Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2003 № 252-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      по запросу Думы Чукотского автономного округа о проверке
               конституционности пункта 1 статьи 12,
                   пункта 1 статьи 14 и пункта 4
   статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
                             Федерации"

     город Москва                                 10 июля 2003 года

     Конституционный    Суд    Российской   Федерации   в   составе
Председателя    В.Д.Зорькина,    судей   М.В.Баглая,   Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,   М.И.Клеандрова,  А.Л.Кононова,  Л.О.Красавчиковой,
В.О.Лучина,  Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова,
Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав    в    пленарном    заседании    заключение    судьи
С.М.Казанцева,  проводившего  на  основании  статьи 41 Федерального
конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  предварительное   изучение   запроса   Думы  Чукотского
автономного округа,

                        у с т а н о в и л:

     1. В  своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации
Дума  Чукотского  автономного округа просит признать пункт 1 статьи
12,  пункт  1  статьи 14 и пункт 4 статьи 30 Федерального закона от
17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не
соответствующими  статьям  1  (часть  1),  2,  18, 55 (части 2 и 3)
Конституции Российской Федерации.
     По  мнению заявителя, пункт 4 его статьи 30, предусматривающий
в  целях  оценки  пенсионных  прав  застрахованных  лиц календарный
порядок   учета   суммарной   продолжительности   трудовой  и  иной
общественно  полезной деятельности (трудового стажа), имевшей место
до  1  января  2002  года,  нарушает права лиц, в отношении которых
ранее   действовало   льготное   исчисление   некоторых   периодов,
зачисляемых  в  трудовой  стаж.  К  ним,  в  частности,  относились
периоды  работы  в  районах  Крайнего Севера и в приравненных к ним
местностях,   которые  учитывались  в  полуторном  размере.  Данное
правило  было  предусмотрено  в  законодательных  актах, утративших
силу  со  дня  введения в  действие Федерального закона "О трудовых
пенсиях  в  Российской  Федерации",  в том числе в статье 94 Закона
Российской   Федерации  "О  государственных  пенсиях  в  Российской
Федерации". Заявитель обращает внимание также на то обстоятельство,
что  оспариваемая  норма  противоречит  статье 28 Закона Российской
Федерации "О государственных  гарантиях  и  компенсациях  для  лиц,
работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях",  согласно которой  трудовой  стаж  для  назначения
пенсий  на  общих,  льготных основаниях,  а также в связи с особыми
условиями  труда,  период  работы  в  районах  Крайнего  Севера   и
приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере.
     Поскольку  в  этой  части  запрос  Думы Чукотского автономного
округа      соответствует      требованиям      допустимости      и
подведомственности,   закрепленным  в  Федеральном  конституционном
законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", он может быть
принят Конституционным Судом Российской Федерации к производству.
     2. Пункт  1 статьи 12 Федерального закона  "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации",  согласно которому  исчисление  страхового
стажа,  требуемого  для  приобретения  права  на  трудовую  пенсию,
производится в календарном порядке для всех категорий  пенсионеров,
нарушает,   по   мнению   заявителя,   конституционные  права  лиц,
работавших в  районах  Крайнего  Севера  и  в  приравненных  к  ним
местностях,   в   отношении   которых  ранее  действовало  льготное
исчисление некоторых периодов, зачисляемых в трудовой стаж.
     Между  тем,  как  следует  из  содержания  запроса,  заявитель
необоснованно  отождествляет  институты страхового стажа, о котором
говорится,   в   частности,   в статьях  2 и 12 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации",   и  общего  трудового
стажа  (пункт  4  статьи  30  того  же  Федерального  закона).  Под
страховым стажем понимается учитываемая при  определении  права  на
трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или)
иной деятельности,  в течение которых уплачивались страховые взносы
в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  а также иных периодов,
засчитываемых в страховой стаж;  его величина не влияет  на  размер
трудовой  пенсии.  Понятие же "общий трудовой стаж" применяется для
определения порядка исчисления расчетного размера трудовой  пенсии,
величины   расчетного   пенсионного  капитала,  а  также  стажевого
коэффициента,  влияющего  на  расчетный  размер  трудовой   пенсии.
Трудовой  стаж  также  учитывается  при досрочном назначении пенсий
отдельным  категориям  граждан  (пункты  2,  3  и   4   статьи   30
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
     Таким     образом,     фактически     заявитель     оспаривает
конституционность  изменения  порядка учета общего трудового стажа,
установленного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации".  Изложение   правового обоснования позиции заявителя по
вопросу  о  неконституционности  положений  статьи  12 Федерального
закона  "О  трудовых  пенсиях в  Российской  Федерации"  в  запросе
отсутствует,  не приведены статьи Конституции Российской Федерации,
на  соответствие  которым  могла  бы быть проверена оспариваемая им
норма.  В  связи с этим запрос Думы Чукотского автономного округа в
части  проверки  конституционности  пункта 1 статьи 12 Федерального
закона "О трудовых  пенсиях  в  Российской Федерации" не может быть
принят  к рассмотрению, поскольку по форме не отвечает требованиям,
сформулированным  в  пункте  8  части второй статьи 37 Федерального
конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
Федерации".
     3. Неконституционность  пункта 1 статьи 14 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" заявитель усматривает в
том,  что  размер  базовой части трудовой пенсии, установленный для
исчисления  трудовой  пенсии,  не  подлежит  увеличению на районный
коэффициент  для  лиц,  работавших  в  районах  Крайнего  Севера  и
приравненных   к   ним   местностях.   По  мнению  Думы  Чукотского
автономного  округа,  районные  коэффициенты  при расчете отношения
среднемесячного  заработка  к  среднемесячной  заработной  плате  в
Российской   Федерации,   предусмотренные   пунктом   2  статьи  30
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не
являются  равноценной  заменой  районному коэффициенту к заработной
плате,  который применяется при исчислении трудовых пенсий для лиц,
проживающих   в  районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях.
     Федеральный закон "О  трудовых пенсиях в Российской Федерации"
установил  порядок  расчета  размера  пенсии  по старости, согласно
которому    при   расчете   отношения   среднемесячного   заработка
застрахованного   лица   к   среднемесячной   заработной   плате  в
Российской  Федерации  (пункт второй статьи 30) для лиц, работавших
в   районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностях,
применяются  районные  коэффициенты от 1,4  до 1,9,  в то время как
для   всех   остальных   категорий   пенсионеров  данное  отношение
учитывается   в   размере  не  свыше  1,2.  Установление  для  лиц,
работавших   в   районах  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним
местностях,  особого  размера  базовой  части  трудовой  пенсии  по
старости  путем  применения  к  нему  районного  коэффициента,  как
предлагает  заявитель,  привело  бы  к появлению у данной категории
пенсионеров  еще  одной,  дополнительной  компенсации  наряду с уже
предусмотренной законодателем.
     Кроме того,  разрешение  вопроса  увеличения  размера  базовой
части  трудовой  пенсии  посредством  применения  к  ней  районного
коэффициента для какой-либо  категории  лиц  является  прерогативой
законодателя  и  не  относится  к полномочиям Конституционного Суда
Российской Федерации,  как они установлены статьей 125  Конституции
Российской  Федерации  и  статьей  3  Федерального конституционного
закона   "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации".
Следовательно,  в  этой  части  данный  запрос  также не может быть
принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
     Исходя  из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части второй
статьи  40,  частью первой статьи 42, пунктом 1 части первой статьи
43  и  частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона
"О Конституционном  Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Принять  к  производству запрос Думы Чукотского автономного
округа  в  части,  касающейся  проверки  конституционности пункта 4
статьи  30  Федерального  закона  "О трудовых  пенсиях в Российской
Федерации".
     2. Отказать  в принятии к рассмотрению запроса Думы Чукотского
автономного округа в части,  касающейся проверки  конституционности
пункта  1  статьи  12  Федерального  закона  "О  трудовых пенсиях в
Российской  Федерации",  поскольку  по   форме   он   не   отвечает
требованиям   пункта   8   части   второй  статьи  37  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации".
     3. Отказать  в принятии к рассмотрению запроса Думы Чукотского
автономного  округа  в части, касающейся проверки конституционности
пункта  1  статьи  14  Федерального  закона  "О трудовых  пенсиях в
Российской  Федерации",   поскольку  разрешение поставленного в нем
вопроса      Конституционному     Суду     Российской     Федерации
неподведомственно.
     4. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     5. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 252-О

Информация по документу
Читайте также