Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2003 № 185-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климентьева
     Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав
 положениями пункта 10 статьи 32 и пункта 1 статьи 64 Федерального
      закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях
        избирательных прав и права на участие в референдуме
         граждан Российской Федерации", пункта 2 статьи 67
         Закона Нижегородской области от 4 июня 2002 года
             "О выборах глав местного самоуправления в
                      Нижегородской области"
      и статьи 211 Гражданского процессуального кодекса РСФСР

     город Москва                                  6 июня 2003 года

     Конституционный    Суд    Российской   Федерации   в   составе
Председателя    В.Д.Зорькина,    судей   М.В.Баглая,   Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,   М.И.Клеандрова,  А.Л.Кононова,  Л.О.Красавчиковой,
В.О.Лучина,       Ю.Д.Рудкина,      А.Я.Сливы,      В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в пленарном  заседании  заключение  судьи  А.Я.Сливы,
проводившего  на  основании статьи 41 Федерального конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина А.А.Климентьева,

                        у с т а н о в и л:

     1. Нижегородский   районный   суд  города   Нижнего  Новгорода
14 сентября 2002  года  отменил  состоявшуюся  11  июля  2002  года
регистрацию  гражданина  А.А.Климентьева  в  качестве  кандидата на
должность главы города Нижнего Новгорода на выборах, назначенных на
15  сентября  2002  года,  и  обратил  свое  решение к немедленному
исполнению в  полном  объеме.  Определением  судебной  коллегии  по
гражданским  делам  Нижегородского  областного  суда от 27 сентября
2002 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения,  а
кассационная жалоба А.А.Климентьева - без удовлетворения.
     В  своей  жалобе  в  Конституционный  Суд Российской Федерации
А.А.Климентьев  утверждает,  что  примененные  в его деле положения
пункта  10  статьи  32 и  пункта 1 статьи 64 Федерального закона от
19 сентября  1997  года "Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации" и
аналогичные  положения  пункта  2  статьи  67  Закона Нижегородской
области от 4 июня 2002 года "О выборах глав местного самоуправления
в Нижегородской области" в той мере, в какой ими допускается отмена
регистрации кандидата на выборах в органы государственной власти  и
органы   местного   самоуправления   в   день,  предшествующий  дню
голосования,  противоречат статьям 3 (часть 3),  17 (часть 3) и  32
(части  1 и 2) Конституции Российской Федерации;  пункт 1 статьи 64
названного Федерального закона,  кроме того, в той мере, в какой им
допускается   отмена   (аннулирование)   регистрации  кандидата  за
правонарушение,  предусмотренное Кодексом Российской  Федерации  об
административных  правонарушениях,  без  установления  его  вины  в
порядке административного судопроизводства, противоречит статьям 49
и 118 (часть 2) Конституции Российской Федерации;  положения статьи
211 ГПК РСФСР нарушают конституционное право на судебную  защиту  в
той  мере,  в  какой  допускают обращение к немедленному исполнению
решения  суда,  не  вступившего  в  законную  силу,  когда  поворот
исполнения  решения невозможен,  что противоречит статьям 17 (часть
3), 46 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
     2. Из  пункта  1  статьи 64 во взаимосвязи с пунктом 10 статьи
32  Федерального  закона  от  19  сентября  1997 года  "Об основных
гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в референдуме
граждан   Российской  Федерации" следует,  что  решение  об  отмене
регистрации   кандидата   не   позднее  чем  за  151  день  до  дня
голосования  принимает  суд  по основаниям, связанным с нарушениями
избирательного   законодательства   и   предусмотренным   названным
Федеральным  законом,  а  также  иными  законами. Аналогичная норма
содержится  в  пункте 2 статьи  67  Закона Нижегородской области от
4 июня  2002  года   "О  выборах  глав  местного  самоуправления  в
Нижегородской  области",   согласно  которому регистрация кандидата
может   быть   отменена   избирательной   комиссией  муниципального
образования  или  судом  не  позднее чем в день, предшествующий дню
голосования.
     Федеральный закон  от  19 сентября 1997 года утратил силу с 25
декабря 2002 года по истечении шести месяцев со  дня  вступления  в
силу  Федерального  закона  от  12  июня  2002  года  "Об  основных
гарантиях избирательных прав  и  права  на  участие  в  референдуме
граждан   Российской  Федерации",  в  котором  указанные  положения
отсутствуют,  а также установлены иные сроки принятия судом решения
об отмене регистрации кандидата. Следовательно, исходя из того, что
в соответствии со  статьей  76  (часть  5)  Конституции  Российской
Федерации  законы  и  иные  нормативные  акты  субъектов Российской
Федерации не могут противоречить федеральным  законам,  принятым  в
соответствии с частями 1 и 2 данной статьи, а в случае противоречия
между федеральным законом  и  иным  актом,  изданным  в  Российской
Федерации,  действует  федеральный закон,  пункт 2 статьи 67 Закона
Нижегородской области  от  4 июня  2002  года также утратил силу  с
25 декабря  2002  года.  Формально  названный  Закон  Нижегородской
области был отменен Законом Нижегородской области от 8 января  2003
года "О   выборах  глав  местного  самоуправления  в  Нижегородской
области", который     воспроизвел     соответствующие     положения
Федерального  закона  от 12  июня  2002 года "Об основных гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской Федерации".
     По    смыслу    Федерального     конституционного       закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации в процессе  конституционного  судопроизводства
проверяет    конституционность   действующих   нормативных   актов.
Исключение составляют случаи,  предусмотренные в части  второй  его
статьи  43,  когда Конституционный Суд Российской Федерации в целях
защиты конституционных прав и свобод граждан и их объединений может
проверить конституционность норм,  отмененных или утративших силу к
началу или  в  период  рассмотрения  дела.  Однако  такая  проверка
невозможна,  если  оспариваемые нормы отменены или утратили силу до
начала производства в Конституционном Суде Российской Федерации.  В
этом  случае  Конституционный Суд Российской Федерации отказывает в
принятии жалобы к рассмотрению.
     Поскольку Федеральный   закон   от   19  сентября   1997  года
"Об основных гарантиях избирательных прав  и  права  на  участие  в
референдуме  граждан  Российской  Федерации"  и Закон Нижегородской
области от 4 июня 2002 года "О выборах глав местного самоуправления
в  Нижегородской  области"  утратили  силу  до обращения гражданина
А.А.Климентьева в Конституционный  Суд  Российской  Федерации,  его
жалоба в этой части не может быть признана допустимой.
     3. Согласно   статье  211  ГПК  РСФСР  суд  может  обратить  к
немедленному   исполнению  свое  решение,  если  вследствие  особых
обстоятельств   замедление   в  его  исполнении  может  привести  к
значительному  ущербу  для  взыскателя  или  самое исполнение может
оказаться   невозможным   (пункт   3   части   первой).   Заявитель
утверждает,  что  немедленное  исполнение на основании данной нормы
не  вступившего  в  законную  силу решения суда первой инстанции об
отмене   регистрации   кандидата   в   день,   предшествующий   дню
голосования,  т. е. когда  поворот  исполнения  решения невозможен,
фактически  не  позволяет  оспорить его в кассационной инстанции до
голосования,  и  даже  отмена этого решения кассационной инстанцией
после  выборов  не  означает для кандидата, незаконно отстраненного
от выборов, реальное восстановление в правах.
     Статья  211  ГПК  РСФСР,  как  и  статья  212  ГПК  Российской
Федерации   прямо   не   предусматривают  возможность  обращения  к
немедленному  исполнению  не  вступившего  в  законную силу решения
суда  об  отмене  регистрации кандидата на выборах. Соответствующие
процессуальные  нормы  подлежат применению в делах по избирательным
спорам  с  учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации,   согласно   которой  положение  об  отмене  регистрации
кандидата  не  позднее, чем в день, предшествующий дню голосования,
не  может  не  предполагать, что к указанному моменту решение суда,
принятое в  надлежащей  процедуре, вступило в законную силу, - иное
исключало  бы  реальное восстановление в правах, что не согласуется
с  гарантиями судебной защиты, закрепленными статьей 46 Конституции
Российской  Федерации  и статьей 6 Конвенции о защите прав человека
и  основных свобод. Конституционно-правовое истолкование названного
положения,  данное  Конституционным  Судом  Российской  Федерации в
сохраняющих  свою  силу  постановлениях  от 25 декабря 2001 года по
делу  о  проверке  конституционности  части  второй  статьи 208 ГПК
РСФСР  и  от 11 июня 2002 года по делу о проверке конституционности
положений   статей   64,   32,  35  и  59  Федерального  закона  от
19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных  прав  и
права  на  участие  в  референдуме  граждан  Российской Федерации",
является обязательным для всех правоприменителей.
     Что  касается  норм  Федерального закона  от 12 июня 2002 года
"Об основных гарантиях избирательных прав  и  права  на  участие  в
референдуме    граждан    Российской   Федерации"  и   Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающих новые
предельные сроки обращения с заявлением в суд об отмене регистрации
кандидата и сокращенные сроки рассмотрения дела  судом,  то  они  в
деле  заявителя  не применялись,  а потому его утверждение,  что на
практике этими нормами не обеспечивается в полной мере  исправление
судебной   ошибки   до  дня  голосования,  не  может  быть  принято
Конституционным Судом Российской Федерации во внимание, равно как и
его    ссылка    на   нормы   Кодекса   Российской   Федерации   об
административных правонарушениях.
     Исходя  из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи  43  и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона    "О     Конституционном    Суде   Российской   Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать   в  принятии  к  рассмотрению  жалобы  гражданина
Климентьева   Андрея   Анатольевича,   поскольку  она  не  отвечает
требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде  Российской  Федерации",   в  соответствии  с  которыми жалоба
признается допустимой.
     2. Определение  Конституционного  Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит опубликованию  в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 185-О

Информация по документу
Читайте также