Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.06.2004 № 228-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


            об отказе в принятии к рассмотрению жалобы
   сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза)
   "Красносельское" на нарушение его конституционных прав частью
  второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
      и частью второй статьи 6 Закона Владимирской области
     "О ставках земельного налога для физических и юридических лиц
                           на 1999 год"

     город Москва                                  8 июня 2004 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя    В.Д.Зорькина,    судей   М.В.Баглая,   Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,     Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,      Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,   М.И.Клеандрова,  А.Л.Кононова,  Л.О.Красавчиковой,
Ю.Д.Рудкина,     А.Я.Сливы,     Н.В.Селезнева,      В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном заседании заключение  судьи  Н.С.Бондаря,
проводившего  на  основании статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное      изучение      жалобы     сельскохозяйственного
производственного кооператива (колхоза) "Красносельское",

                        у с т а н о в и л:

     1. Сельскохозяйственный производственный  кооператив  (колхоз)
"Красносельское"  с  1992  года  имеет  в  бессрочном  (постоянном)
пользовании  земельные  участки  в  границах  сельских   населенных
пунктов  Красное,  Кузьмадино  и Ненашевское Юрьев-Польского района
Владимирской области.  Суздальский межрайонный комитет по земельным
ресурсам  и  землеустройству  Владимирской  области,  представляя в
налоговую инспекцию очередной ежегодный список  юридических  лиц  -
плательщиков  земельного  налога  за пользование землей,  отнес СПК
(колхоз) "Красносельское" к пользователям расположенных в  границах
сельских    населенных    пунктов   земельных   участков,   занятых
производственными   зонами    (постройками),    что    предполагает
последующее  применение  к  нему  налоговой  ставки,  исчисляемой с
квадратного метра соответствующих  земель  (как  это  предусмотрено
частью  второй  статьи  6 Закона Российской Федерации от 11 октября
1991 года "О плате  за  землю"  и,  соответственно,  частью  второй
статьи 6 Закона Владимирской области от 5 июля 1999 года "О ставках
земельного налога для физических и юридических лиц на 1999 год"), а
не с гектара земли сельскохозяйственного использования в двукратном
размере ставок налога за сельскохозяйственные  угодья  аналогичного
качества   (что   предусмотрено  частью  восьмой  статьи  8  Закона
Российской Федерации "О плате за землю").
     Арбитражный суд Владимирской области, куда в августе 2003 года
обратился  СПК  (колхоз)  "Красносельское",  полагая,  что  решение
Суздальского   межрайонного   комитета   по  земельным  ресурсам  и
землеустройству Владимирской области в части поданных  в  налоговую
инспекцию  сведений  об описанных им землях является незаконным,  в
том числе противоречит требованиям  статьи  85  Земельного  кодекса
Российской Федерации,  и нарушает его права, посчитал, что действия
земельного  комитета  соответствуют  Закону   Российской  Федерации
"О плате за землю" и другим федеральным законам,  предусматривающим
индексирование  ставок   земельного   налога,   статье   6   Закона
Владимирской  области "О ставках земельного налога для физических и
юридических  лиц  на  1999  год"   и   другим   нормативным   актам
Владимирской   области   и   органов   местного  самоуправления  по
указанному вопросу.
     В своей  жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации СПК
(колхоз) "Красносельское"  указывает,  что  в  результате  действий
земельного комитета к нему будут применены положения части 2 статьи
6 Закона Российской Федерации "О плате за землю",  а это приведет к
нарушению его прав налогоплательщика, в связи с чем просит признать
не  соответствующими  Конституции  Российской  Федерации  следующие
законоположения:
     часть вторую статьи 6 Закона Российской Федерации "О плате  за
землю",    согласно    которой    земельный   налог   за   участки,
предоставленные гражданам и юридическим лицам в  границах  сельских
населенных  пунктов  для  иных  (за  исключением  указанных в части
первой данной статьи) целей,  взимается со всей площади  земельного
участка в размере пяти рублей за квадратный метр;
     часть вторую статьи 6 Закона Владимирской области  от  5  июля
1999 года "О ставках земельного налога для физических и юридических
лиц на 1999 год",  согласно которой  земельный  налог  за  участки,
предоставленные  гражданам  и юридическим лицам в границах сельских
населенных пунктов  для  индивидуального  жилищного  строительства,
дачного   хозяйства,  индивидуального  и  кооперативного  гаражного
строительства и иных  целей,  не  предусмотренных  в  части  первой
данной  статьи,  взимается  со  всей  площади  земельного участка в
размере 6 коп./кв. м.
     По мнению  заявителя,  указанный  порядок исчисления налога за
земельные участки,  находящиеся на территории  сельских  населенных
пунктов и используемые для сельскохозяйственных целей, отличающийся
от порядка исчисления  налога  за  аналогичные  земли  в  городской
черте, приводит к многократному превышению ставок земельного налога
за  участки,  расположенные  в  сельской  местности,  что  нарушает
конституционные    права    граждан    -   членов   СПК   (колхоза)
"Красносельское" в части равенства всех перед законом  и  судом,  а
также   установленный  Конституцией  Российской  Федерации  принцип
равного налогового бремени и, следовательно, противоречит статьям 8
(часть 2), 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации.
     2. По смыслу статьи  57  Конституции  Российской  Федерации  в
системной  связи  с  ее  статьями  1  (часть 1) и 19 (части 1 и 2),
налоговое регулирование в Российской Федерации должно быть основано
на  конституционном принципе равенства,  из которого вытекает в том
числе требование равного налогового бремени. Данные конституционные
предписания   получили   свое  подтверждение  в  Налоговом  кодексе
Российской Федерации,  в соответствии с которым налоги и  сборы  не
могут  иметь  дискриминационный  характер  и  различно  применяться
исходя из социальных,  расовых,  национальных,  религиозных и  иных
подобных критериев (абзац первый пункта 2 статьи 3).
     Вместе с тем, как следует из правовой позиции Конституционного
Суда  Российской  Федерации,  выраженной в ряде его решений,  в том
числе в Постановлении от 27 апреля 2001 года  по  делу  о  проверке
конституционности  ряда  положений  Таможенного  кодекса Российской
Федерации,  принцип равенства не исключает возможность установления
различных  условий для различных категорий субъектов права;  однако
такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться
на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.
Данная правовая позиция,  имеющая общее значение для всех  отраслей
законодательного  регулирования,  применительно  к  сфере налоговых
отношений  означает,  что  конституционный  принцип  равенства   не
препятствует  законодателю использовать дифференцированный подход к
регламентации порядка исчисления налогов в том случае,  если  такая
дифференциация обусловлена объективными факторами,  а также связана
с   необходимостью   реализации   одного    из    основных    начал
законодательства о налогах и сборах,  заключающегося в установлении
налогов  исходя  из  фактической  способности  налогоплательщика  к
уплате  налога  (пункт  1  статьи  3  Налогового кодекса Российской
Федерации).
     Законом Российской  Федерации  "О плате за землю" предусмотрен
различный порядок исчисления земельного налога:  для  лиц,  которым
земельные  участки  предоставлены  в  границах  сельских населенных
пунктов для иных (за исключением указанных в части первой статьи 6)
целей, плата взимается со всей площади земельного участка в размере
пяти рублей за квадратный метр (часть вторая статьи  6  раздела  II
"Плата  за  земли  сельскохозяйственного  назначения"),  а для лиц,
которым предоставлены земли сельскохозяйственного  использования  в
пределах  городской  (поселковой)  черты,  налог  устанавливается в
двукратном размере ставок  налога  за  сельскохозяйственные  угодья
аналогичного качества (часть восьмая статьи 8 раздела III "Плата за
земли несельскохозяйственного назначения");  в то же время для лиц,
которым  земли  предоставлены  (или  ими  приобретены)  в  пределах
городской,  поселковой  черты  для   садоводства,   огородничества,
животноводства (включая земли,  занятые строениями и сооружениями),
земельный налог устанавливается в размере 10 рублей  за  квадратный
метр (часть седьмая статьи 8).
     При этом  критерии  отнесения  земельных  участков  к   землям
определенной  категории,  назначения  и  использования,  являющиеся
значимыми  при  принятии   решения   о   применении   в   отношении
собственников     земельных     участков,     землевладельцев     и
землепользователей конкретного порядка налогообложения,  содержатся
в   корреспондирующих   соответствующим  нормам  Закона  Российской
Федерации   "О    плате    за    землю"    положениях    земельного
законодательства.  Использование  данных  критериев  связано  в том
числе  с  определением  содержания   таких   используемых   Законом
Российской  Федерации  "О  плате  за  землю"  понятий,  как  "земли
сельскохозяйственного назначения",  "земли  несельскохозяйственного
назначения",  "земли сельскохозяйственного использования" и др.,  и
должно осуществляться в  соответствии  с  вытекающим  из  пункта  1
статьи  11  Налогового  кодекса  Российской  Федерации требованием,
согласно  которому  институты,  понятия  и  термины   гражданского,
семейного  и других отраслей законодательства Российской Федерации,
используемые в данном Кодексе, должны применяться в том значении, в
каком они используются в этих отраслях законодательства,  если иное
не предусмотрено данным Кодексом.
     Указанное требование,      направленное      на     достижение
конституционно  значимой  цели  -  обеспечения  определенности  при
применении  налогового  законодательства,  распространяется и на те
случаи, когда используемые в отраслевом законодательстве институты,
понятия и термины содержательно не определены в законах о налогах и
сборах,  принятых  до  введения  в  действие   Налогового   кодекса
Российской  Федерации  и сохраняющих свою силу.  Это означает,  что
суды и  иные  правоприменители  должны  применять  положения  части
второй  статьи  6 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и,
соответственно,  части второй статьи 6 Закона Владимирской  области
"О  ставках  земельного  налога для физических и юридических лиц на
1999 год" исходя  из  фактических  обстоятельств  конкретного  дела
(назначения земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, их
фактического использования и других имеющих  существенное  значение
для  дела  обстоятельств)  в  системной  связи  с  соответствующими
положениями земельного законодательства.
     Таким образом,  законодательное  регулирование налогообложения
землепользователей  -  как  предусматривающее   различный   порядок
исчисления  и  уплаты налога за земельные участки,  расположенные в
сельских населенных  пунктах,  и  земли,  находящиеся  в  городской
(поселковой)  черте,  -  само  по  себе не нарушает конституционные
права заявителя.  Проверка же правильности выбора норм  отраслевого
законодательства,    подлежащих   применению   в   совокупности   с
оспариваемыми нормами,  не относится к компетенции Конституционного
Суда   Российской  Федерации  (статья  125  Конституции  Российской
Федерации,    статья   3  Федерального   конституционного    закона
"О Конституционном   Суде   Российской  Федерации")  и  может  быть
осуществлена  лишь  в  процессе  реализации  заявителем  права   на
судебную защиту в судах иной юрисдикции.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1  и  2  части
первой  статьи 43 и статьей 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать     в     принятии     к    рассмотрению    жалобы
сельскохозяйственного   производственного   кооператива   (колхоза)
"Красносельское",    поскольку    она   не   отвечает   требованиям
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",  в соответствии с которыми жалоба может быть
признана допустимой,  а также поскольку разрешение поставленного  в
ней    вопроса    Конституционному    Суду   Российской   Федерации
неподведомственно.
     2. Определение  по данной жалобе окончательно и обжалованию не
подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 228-О

Информация по документу
Читайте также