   изменении  действующей  системы
пенсионного обеспечения.
     Разрешение данного   вопроса   не   относится   к  компетенции
Конституционного Суда  Российской  Федерации,  как  она  определена
статьей   125   Конституции   Российской   Федерации  и  статьей  3
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации", а является прерогативой законодателя.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1  и  2  части
первой   статьи   43   и   частью  первой  статьи  79  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  запроса Жердевского
районного  суда  Тамбовской  области,  поскольку  он  не   отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации",  в соответствии с которыми обращение  в
Конституционный  Суд Российской Федерации признается допустимым,  и
поскольку    разрешение    поставленного     заявителем     вопроса
Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 90-О


Информация по документу
Читайте также