Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 № 387-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


            об отказе в принятии к рассмотрению жалобы
         гражданки Бовиной Ольги Павловны на нарушение ее
        конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62
          Градостроительного кодекса Российской Федерации

     город Москва                                6 ноября 2003 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя    В.Д.Зорькина,    судей   М.В.Баглая,   Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,     Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,      С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   А.Л.Кононова,    Л.О.Красавчиковой,  Ю.Д.Рудкина,
А.Я.Сливы,    В.Г.Стрекозова,     О.С.Хохряковой,      Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
     заслушав в    пленарном     заседании     заключение     судьи
Л.О.Красавчиковой,  проводившей на основании статьи 41 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки О.П.Бовиной,

                        у с т а н о в и л:

     1. Гражданка  О.П.Бовина  в своей жалобе в Конституционный Суд
Российской Федерации оспаривает  конституционность  ряда  положений
Градостроительного кодекса Российской Федерации:
     статьи 16,     согласно     которой     при      осуществлении
градостроительной  деятельности  использование  земельных  участков
гражданами  и  юридическими  лицами,   являющимися   соответственно
собственниками,    владельцами,   пользователями   и   арендаторами
земельных   участков,   проводится   с   соблюдением   разрешенного
использования    объектов    недвижимости    в    соответствии    с
градостроительными   регламентами,    предусмотренными    правилами
застройки, а также с соблюдением красных линий, которые установлены
проектами планировки;
     абзаца третьего   статьи  20,  согласно  которому  граждане  и
юридические    лица    обязаны    осуществлять    градостроительную
деятельность  в  соответствии  с  градостроительной  документацией,
правилами застройки;
     абзаца второго  пункта  6  статьи 62,  согласно которому орган
местного самоуправления  может  отказать  в  выдаче  разрешения  на
строительство   в  случаях  несоответствия  проектной  документации
разрешенному использованию земельного участка.
     Как следует  из  представленных   материалов,   на   основании
названных   норм  решением  Слюдянского  районного  суда  Иркутской
области  от  6  февраля  2001  года,  оставленным   без   изменения
кассационной  и  надзорной  судебными инстанциями,  было отказано в
удовлетворении искового заявления О.П.Бовиной об обжаловании отказа
Слюдянской  районной  администрации  выдать  истице  разрешение  на
строительство жилого дома на принадлежащем ей земельном  участке  в
городе    Слюдянке    (отказ    был   мотивирован   несоответствием
строительства  жилого  дома  "разрешенному  использованию"  данного
земельного участка).
     По мнению       заявительницы,       названные       положения
Градостроительного  кодекса Российской Федерации нарушают ее права,
закрепленные статьями 18 и 35 (части 1 и 2) Конституции  Российской
Федерации.
     2. Обжалуемые положения Градостроительного кодекса  Российской
Федерации  находятся  в  системной  взаимосвязи  с рядом других его
положений.
     Так, согласно   статье   1   названного   Кодекса  разрешенным
использованием земельных участков признается использование объектов
недвижимости  в  соответствии  с   градостроительным   регламентом.
Градостроительные регламенты  для  каждой  территориальной  зоны  и
схема   зонирования,   определяющая   границы  территориальных  зон
различного функционального назначения, согласно пункту 2 статьи 39,
являются составляющими правил застройки - нормативно-правового акта
органа   местного    самоуправления,    устанавливающего    порядок
градостроительной   деятельности  на  соответствующих  территориях.
Данные  правила  разрабатываются  на  основе   генерального   плана
городского  и сельского поселения или комплексных схем планирования
развития   соответствующих    территорий.    В    соответствии    с
градостроительной  документацией  о  градостроительном планировании
развития территорий поселений и  правил  застройки  разрабатывается
документация  о  застройке,  которая  является основой для создания
проектов   планировки,   определяющих   красные   линии   и   линии
регулирования  застройки,  проектов межевания территорий и проектов
застройки (статьи 57 и 58).
     На базе   указанной   градостроительной   документации   и   в
соответствии со строительными нормами и правилами разрабатывается и
согласовывается    проектная    документация   для   строительства,
реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений и
их   частей.   Утвержденная   в   установленном  порядке  проектная
документация  является  основанием   для   выдачи   разрешения   на
строительство  -  документа,  удостоверяющего  право  собственника,
владельца,  арендатора  или   пользователя   объекта   недвижимости
осуществить    застройку    земельного    участка,   строительство,
реконструкцию здания, строения и сооружения (статьи 61 и 62).
     При этом    градостроительная   документация   разрабатывается
одновременно со схемами зонирования  территорий,  определяющих  вид
использования   территорий  и  устанавливающих  ограничения  на  их
использование.  На  территориях  городских  и  сельских   поселений
предусматривается  возможность  выделения следующих территориальных
зон:  жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной
и      транспортной      инфраструктур,     рекреационные,     зоны
сельскохозяйственного использования,  зоны специального назначения,
зоны военных объектов и зоны режимных территорий (статьи 37 и 40).
     Из приведенных  положений  вытекает,  что  право  осуществлять
строительство недвижимого имущества,  перестройку и снос ограничено
необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил,  но
и   требований   о   назначении   земельного   участка,   а   также
установленного    вида    использования    территории.     Подобная
регламентация  градостроительной  деятельности,  в  силу  статьи  3
Градостроительного кодекса  Российской  Федерации,  необходима  для
согласования  государственных,  общественных  и частных интересов в
данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания
посредством   соблюдения   требований,  установленных  нормативными
правовыми актами и градостроительными нормами и правилами,  а также
контролем за их выполнением.
     Это корреспондирует и действующему земельному законодательству
Российской Федерации, которое регулирует отношения по использованию
и  охране  земель  как  основы  жизни   и   деятельности   народов,
проживающих на соответствующей территории.  Земля,  будучи объектом
права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой
частью   природы   (природным   объектом),   основой  осуществления
хозяйственной и иной деятельности (подпункты 1 и 2 пункта 1  статьи
1  Земельного  кодекса  Российской Федерации),  чем обусловливается
необходимость установления специальных правил в отношении правового
режима земли.  В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в
статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников  земельных
участков  закрепляет  соблюдение  при  их  использовании требований
градостроительных   регламентов,    строительных,    экологических,
санитарно-гигиенических,    противопожарных   и   иных   правил   и
нормативов,  а в пункте 2 статьи 83  предусматривает  необходимость
использования   земель   поселений  в  соответствии  с  документами
зонирования территорий,  утверждаемыми и  изменяемыми  нормативными
правовыми   актами   органов   местного  самоуправления  (правилами
землепользования и застройки).
     На аналогичных  началах  строится  и регулирование Гражданским
кодексом Российской Федерации отношений,  связанных  с  реализацией
права собственности на землю. Так, в соответствии с его статьей 263
собственник земельного участка может  возводить  на  нем  здания  и
сооружения,  осуществляя  их  перестройку  или  снос  - при условии
соблюдения градостроительных и строительных норм и правил,  а также
требований о назначении земельного участка.
     3. Право  частной  собственности   на   землю   закреплено   в
Конституции Российской Федерации:  граждане и их объединения вправе
иметь  в  частной  собственности  землю  (статья  36,   часть   1).
Собственники  земли  в  полной  мере  обладают  всеми правомочиями,
входящими  в  содержание  права  собственности,   однако   владеть,
пользоваться  и  распоряжаться  землей они вправе при условии,  что
реализация этих полномочий не наносит ущерба окружающей среде и  не
нарушает права и законные интересы иных лиц (статья 36, часть 2).
     Как указал  Конституционный   Суд   Российской   Федерации   в
Определении  от 6 июля 2000 года по запросу Волгоградской областной
Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго  пункта
3  Указа  Президента  Российской  Федерации от 24 декабря 1993 года
N 2287  "О  приведении   земельного   законодательства   Российской
Федерации  в  соответствие  с  Конституцией  Российской Федерации",
Конституция  Российской  Федерации  исходит  из  того,  что   земля
является   особого   рода   товаром,  недвижимостью,  а  значит,  в
регулировании     земельных     отношений     должны     гармонично
взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства.
Данная  правовая  позиция  применима  и  к  отношениям  владения  и
пользования  землями  городских  и  сельских  поселений,  где нормы
земельного законодательства также гармонично взаимодействуют как  с
нормами  гражданского  законодательства  в  целом,  так и с нормами
градостроительного законодательства, в частности.
     Таким образом,  положения статьи 16, абзаца третьего статьи 20
и абзаца второго пункта  6  статьи  62  Градостроительного  кодекса
Российской   Федерации,  закрепляющие  необходимость  осуществления
градостроительной деятельности в соответствии  с  градостроительной
документацией,   правилами   застройки,   а   также  с  разрешенным
использованием земельного участка,  направлены на реализацию статей
9  (часть  1),  17  (часть  3),  36  (части  2  и 3) и 55 (часть 3)
Конституции Российской  Федерации  и  не  нарушают  конституционные
права  и свободы заявительницы,  а потому данная жалоба не является
допустимой в силу пункта 1 статьи 97 Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
     Кроме того,  как  следует  из  представленных   заявительницей
материалов,  правила  застройки в городе Слюдянке Иркутской области
не разрабатывались;  проектом детальной планировки города  Слюдянки
предусмотрено  долгосрочное резервирование земель под муниципальные
нужды  -  размещение  объектов  общественно-культурного  центра;  в
соответствии  со статьей 83 Земельного кодекса Российской Федерации
земельные  участки  могут  быть  изъяты  для   указанных   нужд   в
установленном законом порядке, в том числе путем выкупа.
     Фактически, ставя  перед  Конституционным   Судом   Российской
Федерации  вопрос  о  проверке конституционности оспариваемых норм,
заявительница выражает несогласие с вынесенными по ее  делу  актами
должностных   лиц   и   судебными  решениями.  Между  тем  проверка
законности и обоснованности судебных решений и действий должностных
лиц  требует исследования и оценки фактических обстоятельств дела и
не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации,
установленную   статьей  125  Конституции  Российской  Федерации  и
статьей 3 Федерального конституционного закона  "О  Конституционном
Суде Российской Федерации".
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1  и  2  части
первой   статьи   43   и   частью  первой  статьи  79  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Бовиной
Ольги Павловны,  поскольку она не отвечает требованиям Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации",  в соответствии с которыми жалоба может  быть  признана
допустимой,  и  поскольку  разрешение  поставленных  в ней вопросов
Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 387-О


Информация по документу
Читайте также