Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 № 37-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  по запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке
   конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4
     Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской
                            Федерации"

     город Москва                               2 февраля 2006 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя    В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,  Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,     Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,      С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,  Л.О.Красавчиковой,    С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,     Ю.Д.Рудкина,     Н.В.Селезнева,      А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в    пленарном     заседании     заключение     судьи
О.С.Хохряковой,  проводившей  на  основании  статьи 41 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  предварительное  изучение запроса Конституционного Суда
Республики Карелия,

                        у с т а н о в и л:

     1. В производстве  Конституционного  Суда  Республики  Карелия
находится  дело  по  обращению  депутата  Законодательного Собрания
Республики Карелия С.Г.Ушакова о проверке соответствия  Конституции
Республики  Карелия  некоторых положений статьи 8 Закона Республики
Карелия  "О  Конституционном  Суде  Республики  Карелия".  Согласно
данной  статье,  в  части  определения требований,  предъявляемых к
кандидату  на  должность  судьи  Конституционного  Суда  Республики
Карелия,  отсылающей правоприменителя к федеральным конституционным
законам  и  федеральным  законам,  судьей   Конституционного   Суда
Республики  Карелия  может  быть лицо,  достигшее возраста 25 лет и
имеющее стаж работы  по  юридической  профессии  не  менее  5  лет.
Аналогичную  (отсылочную)  норму  содержит и Конституция Республики
Карелия   -   ее   статьей   67   предусматривается,   что   судьей
Конституционного   Суда  Республики  Карелия  может  быть  назначен
гражданин     Российской  Федерации,  соответствующий  требованиям,
предъявляемым федеральными конституционными законами и федеральными
законами к кандидату на должность судьи.
     Конституционный Суд Республики Карелия,  придя к выводу о том,
что подлежащее применению при  разрешении  данного  дела  положение
абзаца  шестого  пункта  1  статьи  4  Закона  Российской Федерации
"О   статусе   судей   в    Российской   Федерации"   (в   редакции
Федерального  закона  от  15 декабря 2001 года N 169-ФЗ),  согласно
которому  судьей   конституционного   (уставного)   суда   субъекта
Российской  Федерации  может быть гражданин,  достигший возраста 25
лет и имеющий стаж работы по юридической профессии  не  менее  пяти
лет,    не    соответствует   Конституции   Российской   Федерации,
приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд
Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности.
     По мнению заявителя,  названное законоположение не согласуется
со статьями 45,  46 (часть 2) и 47 (часть 1) Конституции Российской
Федерации,  (поскольку не  учитывает сложность задач,  поставленных
перед  конституционными  (уставными)  судами  субъектов  Российской
Федерации,  важность осуществляемых ими  полномочий  и  юридическое
значение принимаемых ими решений, подрывает авторитет этих судебных
органов,  а также не обеспечивает уверенность граждан, обращающихся
за   защитой   своих  прав  в  конституционный  (уставный)  суд,  в
компетентности и правильности принимаемых им решений.
     2. В   соответствии  со  статьей  119  Конституции  Российской
Федерации  судьями  могут  быть  граждане   Российской   Федерации,
достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование
и  стаж  работы  по  юридической  профессии  не  менее  пяти   лет;
федеральным   законом   могут   быть   установлены   дополнительные
требования к судьям судов Российской Федерации.
     По смыслу  приведенных конституционных положений,  федеральный
законодатель наделен достаточно широким усмотрением в  установлении
квалификационных   требований   к   судье:  конституционный  термин
"дополнительные    требования"    означает,    что     законодателю
предоставлена возможность закреплять как требования,  в Конституции
Российской Федерации не упоминаемые (как это сделано,  например,  в
статье  8  Федерального  конституционного закона "О Конституционном
Суде  Российской  Федерации"),  так  и  требования,  повышенные  по
сравнению  с установленными непосредственно Конституцией Российской
Федерации (Определение Конституционного Суда  Российской  Федерации
от  8  июня 2004 года N 214-О по запросу Верховного Суда Российской
Федерации).
     Норма абзаца  шестого  пункта  1  статьи  4  Закон  Российской
Федерации "О статусе судей в Российской  Федерации"  распространяет
на  судей  конституционных  (уставных)  судов  субъектов Российской
Федерации квалификационные критерии,  непосредственно  указанные  в
статье 119 Конституции Российской Федерации. Заявитель же полагает,
что в силу сложности  стоящих  перед  конституционными  (уставными)
судами    субъектов   Российской   Федерации   задач   и   важности
осуществляемых ими полномочий необходимо,  чтобы судьи  этих  судов
обладали признанной юридической квалификацией,  значительным стажем
работы по юридической профессии и большим  жизненным  опытом, т. е.
фактически  ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации
вопрос об установлении более высоких  требований  к  кандидатам  на
должности судей конституционных (уставных) судов.
     Между тем  разрешение   данного   вопроса   не   относится   к
компетенции    Конституционного    Суда    Российской    Федерации,
определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей
3  Федерального  конституционного  закона  "О  Конституционном Суде
Российской  Федерации",  а   является   прерогативой   федерального
законодателя,  который  -  учитывая  особенности правовой природы и
статуса  конституционных  (уставных)  судов  субъектов   Российской
Федерации,  их  место в судебной системе Российской Федерации,  как
они закреплены  Федеральным  конституционным  законом  "О  судебной
системе  Российской  Федерации" (статьи 4 и 12,  часть 4 статьи 13,
часть 2  статьи  17,  статья  27)  -  может  в  федеральном  законе
установить  повышенные  требования  к кандидатам на должности судей
конституционных (уставных) судов  субъектов  Российской  Федерации,
касающиеся  в  том  числе  возраста  и  стажа работы по юридической
профессии,    либо    предоставить    соответствующее    правомочие
законодательным  (представительным)  органам государственной власти
субъектов Российской Федерации.
     Кроме того,  норма  абзаца  шестого  пункта  1 статьи 4 Закона
Российской Федерации "О статусе судей в  Российской  Федерации",  -
поскольку  она предусматривает лишь минимальные требования к лицам,
претендующим на должности судей  конституционных  (уставных)  судов
субъектов  Российской  Федерации,  -  сама  по себе не препятствует
назначению на  эти  должности  лиц,  имеющих  продолжительный  стаж
работы по юридической профессии,  признанную высокую квалификацию в
области права,  необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию.
В  частности,  наличие  у  судей  конституционного (уставного) суда
субъекта  Российской   Федерации   необходимых   качеств   призваны
обеспечивать  закрепляемые в законах субъектов Российской Федерации
процедуры  отбора  кандидатов  на   эти   должности   и   наделения
полномочиями  судьи,  основной  целью которых является формирование
независимого, авторитетного и компетентного органа конституционного
контроля.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1  и  2  части
первой   статьи   43   и   частью  первой  статьи  79  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Конституционного
Суда Республики  Карелия,  поскольку  он  не  отвечает  требованиям
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской  Федерации",  в  соответствии  с  которыми  такого  рода
обращения    признаются   допустимыми,   и   поскольку   разрешение
поставленного заявителем вопроса Конституционному  Суду  Российской
Федерации неподведомственно.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 37-О

Информация по документу
Читайте также