Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.02.2006 № 266-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                   от 28 февраля 2006 г. N 266-р
                             г. Москва


     1. Одобрить   прилагаемую   Концепцию   развития  национальной
системы стандартизации.
     2. Федеральным   органам   исполнительной   власти   учитывать
положения  Концепции  развития  национальной системы стандартизации
при проведении работ в области технического регулирования.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                 М.Фрадков
     __________________________



     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 28 февраля 2006 г.
     N 266-р


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
           развития национальной системы стандартизации

                            I. Введение

     Настоящая  Концепция  представляет  собой  систему взглядов на
проблемы  развития национальной системы стандартизации в Российской
Федерации  до  2010 года  и  содержит  обоснованные  цели, задачи и
направления развития национальной системы стандартизации.
     Концепция   подготовлена   в   соответствии   с   Конституцией
Российской  Федерации,  федеральными  законами,  иными нормативными
правовыми  актами  Российской  Федерации  и  с учетом международных
нормативных документов в области стандартизации.
     Сформированная   на   протяжении  многих  десятилетий  система
государственной   стандартизации   в   ходе   реформы  технического
регулирования   должна   быть   заменена  на  национальную  систему
стандартизации,   которая  в  условиях  глобализации  экономических
отношений   призвана   обеспечить   баланс  интересов  государства,
хозяйствующих  субъектов,  общественных организаций и потребителей,
повысить   конкурентоспособность   российской   экономики,  создать
условия   для  развития  предпринимательства  на  основе  повышения
качества товаров, работ и услуг.
     Стандартизация    является    ключевым    фактором   поддержки
государственной   социально-экономической   политики,  способствует
развитию    добросовестной    конкуренции,    инноваций,   снижению
технических  барьеров  в  торговле,  повышению  уровня безопасности
жизни,  здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов
потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов.
     Стандартизация  в  качестве  одного  из элементов технического
регулирования   должна   внести  достойный  вклад  в  экономическое
развитие   страны,  при  этом  роль  и  принципы  стандартизации  в
условиях  реформирования российской экономики должны быть адекватны
происходящим переменам и соответствовать международной практике.
     Законодательную   и   нормативную  базу  национальной  системы
стандартизации составляют:
     Конституция  Российской Федерации, которая относит стандарты к
вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
     Федеральный  закон "О техническом регулировании", определивший
правовые  основы  стандартизации в Российской Федерации, участников
работ   по  стандартизации,  правила  разработки  и  добровольность
применения стандартов;
     нормативные  правовые  акты Правительства Российской Федерации
по вопросам стандартизации;
     основополагающие      стандарты      национальной      системы
стандартизации.
     Национальные  и международные стандарты могут использоваться в
качестве   основы   для   разработки   технических   регламентов  и
содействия соблюдению их требований.
     Организационно-функциональную  структуру  национальной системы
стандартизации составляют:
     национальный  орган  по  стандартизации (Федеральное агентство
по техническому регулированию и метрологии);
     научно-исследовательские организации по стандартизации;
     технические комитеты по стандартизации;
     разработчики стандартов.
     В  состав фонда документов национальной системы стандартизации
входят    межгосударственные,    государственные   и   национальные
стандарты,  отраслевые  стандарты,  правила стандартизации, нормы и
рекомендации     в     области    стандартизации,    общероссийские
классификаторы технико-экономической и социальной информации.
     Фонд  документов  национальной системы стандартизации является
составной  частью  федерального  информационного  фонда технических
регламентов и стандартов.
     В  рамках фонда документов национальной системы стандартизации
сформировался  ряд  таких уникальных подсистем, как общетехнические
системы  стандартов, система стандартов безопасности труда, система
стандартов   безопасности  при  чрезвычайных  ситуациях  и  другие.
Подсистемой  национальной  системы  стандартизации является система
стандартизации оборонной продукции.
     Существующие  проблемы  национальной системы стандартизации во
многом   обусловлены   переходным   периодом   реформы   в  области
технического  регулирования  и  являются  сдерживающим  фактором  в
достижении стратегических целей стандартизации.
     В  Федеральном  законе  "О  техническом  регулировании"  не  в
полной  мере  отражены  положения, определяющие понятие, структуру,
статус,    участников    национальной    системы    стандартизации,
приоритетное    применение    национальных    стандартов,   вопросы
финансирования   деятельности   по   разработке   международных   и
межгосударственных  стандартов.  Кроме  того,  указанным Законом не
предусмотрены  отраслевые стандарты и другие нормативные документы,
значение  которых  для  производителей  продукции  остается  весьма
существенным.
     По    отдельным    направлениям   хозяйственной   деятельности
эффективность   и  значимость  национальных  стандартов  снижается,
поскольку  они не полностью отражают результаты научно-технического
прогресса.  К  тому  же  недостаточен  уровень  их  гармонизации  с
международными стандартами.
     Ввиду  отсутствия  необходимых  научных исследований и слабого
притока    профессиональных   кадров   в   научно-исследовательские
организации  и  технические  комитеты  по  стандартизации,  а также
недостаточного   финансирования   ухудшается   качество  разработки
национальных стандартов по целому ряду направлений стандартизации.
     Темпы  обновления и актуализации фонда документов национальной
системы  стандартизации  за  последние  годы  снизились (необходимо
ежегодно  обновлять не менее 10 процентов фонда для поддержания его
на приемлемом уровне).
     В   связи   со  слабой  заинтересованностью  промышленности  в
разработке   стандартов,   реорганизацией  управления  отраслями  и
отраслевыми    научно-исследовательскими   институтами   активность
технических  комитетов  по  стандартизации  в  последние годы также
снизилась.
     Российская    Федерация    является    членом    Международной
организации  по  стандартизации,  Международной  электротехнической
комиссии   и   Международного   союза   электросвязи,  участвует  в
деятельности  региональных  организаций по стандартизации. Несмотря
на   активное   участие   Российской   Федерации   в   деятельности
международных  организаций,  количество  секретариатов  технических
комитетов,  закрепленных  за  ней, явно недостаточно для реализации
национальных интересов Российской Федерации.
     Проблемы  действующей  национальной  системы стандартизации не
позволяют  в полной мере обеспечить необходимые темпы промышленного
роста в нашей стране.
     В этой связи формирование национальной системы стандартизации,
направленной    на    обеспечение    высоких   темпов   устойчивого
экономического роста и повышение  конкурентоспособности  российской
экономики,  должно  осуществляться  на  основе  комплексного выбора
приоритетов в соответствии с  намеченными  стратегическими  целями,
принципами,  задачами и направлениями развития национальной системы
стандартизации.

        II. Стратегические цели, принципы и задачи развития
                национальной системы стандартизации

     В основу     стратегии     развития    национальной    системы
стандартизации положены апробированные практикой и  соответствующие
международным принципам следующие принципы стандартизации:
     добровольность    применения    национальных    стандартов   и
обязательность  их  соблюдения  в  случае  принятия  решения  об их
использовании;
     применение  международных  стандартов  как  основы  разработки
национальных   стандартов,  за  исключением  случаев,  когда  такое
применение    признано    невозможным   вследствие   несоответствия
требований  международных стандартов климатическим и географическим
особенностям    Российской    Федерации,    техническим   и   (или)
технологическим  особенностям,  а  также  случаев, когда Российская
Федерация  в  соответствии  с  установленными процедурами выступала
против   принятия   международного  стандарта  или  отдельного  его
положения;
     максимальный  учет законных интересов заинтересованных лиц при
разработке национальных стандартов;
     обеспечение   преемственности   работ   по   стандартизации  в
Российской Федерации;
     недопустимость   создания   препятствий   для  производства  и
обращения  продукции,  выполнения  работ и оказания услуг в большей
степени,    чем    это   минимально   необходимо   для   выполнения
стратегических целей стандартизации;
     обеспечение     условий    для    единообразного    применения
национальных стандартов;
     обоснованность разработки национальных стандартов;
     открытость процессов разработки национальных стандартов;
     обеспечение  доступности  национальных стандартов и информации
о них для пользователей;
     однозначность   понимания  всеми  заинтересованными  сторонами
требований, включаемых в национальные стандарты;
     прогрессивность   и   оптимальность   требований  национальных
стандартов;
     применение  требований  национальных  стандартов в контрактах,
заключаемых между изготовителем и потребителем.
     Стратегическими    целями    развития   национальной   системы
стандартизации являются:
     повышение    качества   и   конкурентоспособности   российской
продукции,  работ  и  услуг,  реализуемых  на  внутреннем и внешнем
рынках;
     обеспечение научно-технического прогресса;
     обеспечение  обороноспособности, экономической, экологической,
научно-технической   и   технологической   безопасности  Российской
Федерации;
     обеспечение единства измерений;
     обеспечение рационального использования ресурсов;
     обеспечение   технической,   информационной   совместимости  и
взаимозаменяемости продукции;
     содействие  взаимопроникновению  технологий,  знаний  и опыта,
накопленных в различных отраслях экономики;
     содействие  сохранению  Российской Федерацией позиции одной из
ведущих в экономическом отношении стран.
     Для  эффективного развития национальной системы стандартизации
и достижения стратегических целей необходимо:
     сформировать  механизмы  использования национальных стандартов
в  государственных  интересах Российской Федерации, в том числе для
выполнения      международных      обязательств     и     поддержки
социально-экономической политики государства;
     обеспечить  приоритетную  разработку  национальных стандартов,
применяемых  на  добровольной  основе,  для  соблюдения  требований
технических регламентов;
     обеспечить   при  разработке  национальных  стандартов  баланс
интересов   государства,   хозяйствующих   субъектов,  общественных
организаций и потребителей;
     сформировать     экономические    механизмы,    обеспечивающие
привлечение    всех    заинтересованных   сторон   к   работам   по
стандартизации и их финансированию;
     обеспечить    эффективное   применение   методов   и   средств
стандартизации   для   содействия   успешному   развитию   секторов
российской  экономики  с  высоким потенциалом развития, а также для
повышения  качества  и  конкурентоспособности российской продукции,
работ и услуг;
     применять  при разработке стандартов метод программно-целевого
планирования;
     оптимизировать  процедуру  разработки  и принятия национальных
стандартов с использованием международного опыта;
     усилить  роль  Российской  Федерации и повысить ее авторитет в
международной (региональной) стандартизации;
     повысить  уровень  гармонизации  национальных  и международных
стандартов;
     повысить эффективность межгосударственной стандартизации.

   III. Направления развития национальной системы стандартизации

     Направления   развития   национальной  системы  стандартизации
включают    в   себя:   совершенствование   законодательных   основ
национальной  системы  стандартизации,  усиление  роли национальной
стандартизации  в  решении государственных задач и роли государства
в  развитии  стандартизации, развитие организационно-функциональной
структуры  национальной системы стандартизации, экономических основ
стандартизации,     фонда     документов    национальной    системы
стандартизации,     информационного     обеспечения    в    области
стандартизации,  совершенствование  взаимодействия с международными
и  региональными организациями по стандартизации, развитие работ по
подготовке,  переподготовке  и  повышению  квалификации  кадров  по
стандартизации.
     В  целях  совершенствования законодательных основ национальной
системы   стандартизации   необходимо   подготовить  предложения  о
внесении  изменений  в законодательство Российской Федерации, в том
числе в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части:
     уточнения  положений, определяющих понятие, структуру, статус,
участников   национальной   системы   стандартизации,  приоритетное
применение   национальных   стандартов,   вопросов   финансирования
деятельности   по  разработке  международных  и  межгосударственных
стандартов;
     уточнения   правовых   вопросов,   связанных   с   применением
национальных    стандартов    при    государственных    заказах   и
использованием  прав  на  объекты  интеллектуальной собственности в
стандартизации.
     Для   усиления  роли  национальной  стандартизации  в  решении
государственных  задач и роли государства в развитии стандартизации
необходимо:
     определить  приоритетные  направления  развития стандартизации
на среднесрочную перспективу;
     разработать  механизмы  применения национальных стандартов при
формировании  программ  развития  отраслей  экономики,  а  также  в
сферах  закупок  продукции,  выполнения  работ и оказания услуг для
государственных нужд;
     внедрить   механизмы   участия   в   разработке   национальных
стандартов  представителей  органов  исполнительной власти, научных
организаций,    общественных    объединений,   предпринимателей   и
потребителей;
     обеспечить  развитие  работ по общероссийским классификаторам,
разработать   общероссийский   классификатор   продукции  по  видам
экономической   деятельности,  гармонизированный  с  классификацией
Европейского союза.
     В   целях   развития  организационно-функциональной  структуры
национальной системы стандартизации необходимо:
     провести  мониторинг  деятельности  технических  комитетов  по
стандартизации  и  подготовить  предложения  о их реструктуризации,
слиянии  или  упразднении  с учетом структуры технических комитетов
международных  организаций,  разработать  правила  взаимодействия с
техническими комитетами;
     разработать   и   реализовать   новую   модель   отношений   с
научно-исследовательскими  институтами  по  стандартизации с учетом
их   статуса,   профессионального   опыта,  научных  и  технических
возможностей;
     создать  общественный  совет  по  стандартизации, включающий в
себя  представителей  федеральных  органов  исполнительной  власти,
Российской  академии наук, научно-технических обществ, общественных
объединений, предпринимателей и потребителей;
     разработать   и   реализовать   пилотный   проект  создания  и
функционирования отраслевых советов по стандартизации.
     В    целях   развития   экономических   основ   стандартизации
необходимо:
     разработать   и   внедрить   экономически  эффективные  модели
планирования,  разработки,  принятия и распространения национальных
стандартов;
     реализовать  на  практике  механизм  приоритетного  бюджетного
финансирования  разработки  национальных  стандартов,  используемых
для  исполнения  государственных функций и оказания государственных
услуг;
     разработать  механизмы  привлечения  к  разработке  стандартов
представителей  органов исполнительной власти, научных организаций,
общественных объединений, предпринимателей и потребителей;
     обеспечить     развитие    программно-целевого    планирования
разработки    национальных    стандартов   на   основе   реализации
ведомственных целевых программ.
     В   целях   развития  фонда  документов  национальной  системы
стандартизации необходимо:
     провести  анализ  действующего  фонда  документов национальной
системы     стандартизации     на     соответствие     современному
научно-техническому  уровню, пересмотреть или отменить национальные
стандарты,  противоречащие требованиям технических регламентов и не
отвечающие задачам развития экономики;
     обеспечить  разработку  новых национальных стандартов и внести
изменения  в  действующие  стандарты  в соответствии с современными
достижениями  науки  и техники, учитывая необходимость гармонизации
с  международными  стандартами  и  повышения  конкурентоспособности
российской продукции, работ и услуг;
     повысить  уровень  гармонизации  национальных  и международных
стандартов;
     оптимизировать  процедуру  разработки  и принятия национальных
стандартов с использованием международного опыта;
     провести    анализ   отраслевых   стандартов   и   подготовить
предложения, касающиеся их дальнейшего использования.
     В   целях   развития  информационного  обеспечения  в  области
стандартизации необходимо:
     создать  единую  информационную  систему,  предназначенную для
обеспечения   заинтересованных   лиц   информацией   о  документах,
входящих  в  состав  федерального информационного фонда технических
регламентов и стандартов;
     внедрить  новые  информационные  технологии  при планировании,
разработке, принятии и распространении стандартов.
     В  целях  совершенствования  взаимодействия с международными и
региональными организациями по стандартизации необходимо:
     подготовить   предложения   по   созданию   под   руководством
Российской   Федерации   в   рамках  международных  организаций  по
стандартизации  новых  технических  комитетов  в  приоритетных  для
нашей страны направлениях стандартизации;
     активизировать  участие  Российской  Федерации  в деятельности
Международной    организации   по   стандартизации,   Международной
электротехнической     комиссии,     Европейского    комитета    по
стандартизации,  Европейского  комитета по стандартизации в области
электротехники   и   электроники,  а  также  в  деятельности  таких
региональных  организаций,  как  Европейская экономическая комиссия
ООН,  форум  "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество",
Азиатско-тихоокеанский комитет по стандартизации.
     В   целях  развития  работ  по  подготовке,  переподготовке  и
повышению квалификации кадров по стандартизации необходимо:
     сформировать  систему  подготовки  и  аттестации  экспертов по
стандартизации;
     разработать    образовательные    проекты,   направленные   на
подготовку    высококвалифицированных    специалистов   в   области
стандартизации;
     повысить  эффективность  программ  профессиональной подготовки
кадров,  в  том числе путем корректировки учебных планов учреждений
профессионального   образования,  совместной  организации  программ
переподготовки и повышения квалификации кадров и стажировок.

                     IV. Реализация Концепции

     Реализация   Концепции   должна   осуществляться  федеральными
органами  исполнительной  власти  на основе межведомственного плана
мероприятий.
     Решение   задач   Концепции   может  обеспечиваться  в  рамках
федеральных и ведомственных целевых программ.
     Формирование   национальной   системы   стандартизации   будет
осуществляться   на   основе   реализации  и  ежегодного  уточнения
программы    разработки    национальных    стандартов,    адаптации
действующей   системы   стандартизации   к  условиям  добровольного
применения   стандартов,  реформирования  деятельности  технических
комитетов   и   активизации   их  участия  в  межгосударственной  и
международной стандартизации.
     Правительство   Российской   Федерации   должно  содействовать
созданию   условий   для   разработки   и  применения  национальных
стандартов,  направленных  на  обеспечение  национальных  интересов
Российской  Федерации,  выполнение  ее  международных обязательств,
осуществление   деятельности   органов   государственной  власти  в
области  стандартизации, для финансирования разработки национальных
стандартов,   используемых   в   целях  исполнения  государственных
функций и оказания государственных услуг.
     Национальному  органу по стандартизации необходимо разработать
механизмы  участия  заинтересованных  сторон  в  формировании общей
политики   в   области   стандартизации  и  обеспечить  координацию
деятельности разработчиков стандартов в Российской Федерации.
     Федеральным     органам    исполнительной    власти    следует
использовать  национальные  стандарты  и осуществлять деятельность,
направленную   на   расширение   их   применения,   участвовать   в
организации разработки национальных стандартов.
     Федеральным  органам  исполнительной власти следует продолжить
работы    в    сфере    ведения    и    применения   общероссийских
классификаторов,  разработку  новых общероссийских классификаторов,
гармонизированных      с     международными     и     региональными
классификациями.   Применение   общероссийских   классификаторов  в
области    прогнозирования,   статистического   учета,   банковской
деятельности,  налогообложения  и межведомственного информационного
обмена,  создания  информационных  систем и информационных ресурсов
повышает эффективность государственного регулирования экономики.
     Разработка    национальных    стандартов   за   счет   средств
федерального     бюджета     должна     соответствовать     задачам
социально-экономического развития страны.


                           _____________

Информация по документу
Читайте также