Постановление фас северо-кавказского округа от 26.12.2005 n ф08-6108/2005-2434а суд правомерно руководствовался статьей давность взыскания налоговых санкций налогового кодекса российской федерации при исчислении срока обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа в соответствии с нормами федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 декабря 2005 года Дело N Ф08-6108/2005-2434А

(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия в судебном заседании заявителя - государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Константиновском районе Ростовской области и заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Глушко Ю.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и заявивших ходатайства о рассмотрении дела без их участия, рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Константиновском районе Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.09.2005 по делу N А53-17325/2005-С4-32, установил следующее.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Константиновском районе Ростовской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Глушко Ю.А. 270 рублей штрафа за нарушение срока представления документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решением суда от 13.09.2005 в удовлетворении заявленных требованиях отказано в связи с истечением срока давности, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Пенсионный фонд обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение. По мнению заявителя, сведения представлены 27.01.2005, поэтому срок взыскания санкции не истек.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на законность судебного акта.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Глушко Ю.А. зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего торгово-закупочную деятельность (свидетельство о регистрации от 04.09.97 Серия III-АГ N 566971).
Налоговая инспекция провела камеральную проверку, в ходе которой установлен факт несвоевременного представления сведений о застрахованных лицах. Указанное правонарушение зафиксировано в акте проверки от 27.01.2005 N 73.
По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 22.02.2005 N 36 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде 270 рублей штрафа.
Требованием от 22.02.2005 N 36 предпринимателю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 03.03.2005. В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно сделал вывод о пропуске срока для обращения с заявлением о взыскании штрафных санкций.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Согласно статье 1 данного Закона индивидуальные предприниматели относятся к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлены сведения, которые представляют физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, представляют вместе с копией платежного документа.
В соответствии со статьей 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 N 318, застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа ежегодно до 1 марта. Указанная Инструкция утверждена Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 19 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Следовательно, суд правомерно руководствовался статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа. В соответствии с данной статьей срок давности начинает течь со дня обнаружения правонарушения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 24.03.2005 N 5 в целях правильного исчисления срока давности привлечения к административной ответственности разъяснил, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Поскольку пенсионным законодательством установлены определенные сроки представления сведений для ведения индивидуально (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, то указанное разъяснение применимо и к пенсионным правоотношениям.
Исходя из этого, течение шестимесячного срока давности взыскания санкций за нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд начинается со следующего дня после установленного срока представления таких сведений.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что Пенсионный фонд, являясь контролирующим органом по отношению к предпринимателю, должен был выявить соответствующее правонарушение на следующий день после истечения установленных законодательством сроков для предоставления сведений, то есть за 2002 год - 02.03.2003, за 2003 год - 02.03.2004 и обратиться с заявлением в суд не позднее 02.09.2003 и 02.06.2004 соответственно. Из материалов дела видно, что заинтересованное лицо подало заявление в суд с пропуском вышеуказанного срока -13.07.2005.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Нормы материального права при разрешении спора судом применены правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалованного судебного акта по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.09.2005 по делу N А53-17325/2005-С4-32 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Судебная практика: Северо-Кавказский регион »
Читайте также