Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.1997 № 111-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            Конституционного Суда Российской Федерации


   Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда
   Архангельской области о проверке конституционности положений
   статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года
       "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

город Москва                                     6 ноября 1997 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя  М.В.Баглая,  судей  Э.М.Аметистова,  Н.Т.Ведерникова,
Н.В.Витрука,  Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, В.Д.Зорькина, В.О.Лучина,
Т.Г.Морщаковой,   В.И.Олейника,   Н.В.Селезнева,    В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в    пленарном     заседании     заключение     судьи
О.С.Хохряковой,  проводившей  на  основании  статьи 41 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"   предварительное  изучение  запроса  Арбитражного  суда
Архангельской области,

                        у с т а н о в и л:

     1. Арбитражный   суд   Архангельской   области   обратился   в
Конституционный  Суд  Российской  Федерации  с  запросом о проверке
конституционности положений статьи 13 Закона  Российской  Федерации
от  27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации",  предусматривающих  бесспорный  порядок   взыскания   с
налогоплательщиков  -  юридических  лиц сумм штрафов,  а также всей
суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли).
     Поводом для   обращения   в   Конституционный  Суд  Российской
Федерации явилось  находящееся  в  производстве  Арбитражного  суда
Архангельской  области  дело по иску Архангельского инвестиционного
коммерческого банка  "Архангельскпромстройбанк"  к  Государственной
налоговой   инспекции   по   городу  Архангельску  о  признании  не
подлежащим исполнению инкассового поручения от 21 января 1997  года
о списании в бесспорном порядке в соответствии со статьей 13 Закона
Российской Федерации "Об основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации"  заниженной  прибыли  за 1995 год и штрафа в размере ста
процентов  суммы  заниженной  прибыли  - всего  232 108 300 рублей.
Арбитражный  суд Архангельской области полагает,  что установленный
оспариваемой нормой бесспорный порядок взыскания с юридических  лиц
сумм штрафов и иных санкций нарушает требования статей 35 (часть 3)
и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
     2. Согласно  пункту  3  части  первой  статьи  43 Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации"  Конституционный  Суд  Российской Федерации отказывает в
принятии обращения к рассмотрению, если по предмету обращения ранее
было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
     Вопрос о   соответствии   Конституции   Российской   Федерации
положений   статьи  13  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах
налоговой системы в Российской Федерации",  по  существу,  разрешен
Конституционным  Судом  Российской  Федерации в постановлении от 17
декабря 1996 года по делу о проверке конституционности подпунктов 2
и  3  части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня
1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".
     Указанные нормы   в  части,  касающейся  санкций,  применяемых
органами налоговой  полиции,  носят  отсылочный  характер,  поэтому
Конституционный   Суд   Российской   Федерации  рассматривал  их  в
системной связи со  статьей  13  Закона  Российской  Федерации  "Об
основах  налоговой  системы  в  Российской  Федерации" и статьями 7
(пункты 8 и  9)  и  8  Закона  РСФСР  от  21  марта  1991  года  "О
Государственной  налоговой  службе  РСФСР",  поскольку именно этими
статьями   предусматривается   бесспорный   порядок   взыскания   с
юридических лиц недоимок по налогам,  сумм штрафов и иных санкций и
определяется содержание правомочий  органов  налоговой  полиции  по
применению    санкций.   Таким   образом,   проверке   подвергались
одновременно   нормы   трех   законов,   что   подтверждается   как
мотивировочной,  так и резолютивной частью постановления,  и потому
выводы  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  относительно
бесспорного порядка взыскания с юридических лиц сумм штрафов и иных
санкций распространяются и на положения статьи 13 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     Конституционный Суд   Российской    Федерации    признал    не
соответствующими Конституции Российской Федерации положения пунктов
2 и 3  части  первой  статьи  11  Закона  Российской  Федерации  "О
федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным
органам налоговой полиции право на основании статей 7 (пункты  8  и
9)  и  8  Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и
статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы
в  Российской  Федерации"  производить  взыскание с юридических лиц
сумм штрафов,  а также всей суммы сокрытого или заниженного  дохода
(прибыли) в бесспорном порядке без их согласия.  Правовые основания
такого решения,  приведенные в постановлении, также свидетельствуют
о том, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц указанных
сумм без их согласия признан неконституционным  вне зависимости  от
того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией -
принимается решение о производстве взыскания.  Данное постановление
Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу.
     На основании изложенного  и  руководствуясь  пунктом  3  части
первой   статьи   43   и   частью  первой  статьи  79  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению запроса Арбитражного
суда Архангельской области о проверке  конституционности  положений
статьи  13  Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об
основах налоговой системы в Российской Федерации".
     2. Настоящее  определение является окончательным и обжалованию
не подлежит.
     3. Настоящее  определение подлежит опубликованию в "Российской
газете",  "Собрании  законодательства   Российской   Федерации"   и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                                М.В.Баглай

     Заместитель Председателя
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                             Т.Г.Морщакова

     N 111-О



Информация по документу
Читайте также