Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 № 132-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города
 Волгограда на нарушение конституционных прав и свобод положениями
 пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
                       Российской Федерации"

     город Москва                                9 апреля 2003 года

     Конституционный    Суд    Российской   Федерации   в   составе
Председателя    В.Д.Зорькина,    судей   М.В.Баглая,   Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,   М.И.Клеандрова,  А.Л.Кононова,  Л.О.Красавчиковой,
В.О.Лучина,  Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
В.Г.Ярославцева,
     заслушав    в    пленарном    заседании    заключение    судьи
В.Г.Ярославцева,  проводившего  на основании статьи 41 Федерального
конституционного   закона   "О  Конституционном   Суде   Российской
Федерации" предварительное  изучение  жалобы  администрации  города
Волгограда,

                        у с т а н о в и л:

     1. В   жалобе  администрации  города  Волгограда  оспаривается
конституционность  положений  пункта  3 статьи 19 Закона Российской
Федерации    "О   статусе    судей   в    Российской    Федерации",
предусматривающих     обязанность    местной    администрации    во
внеочередном  порядке  предоставлять  судье  благоустроенное  жилое
помещение   за   счет   средств   местного  бюджета  с  последующей
компенсацией   из  федерального  бюджета  в  срок  не  более  шести
месяцев,  а  также  решать  вопросы  установки домашнего телефона и
предоставления  мест  в детских дошкольных учреждениях с оплатой за
счет средств местного бюджета.
     Как   следует  из  жалобы  и  приложенных  к  ней  материалов,
решениями  районных  судов  города  Волгограда администрация города
Волгограда  на  основании  пункта  3  статьи  19  Закона Российской
Федерации  "О статусе  судей  в  Российской  Федерации" обязывалась
предоставить  истцам  федеральным  и мировым судьям благоустроенные
жилые   помещения.  Кассационная  и  надзорная  инстанции  оставили
жалобы   администрации  города  Волгограда  на  указанные  судебные
решения без удовлетворения.
     По  мнению  заявителя,  положения  пункта  3  статьи 19 Закона
Российской   Федерации "О статусе  судей  в  Российской  Федерации"
нарушают  конституционные  права  органов местного самоуправления и
противоречат  статьям  8  (часть  2), 12,  71 (пункт "о"), 124, 130
(часть  1),  132  и 133 Конституции Российской Федерации, поскольку
закрепляют     обязанности    исполнительного    органа    местного
самоуправления,   не  относящиеся  к  вопросам  местного  значения,
предусматривают   последующую,   а   не  одновременную  компенсацию
расходов  местного  бюджета  на  приобретение  жилых  помещений для
судей  и  не  предусматривают компенсацию расходов местного бюджета
при  внеочередной  установке судьям телефонов и предоставлении мест
в детских дошкольных учреждениях.
     2. Согласно   статье   133  Конституции  Российской  Федерации
местное  самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом
на  судебную  защиту.  Во  взаимосвязи  со статьей 46 (части 1 и 2)
Конституции   Российской   Федерации   данное   положение  призвано
обеспечить  судебную  защиту  прав  и  законных интересов выборного
должностного    лица,   органа   местного   самоуправления,   самих
избирателей - всех, чьи  права  затронуты  обжалуемым решением либо
действием   (бездействием).   При  этом  в  силу  названных  статей
Конституции    Российской    Федерации    и    норм    действующего
законодательства  обжалованию  в  судебном  порядке  подлежат любые
юридически значимые решения и действия (или бездействие).
     В   соответствии   со   статьей   125  (часть  4)  Конституции
Российской  Федерации  в  системном единстве с частью первой статьи
96  Федерального конституционного  закона  "О  Конституционном Суде
Российской Федерации" в процедуре конституционного судопроизводства
по  жалобам  на  нарушение  конституционных прав и свобод граждан и
объединений  граждан  могут  быть  оспорены законы - федеральные  и
законы  субъектов  Российской Федерации, примененные или подлежащие
применению    в    конкретном   деле.   Как   следует   из   данных
законоположений,  не исключается защита средствами конституционного
правосудия  и  прав  муниципальных  образований как территориальных
объединений   граждан,   коллективно   реализующих   на   основании
Конституции Российской Федерации право на местное самоуправление.
     3. Согласно    Конституции   Российской   Федерации    местное
самоуправление  в  пределах своих полномочий самостоятельно (статья
12);  местное  самоуправление  самостоятельно  в  решении  вопросов
владения,  пользования  и распоряжения муниципальной собственностью
(статья    130,    часть   1);   органы   местного   самоуправления
самостоятельно  управляют муниципальной собственностью (статья 132,
часть  1);  органы местного самоуправления могут наделяться законом
отдельными  государственными  полномочиями  с передачей необходимых
для  их  осуществления  материальных  и  финансовых средств (статья
132,  часть  2);  местное  самоуправление  в  Российской  Федерации
гарантируется   правом   на   судебную   защиту,   на   компенсацию
дополнительных  расходов,  возникших в результате решений, принятый
органами  государственной  власти,  запретом  на  ограничение  прав
местного   самоуправления,  установленных  Конституцией  Российской
Федерации и федеральными законами (статья 133).
     Конкретизируя   на  основе  Конституции  Российской  Федерации
принцип  самостоятельности  местного  самоуправления,  а  также его
компетенцию,   Федеральный   закон  "Об  общих  принципах  местного
самоуправления   в   Российской  Федерации" относит  такие  вопросы
местного   значения,   как   содержание  и  развитие  муниципальных
учреждений   дошкольного,   основного  общего  и  профессионального
образования,   создание   условий   для   жилищного  строительства,
организация   обеспечения   населения  услугами  связи,  к  ведению
муниципальных  образований (подпункты 5, 6, 10 и 20 пункта 2 статьи
6).
     Вопросы  судоустройства,  составной  частью  которого является
правовой  статус  судей,  в  силу  пункта "о" статьи 71 Конституции
Российской  Федерации  относятся  к  ведению  Российской Федерации;
Конституция  Российской Федерации закрепляет основы единого правого
статуса   судей   в  Российской  Федерации,  в  том  числе  принцип
независимости  судей  и подчинения их только Конституции Российской
Федерации  и  федеральному закону (статья 120, часть 1). В развитие
названных  конституционных  положений  Федеральный закон "О статусе
судей  в Российской Федерации" устанавливает гарантии независимости
судей,  одной  из  которых  является  предоставление  судье за счет
государства     материального     и     социального    обеспечения,
соответствующего его высокому статусу (пункт 1 статьи 9).
     Финансирование  судов,  в  том числе материальное и социальное
обеспечение   судей,   как   следует   из  статьи  124  Конституции
Российской  Федерации,  производится только из федерального бюджета
и   должно   обеспечивать   возможность   полного   и  независимого
осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
     Возлагая    на    местную    администрацию    обязанность   по
предоставлению  судьям  жилья,  оспариваемые  администрацией города
Волгограда    положения - в   целях   обеспечения   баланса   таких
конституционно    защищаемых   ценностей,   как   самостоятельность
местного  самоуправления и  независимость  судей, - предусматривают
полную   компенсацию   из   федерального  бюджета  возникающих  при
осуществлении  данной  обязанности  дополнительных  расходов органа
местного   самоуправления,   что  гарантирует  право  собственности
муниципальных   образований;   при   этом   не  происходит  изъятие
муниципальной   собственности  и  не  нарушается  самостоятельность
местного   самоуправления   в  распоряжении  местными  финансами  и
бюджетом.
     Указанная    обязанность    местной   администрации   касается
обеспечения   жильем   судей   того   суда,  который  находится  на
территории   муниципального  образования.  Поскольку  содержание  и
использование   муниципального   жилищного   фонда  в  силу  закона
относится  к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем
судей,  как  граждан,  проживающих  на  территории соответствующего
муниципального  образования,  имеют и общегосударственное и местное
значение,  а  потому решаются совместно государственными органами и
органами местного самоуправления.
     Таким  образом,  неопределенность  в  вопросе  о  соответствии
Конституции   Российской   Федерации  пункта  3  статьи  19  Закона
Российской  Федерации  "О статусе  судей  в Российской Федерации" в
части,  касающейся  обязанности  местной администрации предоставить
судье  благоустроенное  жилое  помещение  за  счет средств местного
бюджета  с  последующей компенсацией из федерального бюджета в срок
не  более шести месяцев, отсутствует, в связи с чем данная жалоба в
указанной   части  не  может  быть  принята  Конституционным  Судом
Российской Федерации к рассмотрению.
     4. Конституцией    Российской   Федерации   (статья   133)   и
Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в
Российской Федерации" (статья 4) гарантируется компенсация местному
самоуправлению   расходов,   связанных   с  передачей  ему  законом
отдельных  государственных  полномочий  или  возникших в результате
других решений, принятых органами государственной власти.
     Обеспечение  баланса самостоятельности местного самоуправления
и  независимости  судей  как  конституционно  защищаемых  ценностей
предполагает  и  обязанность  местной администрации во внеочередном
порядке  решить  связанные с осуществлением судьями государственных
полномочий  социальные  вопросы,  в  том  числе установить домашний
телефон  и предоставить места в детских дошкольных учреждениях, что
требует  определенных  финансовых  расходов. Такие расходы местного
бюджета  подлежат  компенсации  из  федерального  бюджета. В случае
невозмещения  понесенных  расходов органы местного самоуправления в
соответствии  со статьей 46 Федерального закона "Об общих принципах
организации  местного  самоуправления" могут обратиться в суд общей
юрисдикции или арбитражный суд за защитой своих прав.
     Таким    образом,   права   и   законные   интересы   местного
самоуправления  пунктом  3  статьи 19  Закона  Российской Федерации
"О статусе   судей  в  Российской  Федерации"  в  части, касающейся
обязанности местной администрации решить  во  внеочередном  порядке
вопрос  об  установке  домашнего  телефона  и предоставлении мест в
детских дошкольных учреждениях,  не  нарушаются,  а  потому  данная
жалоба и в этой части не может быть принята к рассмотрению.
     Исходя  из  изложенного  и руководствуясь частью второй статьи
36,  пунктом  2  части  первой  статьи 43 и частью первой статьи 79
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению жалобы администрации
города   Волгограда,   поскольку   она   не   отвечает  требованиям
Федерального   конституционного   закона   "О Конституционном  Суде
Российской  Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается
допустимой.
     2. Определение  Конституционного  суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 132-О

Информация по документу
Читайте также