Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 № 1314-р

 



                ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                      Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

                  от 27 августа 2005 г. N 1314-р
                             г. Москва


     1. Одобрить   прилагаемую   Концепцию   федеральной    системы
мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных
объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.
     2. Роскосмосу  совместно  с Минобороны России, МЧС России, МВД
России,   ФСБ   России  и  другими  заинтересованными  федеральными
органами  исполнительной  власти  обеспечить  реализацию  Концепции
федеральной  системы мониторинга критически важных объектов и (или)
потенциально  опасных  объектов инфраструктуры Российской Федерации
и опасных грузов.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации                                 М.Фрадков
     __________________________



     ОДОБРЕНА
     распоряжением Правительства
     Российской Федерации
     от 27 августа 2005 г.
     N 1314-р


                         К О Н Ц Е П Ц И Я
         федеральной системы мониторинга критически важных
   объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры
               Российской Федерации и опасных грузов

                            I. Введение

     1. Федеральная  система мониторинга критически важных объектов
и (или)  потенциально  опасных  объектов  инфраструктуры Российской
Федерации   и   опасных   грузов   (далее  -  система  мониторинга)
осуществляет   информационное   обеспечение   системы  мониторинга,
лабораторного  контроля  и  прогнозирования  чрезвычайных  ситуаций
природного  и  техногенного  характера,  являющейся  функциональной
подсистемой   единой   государственной   системы  предупреждения  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     2. Создание  системы  мониторинга  обусловлено  необходимостью
совершенствования   организации   работ  в  области  своевременного
выявления   и   предупреждения   угроз  техногенного  и  природного
характера,  а  также  вызванных проявлениями терроризма в отношении
критически  важных  объектов  и (или) потенциально опасных объектов
инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов.
     3. Система   мониторинга  создается  в  интересах  федеральных
органов   исполнительной   власти,  органов  исполнительной  власти
субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления, в
сфере    ведения   которых   находятся   вопросы   функционирования
критически    важных    и (или)   потенциально   опасных   объектов
инфраструктуры   Российской   Федерации,   транспортировки  опасных
грузов  (далее - грузы)  и  (или)  вопросы обеспечения защищенности
этих  объектов   и   грузов   от  угроз  техногенного  и природного
характера, а также вызванных проявлениями терроризма.
     4. Настоящая   Концепция  определяет  цели,  задачу,  функции,
состав,  структуру, основные принципы и направления работ в области
создания, использования и развития системы мониторинга.

                       II. Основные понятия

     5. Понятия,   используемые  в  настоящей  Концепции,  означают
следующее:
     "критически    важные   объекты" - объекты,   нарушение   (или
прекращение)  функционирования которых приводит к потере управления
экономикой  страны,  субъекта  или  административно-территориальной
единицы,  ее  необратимому  негативному  изменению (или разрушению)
или    существенному    снижению   безопасности   жизнедеятельности
населения,  проживающего  на этих территориях, на длительный период
времени;
     "потенциально   опасные   объекты   инфраструктуры  Российской
Федерации" - объекты,    на    которых    используют,   производят,
перерабатывают,    хранят,    эксплуатируют,   транспортируют   или
уничтожают  радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические
и  биологические  вещества,  а  также  гидротехнические сооружения,
создающие   реальную   угрозу   возникновения  источника  кризисной
ситуации;
     "объекты"  -  критически  важные  объекты и (или) потенциально
опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;
     "грузы" - опасные   вещества,   материалы,  изделия  и  отходы
производства,  которые  вследствие  их  специфических  свойств  при
транспортировке  или  перегрузке  могут  создавать  угрозу  жизни и
здоровью  людей, вызывать загрязнение окружающей среды, повреждение
и  уничтожение  транспортных  сооружений  и  средств, а также иного
имущества;
     "защищенность  объектов  и  грузов" - состояние, при котором в
отношении    объектов   и   грузов   обеспечиваются   условия   для
предотвращения  возникновения потенциальной опасности и преодоления
(снижения  до минимального уровня) негативных последствий кризисных
ситуаций  природного  и  техногенного  характера, а также вызванных
проявлениями терроризма;
     "кризисная   ситуация" - ситуация,   которая   характеризуется
резкой  сменой  состояния  параметров определенной группы внешних и
внутренних  процессов,  действующих на объекты и грузы, протекает в
течение  короткого  времени  и  может повлечь или повлекла за собой
снижение защищенности объектов и грузов;
     "мониторинг  объектов  и  грузов" - осуществляемые  непрерывно
или  с  заданной  периодичностью  контроль  (наблюдение, измерение,
фиксация)  и  анализ  обобщенных  параметров состояния защищенности
объектов  и  грузов  и влияющих на объекты и грузы факторов с целью
подготовки  необходимых  решений  для  предупреждения  и ликвидации
негативных    последствий    кризисных    ситуаций   природного   и
техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма.

          III. Цели, задача и функции системы мониторинга

     6. Целями     создания     системы     мониторинга    являются
последовательное  снижение до минимального уровня риска воздействия
на  объекты  и  грузы  факторов  террористического,  техногенного и
природного  характера  и  минимизация  ущерба от кризисных ситуаций
для населения страны и окружающей среды.
     7. Задачей   системы   мониторинга   является   информационная
поддержка   разработки   и   реализации   мер   по   своевременному
прогнозированию,  выявлению  и  предупреждению  угроз  и  кризисных
ситуаций в отношении объектов и грузов.
     Объектом  мониторинга является состояние защищенности объектов
и грузов.
     8. Система    мониторинга   должна   обеспечивать   выполнение
следующих функций:
     а) сбор,  обработка,  анализ, хранение и передача информации о
местоположении,   обобщенных   параметрах   состояния  защищенности
объектов  и  грузов,  маршрутах  транспортировки  грузов  и  других
необходимых данных;
     б) информационная   поддержка   работ,   выполняемых  в  целях
подготовки    и   реализации   мер   по   обеспечению   безопасного
функционирования   объектов  (безопасной  транспортировки  грузов),
предупреждению   и   локализации   кризисных   ситуаций,   а  также
ликвидации их последствий;
     в) подготовка    интегральных   оценок   (моделей)   кризисных
ситуаций  в  отношении  объектов  и  грузов  и  оценка их возможных
последствий;
     г) прогнозирование   угроз   объектам   и  грузам  и  динамики
изменения   состояния   их  защищенности  под  влиянием  природных,
техногенных и других факторов;
     д) ведение   информационных   баз   данных   для   обеспечения
поддержки  принятия  и  реализации управленческих решений по защите
объектов и грузов;
     е) предоставление   в   установленном  порядке  информационных
ресурсов  системы  мониторинга, обеспечение защиты этих ресурсов от
несанкционированного воздействия;
     ж) формирование  единого  информационного пространства системы
мониторинга  на  основе  унификации и совместимости информационных,
программных и аппаратных средств;
     з) информационное    обеспечение    реализации   международных
договоров  и  соглашений  в  области мониторинга объектов и грузов,
участницей которых является Российская Федерация.

            IV. Состав и структура системы мониторинга

     9. Система      мониторинга      предполагает     федеральный,
межрегиональный,  региональный,  муниципальный и объектовый уровни.
При  этом  в  состав системы мониторинга каждого уровня должны быть
включены:
     а) центры  системного  мониторинга  и  оперативного управления
(далее - центры мониторинга);
     б) системы,  комплексы  и  средства  получения  информации  об
обобщенных параметрах состояния защищенности объектов и грузов;
     в) системы   и   средства  телекоммуникаций,  сбора,  передачи
данных и оповещения.
     10. Основными  структурными  элементами  системы  мониторинга,
обеспечивающими  решение  возложенной  на  нее задачи, должны стать
центры   мониторинга  федеральных  органов  исполнительной  власти,
органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации и
органов местного самоуправления.
     11. Объединение  информационных  ресурсов  центров мониторинга
различных  уровней осуществляется с использованием систем и средств
телекоммуникации,  при  этом  учитывается необходимость обеспечения
конфиденциальности   информации   и  санкционированного  удаленного
доступа к их базам данных.
     При  решении  возложенной на систему мониторинга задачи должна
быть   предусмотрена   возможность  информационного  взаимодействия
центров  мониторинга различных уровней с другими государственными и
негосударственными  информационными системами общего и специального
назначения   Российской   Федерации,   а   также  с  международными
информационными системами.
     Регламент  информационного  взаимодействия  устанавливается  в
соответствии  с  утверждаемым  Правительством  Российской Федерации
положением  о  федеральной  системе  мониторинга  критически важных
объектов  и  (или)  потенциально  опасных  объектов  инфраструктуры
Российской  Федерации  и  опасных  грузов с учетом законодательства
Российской Федерации в области защиты информации.

             V. Основные принципы системы мониторинга

     12. При   создании   и   использовании   системы   мониторинга
необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
     а) обеспечение   соответствия  решаемой  системой  мониторинга
задачи, а также ее структуры и характеристик:
     уровню угроз в отношении объектов и грузов;
     структуре   и   задачам   федеральных  органов  исполнительной
власти,   органов   исполнительной   власти   субъектов  Российской
Федерации  и  органов  местного  самоуправления,  в  сфере  ведения
которых  находятся  вопросы  обеспечения  защищенности  объектов  и
грузов и охраны окружающей среды;
     б) организационное,  информационное  и функциональное единство
системы мониторинга, основу которого составляют:
     единая  система  классификации  и кодификации угроз объектам и
грузам,  показателей  и  критериев  оценки  состояния  защищенности
объектов и грузов;
     базовые  (типовые)  протоколы,  алгоритмы  (программы)  сбора,
обработки  и  обмена  информацией,  подготовки и автоматизированной
поддержки  принятия  и  реализации управленческих решений на основе
данных мониторинга;
     единая геоинформационная система;
     в) иерархичность  построения  системы мониторинга, возможность
централизованного    и    санкционированного    децентрализованного
использования ресурсов системы мониторинга;
     г) рациональная     функциональная    совместимость    центров
мониторинга различных уровней;
     д) унификация   программных,   информационных   и  технических
средств,  обеспечение  совместимости элементов системы мониторинга,
возможности ее модульного наращивания и модернизации;
     е) возможность   структурного   и   функционального  развития,
оптимизации  состава  пользователей  системы  мониторинга и спектра
оказываемых услуг;
     ж) многофункциональность,     обеспечивающая     одновременное
решение    задач    в   интересах   национальной   безопасности   и
социально-экономического развития страны;
     з) преемственность,     основанная     на     интеграции     и
совершенствовании иных систем мониторинга;
     и) гарантированная  защита  информации от несанкционированного
доступа,  включая  ограниченный  доступ  к  циркулирующей в системе
мониторинга информации;
     к) недопущение  зависимости системы мониторинга от иностранных
технологий.

        VI. Основные направления работ в области создания,
           использования и развития системы мониторинга

     13. Основными   направлениями   работ   в   области  создания,
использования и развития системы мониторинга являются:
     а) организационное   и   финансово-экономическое   обеспечение
системы мониторинга;
     б) совершенствование нормативно-правовой базы;
     в) создание   и   внедрение  перспективных  научно-технических
разработок;
     г) обеспечение  национальной  безопасности  при  осуществлении
мониторинга объектов и грузов.
     14. В   области  организационного  и  финансово-экономического
обеспечения   системы   мониторинга   необходимо  решить  следующие
задачи:
     а) разработка  технико-экономического  обоснования мероприятий
по  созданию  и  применению системы мониторинга, комплексной увязке
ее  составных  частей, совершенствованию взаимодействия федеральных
органов   исполнительной   власти,  органов  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
     б) анализ  иных  систем  мониторинга,  обеспечение  унификации
технических и организационных решений;
     в) выработка  предложений  по необходимым объемам и источникам
финансовых   средств   (бюджетных  и  внебюджетных),  их  выделению
(привлечению)  на  реализацию  программ  и  планов  мероприятий  по
созданию, использованию и развитию системы мониторинга;
     г) включение  работ по созданию и развитию системы мониторинга
в федеральные и региональные целевые программы;
     д) формирование    института    федеральных   и   региональных
операторов работ (услуг) в области мониторинга объектов и грузов;
     е) разработка     и    реализация    механизмов    привлечения
негосударственных  финансовых,  материальных  и  иных  ресурсов для
решения  инновационных и инвестиционных задач в области мониторинга
объектов и грузов.
     15. Основными    направлениями    деятельности    в    области
совершенствования нормативно-правовой базы являются:
     а) обеспечение  разработки  проектов  и  принятия  нормативных
правовых   актов   Российской   Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации  в  области  мониторинга объектов и грузов, в том числе в
отношении      установления      ответственности      собственников
(балансодержателей)   объектов   и   грузов  и  эксплуатирующих  их
организаций   за  несоблюдение  установленных  мер  по  обеспечению
осуществления мониторинга объектов и грузов;
     б) гармонизация  нормативно-правовой базы Российской Федерации
в  области  мониторинга  объектов и грузов с нормами международного
права и международными договорами (соглашениями) в этой области;
     в) введение  норм,  предусматривающих  обязательное  оснащение
объектов  и грузов техническими системами, комплексами и средствами
мониторинга   их   состояния  (местоположения),  а  также  норм  их
обязательной сертификации.
     16. Основными  направлениями деятельности в области создания и
внедрения перспективных научно-технических разработок являются:
     а) подготовка   и   внедрение   технических   регламентов  для
различных   видов  деятельности  в  отношении  объектов  и  грузов,
обеспечивающих  выполнение  требований  по организации и проведению
их мониторинга;
     б) отработка    типовых    (унифицированных)   технических   и
организационных    решений   создания   и   использования   системы
мониторинга в рамках региональных целевых программ;
     в) разработка  единой  системы критериев и комплексных методик
анализа  обобщенных  параметров  состояния  защищенности объектов и
грузов, маршрутов транспортировки грузов;
     г) обеспечение    информационного    обмена   между   центрами
мониторинга различных уровней;
     д) создание  в  рамках  системы мониторинга специализированных
средств  сбора  и  передачи  информации,  функционирующих  на  всей
территории Российской Федерации;
     е) развитие   систем  дистанционного  мониторинга  объектов  и
грузов;
     ж) создание  мобильных  (перебазируемых)  центров мониторинга,
обеспечивающих      информационную      поддержку     деятельности,
осуществляемой при возникновении кризисных ситуаций;
     з) формирование  отечественной научно-технической кооперации в
области  создания  и использования системы мониторинга, в том числе
определение  головных  организаций,  объединяющих  разработчиков  и
производителей    технических    систем,   комплексов   и   средств
мониторинга, а также системы мониторинга.
     17. Основными    направлениями    деятельности    в    области
обеспечения    национальной    безопасности    при    осуществлении
мониторинга объектов и грузов являются:
     а) обеспечение  государственного  контроля за информационной и
научно-технологической    безопасностью,    в    том    числе    за
достоверностью   и   полнотой   информационных   ресурсов   системы
мониторинга;
     б) разработка      и      реализация      мер,     исключающих
несанкционированный   доступ   юридических   и   физических  лиц  к
информационным ресурсам системы мониторинга;
     в) обеспечение  защиты  сведений, составляющих государственную
тайну,    и    конфиденциальной    информации   при   осуществлении
взаимодействия   с   международными   и   иностранными  органами  и
организациями;
     г) организация   подготовки   кадров   в   области   создания,
использования   и   обеспечения   безопасности   при  осуществлении
мониторинга объектов и грузов.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также