Расширенный поиск

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.12.2002 № 4452

 



                            П Р И К А З

           Министерства образования Российской Федерации
                   от 18 декабря 2002 г. N 4452

         Об утверждении Методики применения дистанционных
       образовательных технологий (дистанционного обучения)
          в образовательных учреждениях высшего, среднего
          и дополнительного профессионального образования
                       Российской Федерации

    Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
             24 декабря 2002 г. Регистрационный N 4071


     С целью  оказания  методической  помощи  учреждениям  высшего,
среднего  и   дополнительного   профессионального   образования   в
использовании при организации образовательного процесса современных
информационных технологий приказываю:
     1. Утвердить  прилагаемую  Методику  применения  дистанционных
образовательных    технологий    (дистанционного    обучения)     в
образовательных  учреждениях  высшего,  среднего  и дополнительного
профессионального образования Российской Федерации.
     2. Контроль  за  исполнением  настоящего  приказа возложить на
заместителя Министра Л.С.Гребнева.


                           ____________



                          М Е Т О Д И К А
        применения дистанционных образовательных технологий
 (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего,
     среднего и дополнительного профессионального образования
                       Российской Федерации

             Утверждена приказом Минобразования России
                   от 18 декабря 2002 г. N 4452

     1. Дистанционное    обучение    обеспечивается     применением
совокупности     образовательных     технологий,     при    которых
целенаправленное опосредованное  или  не  полностью  опосредованное
взаимодействие    обучающегося   и   преподавателя   осуществляется
независимо от места их нахождения и  распределения  во  времени  на
основе   педагогически  организованных  информационных  технологий,
прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
     Основными дистанционными     образовательными     технологиями
являются      кейсовая       технология,       интернет-технология,
телекоммуникационная  технология.  Допускается  сочетание  основных
видов технологий.
     2. Целью   дистанционного   обучения  является  предоставление
обучающимся непосредственно по месту жительства или  временного  их
пребывания  возможности  освоения  основных  и (или) дополнительных
профессиональных  образовательных  программ  высшего   и   среднего
профессионального  образования  (далее - образовательные программы)
соответственно в образовательных учреждениях  высшего,  среднего  и
дополнительного     профессионального    образования    (далее    -
образовательные учреждения).
     3. Образовательный  процесс  с  использованием  дистанционного
обучения может осуществляться образовательным учреждением по очной,
очно-заочной  (вечерней),  заочной формам получения образования,  в
форме экстерната или при сочетании указанных форм.
     Повышение квалификации   и   профессиональная   переподготовка
специалистов в образовательном  учреждении  повышения  квалификации
проводятся с отрывом от работы,  без отрыва от работы,  с частичным
отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения<1>.
     Образовательное учреждение может осуществлять учебный  процесс
как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных структурных
подразделений - филиалов и представительств<2>.
     4. Филиал  образовательного   учреждения   осуществляет   свои
функции в установленном порядке.
     5. В целях оказания студентам,  обучающимся по  заочной  форме
обучения,    помощи    в    освоении    образовательных    программ
непосредственно по  месту  их  работы  и  месту  жительства  высшее
учебное   заведение   вправе   осуществлять  консультации,  текущий
контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся  путем
привлечения   штатных   научно-педагогических   работников  высшего
учебного   заведения    на    основе    учебно-материальной    базы
представительства<3>.
     Указанная деятельность   осуществляется   с   согласия  органа
управления образованием  субъекта  Российской  Федерации  и  органа
местного    самоуправления,   на   территории   которых   находится
представительство.
     6. Образовательное   учреждение  может  реализовать  одну  или
несколько образовательных программ с использованием в частичном или
полном  объеме  дистанционного обучения.  По отдельным направлениям
(специальностям)<4> и     профилям     программ     дополнительного
профессионального  образования  может  вводиться  ограничение на их
освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
     Образовательные программы    признаются     реализуемыми     с
использованием  в  полном  объеме  дистанционного  обучения  в  том
случае,  если не менее 70%  объема часов учебного плана обучающиеся
осваивают посредством дистанционных образовательных технологий. При
этом   для   образовательных   программ    высшего    и    среднего
профессионального     образования     посредством     дистанционных
образовательных технологий реализуется не менее  80%  объема  часов
общих  гуманитарных  и  социально-экономических,  математических  и
общих естественно-научных дисциплин.
     Организация учебного   процесса   по   очной  форме  получения
образования  с  использованием  в  полном   объеме   дистанционного
обучения   допускается   с   учетом   установленных   требований  к
организации   учебного   процесса   по   данной   форме   получения
образования.
     7. Лицам, поступающим в образовательное учреждение на обучение
по образовательным программам,  реализация которых осуществляется с
использованием    в    полном   объеме   дистанционного   обучения,
предлагается ознакомиться с этим условием под роспись.
     8. Права     и     обязанности     обучающихся,    осваивающих
образовательные программы с использованием дистанционного обучения,
определяются  законодательством Российской Федерации в соответствии
с той формой получения образования, на которую они зачислены.
     9. Наряду   с   традиционными  информационными  ресурсами  для
обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие
средства  дистанционного  обучения:  специализированные  учебники с
мультимедийными  сопровождениями,  электронные  учебно-методические
комплексы,   включающие   электронные  учебники,  учебные  пособия,
тренинговые  компьютерные  программы,   компьютерные   лабораторные
практикумы,  контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы,
аудиозаписи,  иные  материалы,  предназначенные  для  передачи   по
телекоммуникационным каналам связи.
     10. В качестве основного  информационного  ресурса  в  учебном
процессе   используются  методически  (дидактически)  проработанные
информационные базы данных дистанционного обучения,  обеспечивающие
современный  уровень  требований  на  момент  их использования,  по
своему   объему   и    содержанию    соответствующие    требованиям
государственных образовательных стандартов основных образовательных
программ  определенного  уровня  или   требованиям   к   содержанию
дополнительных профессиональных образовательных программ.
     База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на
различных    типах    носителей    фонд    основной    учебной    и
учебно-методической   литературы;   фонд   периодических   изданий,
укомплектованный  отраслевыми изданиями,  соответствующими профилям
подготовки кадров,  справочно-библиографическими, а также массовыми
центральными  и местными общественно-политическими изданиями;  фонд
научной литературы,  представленный монографиями  и  периодическими
научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
     11. При  дистанционном  обучении  образовательное   учреждение
обеспечивает  каждому  обучающемуся возможность доступа к средствам
дистанционного  обучения  и  основному  информационному  ресурсу  в
объеме    часов    учебного   плана,   необходимых   для   освоения
соответствующей образовательной программы или ее части.
     С целью   обеспечения   доступа  обучающихся  к  базам  данных
дистанционного обучения,  иным средствам дистанционного обучения  в
базовом образовательном учреждении,  филиалах, представительствах и
индивидуально  образовательное   учреждение   использует   средства
телекоммуникации.
     При отсутствии  необходимых  аппаратно-программных  средств  у
обучающегося   индивидуально   образовательное   учреждение   может
предоставлять  ему  эти  средства  на   условиях   и   в   порядке,
предусмотренных действующим законодательством.
     12. При  дистанционном  обучении  образовательное   учреждение
осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через
консультации  квалифицированных  преподавателей  с   использованием
средств телекоммуникации.
     13. Текущий контроль и  промежуточная  аттестация  обучающихся
осуществляются   образовательным   учреждением   или  традиционными
методами,  или с использованием  электронных  средств  (электронное
тестирование   и   пр.),   обеспечивающих  идентификацию  личности.
Обязательная   итоговая   аттестация   выпускников   осуществляется
традиционными методами.
     14. Профессорско-преподавательский и преподавательский состав,
осуществляющий    дистанционное   обучение,   может   состоять   из
педагогических   работников   образовательного   учреждения,    его
филиалов,  проживающих  в  различных  городах и населенных пунктах,
объединенных    организационно     и     методически     средствами
телекоммуникаций,  ведущих  образовательный  процесс  в  филиалах и
осуществляющих  консультации,  текущий  контроль   успеваемости   и
промежуточную  аттестацию  обучающихся  по заочной форме обучения в
представительствах    в    сетевом    режиме    с    использованием
телекоммуникационных и иных средств, независимо от места нахождения
педагогических работников.
     15. Образовательное  учреждение  может по одной или нескольким
реализуемым    им    образовательным    программам     организовать
образовательный   процесс   с   использованием   в   полном  объеме
дистанционного  обучения  в  сети  своих  филиалов  и  осуществлять
консультации,   текущий   контроль   успеваемости  и  промежуточную
аттестацию   обучающихся    по    заочной    форме    обучения    в
представительствах, обеспечив единство образовательного процесса.
     16. Для  подтверждения  возможности   реализации   одной   или
нескольких  образовательных  программ  с  использованием  в  полном
объеме дистанционного обучения образовательное  учреждение<5> может
обратиться  в  Минобразование  России  с  заявлением  о  проведении
проверки такой готовности в  соответствии  со  следующими  и  иными
требованиями настоящей Методики:
     наличие электронных учебно-методических комплексов  по  каждой
учебной   дисциплине   либо   специальных   кейсов  (индивидуальных
комплектов   учебно-методических   материалов   с    использованием
мультимедийных средств);
     наличие специальной   корпоративной   информационной   системы
документооборота  (в т. ч. электронного),  полностью обеспечивающей
администрирование образовательного процесса;
     наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в
новой информационно-образовательной среде;
     наличие специальных (в т. ч. электронных) форм проверки знаний
обучающихся.
     В этом    случае    объем    требований,    предъявляемых    к
образовательным учреждениям,  при проведении проверки и порядок  ее
проведения  устанавливаются  Минобразованием  России  с учетом типа
образовательного    учреждения    и    особенностей    используемой
дистанционной образовательной технологии.
     При организации проверки целесообразно участие государственных
органов  управления образованием субъектов Российской Федерации,  а
для образовательных  учреждений  дополнительного  профессионального
образования  -  также  федеральных ведомственных органов управления
образованием,   в   ведении   которых   находятся   образовательные
учреждения.
     Отсутствие подтверждения   такой    готовности    не    лишает
образовательное   учреждение  права  реализовывать  образовательные
программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
     17. Образовательное  учреждение  осуществляет  в установленном
порядке прием на обучение по образовательным программам, переводы и
отчисление обучающихся.
     18. При организации дистанционного обучения целесообразно учет
результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести в
электронном виде с применением  положений  Федерального  закона  от
10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
     19. Количество    и     пропускная     способность     каналов
телекоммуникации, оснащенность учебного процесса специализированным
и лабораторным оборудованием (как собственным, так и арендованным),
средствами    доставки   знаний   обучающимся   в   образовательном
учреждении,  филиалах и  индивидуально  должны  в  реальном  режиме
времени   или   в   записи   обеспечивать   возможность  реализации
дистанционного обучения.
     20. Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем
аудиторной   нагрузки   обучающегося   по    каждому    направлению
(специальности)   подготовки   с   применением   занятий,   имеющих
дидактическое  обеспечение  для  их  проведения  в   телевизионных,
компьютерных, сетевых и других средах.
     При этом  все  обучающиеся  обеспечиваются  учебными  рабочими
местами,   оснащенными   для   дистанционного   обучения  с  учетом
сменности.
     Оснащенные учебные   рабочие  места  обеспечивают  обучающимся
возможность доступа к средствам дистанционного обучения и  основным
информационным ресурсам.
     21. Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных
и  практических  занятий  образовательное  учреждение предоставляет
обучающимся возможность участия в  этих  занятиях  реально  либо  с
применением   дистанционного   обучения  (виртуальная  лабораторная
работа или работа в лаборатории удаленного доступа).
     22. В  зависимости  от  принятой дистанционной образовательной
технологии  образовательному  учреждению   необходимо   располагать
набором    специально   оборудованных   помещений,   обеспечивающих
проведение  образовательного  процесса  по   всем   дисциплинам   в
соответствии  с государственными образовательными стандартами.  Все
помещения и  рабочие  места  должны  соответствовать  установленным
требованиям.
     23. Образовательное   учреждение   обеспечивает    обучающимся
возможность   прохождения   учебных   и  производственных  практик,
предусмотренных  государственными   образовательными   стандартами.
Учебные  практики  обучающиеся  проходят с применением традиционной
технологии  и  (или)  дистанционного   обучения.   Производственные
практики  (включая  технологические  и  преддипломные)  обучающиеся
проходят, как правило, традиционно.
     24. Образовательному  учреждению  рекомендуется организовывать
профессиональную   переподготовку   или   повышение    квалификации
профессорско-преподавательского  состава - для преподавания в новой
информационно-образовательной     среде,      преподавателей      и
учебно-вспомогательного  персонала  -  для  работы  с дистанционной
образовательной технологией  в  филиалах  и  представительствах,  с
объемом  обучения  не  менее  72  часов  и  контроль  за  качеством
обучения.
     25. Для  образовательного  учреждения (филиала),  реализующего
образовательные  программы  с  использованием   в   полном   объеме
дистанционного   обучения,   предельная   численность   контингента
обучающихся    рассчитывается    и    фиксируется    в     лицензии
образовательного  учреждения  с  учетом  применяемой  дистанционной
образовательной технологии.
     ____________
     <1> Постановление Правительства     Российской       Федерации
от 26.06.1995 N   610  "Об  утверждении   Типового   положения   об
образовательном   учреждении   дополнительного    профессионального
образования  (повышения  квалификации)   специалистов"    (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст. 2580).
     <2> Здесь и далее понятие "представительство" образовательного
учреждения  относится  исключительно  к  представительствам  высших
учебных заведений.
     <3>   Постановление   Правительства  Российской  Федерации  от
5.04.2001   N   264   "Об   утверждении   Типового   положения   об
образовательном  учреждении  высшего  профессионального образования
(высшем образовательном учреждении) Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст. 1595).
     <4>    Из    числа   тех,   по   которым   получение   высшего
профессионального образования в форме экстерната не допускается.
     <5>     Из    образовательных    учреждений    дополнительного
профессионального    образования    Минобразование   России   может
подтверждать  готовность  реализовать  образовательные  программы с
использованием   в   полном   объеме  дистанционного  обучения  тех
образовательных учреждений, которые находятся в ведении федеральных
органов   исполнительной   власти,  а  также  иных  образовательных
учреждений   дополнительного   профессионального   образования   по
аккредитованным образовательным программам.


                           ____________

Информация по документу
Читайте также