РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 20.12.2005 n 975-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2005-2010 ГОДЫ


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 декабря 2005 г. N 975-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2005-2010 ГОДЫ
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." разработаны приоритетные направления развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2005-2010 гг.
1. Принять к сведению приоритетные направления развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2005-2010 гг. (приложение).
2. Отделам профессионального образования и учебно-производственной деятельности довести до сведения руководителей государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию, приоритетные направления развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2005-2010 гг.
3. Руководителям государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию, на основании приоритетных направлений развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2005-2010 гг. разработать стратегические планы развития образовательных учреждений.
4. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию С.В.Жолована.
Председатель Комитета
по образованию
О.В.Иванова


ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Комитета по образованию
от 20.12.2005 N 975-р
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА 2005-2010 ГОДЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
"ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА 2005-2010 ГГ."
Введение
Приоритетные направления развития системы начального профессионального развития Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы (далее - Приоритеты) разработаны в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми документами:
- Закон Российской Федерации "Об образовании";
- Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования Российской Федерации";
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 года (протокол N 47, раздел 1);
- Закон Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 гг.";
- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.";
- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.";
- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.11.2005 N 1734 "Об утверждении Плана мероприятий на 2006 год по реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.";
- распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 17-рп "Об основных мероприятиях по развитию системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга на 2004-2007 годы";
- приказ Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 26.06.2003 N 1014 "Об утверждении концепции "Воспитание петербуржца XXI века в системе образования Санкт-Петербурга".
В приоритетных направлениях определяются стратегия и основные направления развития системы начального профессионального образования в Санкт-Петербурге на основе анализа потребностей рынка труда в рабочих кадрах и служащих на период 2005-2010 гг.
1. Анализ тенденций развития рынка труда Санкт-Петербурга
Экономика Санкт-Петербурга начиная с середины 1999 года развивается устойчиво, сохраняя темпы прироста валового регионального продукта на уровне 4-11% ежегодно. Рост реальной заработной платы позволил сократить текучесть кадров на производстве (по оценке Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга в 2004 году уменьшение текучести кадров составило 10%).
Вместе с тем не удалось достичь баланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда города. Сохраняется тенденция превышения количества вакансий по сравнению с официально зарегистрированными безработными (2-3 рабочих места на одного зарегистрированного безработного). Доля вакансий по рабочим профессиям составляет в среднем 75%. Для профессий квалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики, характерно состояние, когда замещается менее одной четверти вакансий.
Особенностью последних лет стало увеличение доли социально ослабленных категорий граждан и лиц, неконкурентоспособных на рынке труда.
Избыток рабочей силы наблюдается в группе специалистов-руководителей и профессий рабочих, не требующих профподготовки.
Прогноз состояния экономики Санкт-Петербурга позволяет утверждать, что устойчивая тенденция экономического роста и стратегический курс на удвоение валового регионального продукта изменят структуру рынка труда как количественно, так и качественно. Прежде всего это проявится в создании новых и модернизации существующих рабочих мест, что потребует изменений в качестве привлекаемой рабочей силы как из числа впервые вступающих на рынок труда, так и из числа лиц, прошедших переподготовку или повышение квалификации.
Общий объем спроса на рынке труда Санкт-Петербурга имеет тенденцию устойчивого роста и достигает величины 500-600 тыс. человек ежегодно.
В структуре спроса большое место занимают квалифицированные рабочие отраслевых профессий (свыше 150 тыс. чел. на конец прогнозируемого периода). На втором месте профессии квалифицированных рабочих, общие для всех отраслей экономики (82 тыс. чел.). Практически не пользуются спросом рабочие, имеющие профессии, не требующие профподготовки, - они вытесняются профессиями технических служащих. Среди отдельных профессий в структуре спроса основное положение занимают профессии торговли (55 тыс. чел.), профессии, связанные с транспортом (35 тыс. чел.), слесари, выпускающие продукцию (15 тыс. чел.), слесари-ремонтники (14 тыс. чел.).
Прогнозные оценки развития демографической ситуации в Санкт-Петербурге показывают, что значительно усиливается ее влияние на развитие социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга. Среди молодежи в возрасте 15 лет начиная с 2004 по 2010 год, происходит и будет происходить снижение численности с 65 тыс. чел. до 40-35 тыс. чел. Затем произойдет стабилизация примерно на этом уровне. В 2010 году по сравнению с 2005 годом в 2 раза уменьшится потенциальный контингент поступающих в образовательные учреждения начального профессионального образования.
В других возрастных категориях трудоспособного населения Санкт-Петербурга также прогнозируется резкое снижение численности. И лишь численность населения в пенсионном возрасте до 72 лет будет непрерывно расти (с 750 тыс. чел. в 2002 году до 880 тыс. чел. в 2016 году).
Снижение численности наиболее активной возрастной группы трудоспособного населения (на 200 тыс. чел. к 2016 г.) может компенсироваться за счет трудовой миграции (частично) либо за счет привлечения трудовых ресурсов из потенциала экономически неактивного населения (в том числе и пенсионеров) и безработных (по критериям МОТ).
Ключевыми проблемами рынка труда Санкт-Петербурга являются:
- дисбаланс спроса и предложения рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе;
- прогнозируемая нехватка рабочей силы (трудовых ресурсов) на рынке труда;
- недостаточное обеспечение экономики конкурентоспособными мобильными трудовыми ресурсами;
- недостаточно активное обновление образовательных программ профессиональной подготовки по профессиям, востребованным на рынке труда, что создает недостаток высококвалифицированных кадров.
Анализ факторов, отражающих ситуацию на рынке труда Санкт-Петербурга по спросу - предложению квалифицированных рабочих и служащих; основных тенденций, обусловленных действием этих факторов, позволяет сформулировать следующие основные выводы:
- увеличение дефицита квалифицированных кадров рабочих и служащих в отраслевом разрезе и особенно в профессиях, общих для всех отраслей экономики города, происходит на фоне ухудшающейся демографической ситуации и недостатка мобильных трудовых ресурсов;
- обеспечение рынка труда квалифицированной рабочей силой возможно при условии увеличения доли обучения взрослого населения (высвобождающегося населения, безработных граждан, экономически неактивного населения, имеющего ограничения по труду) и оперативного обновления образовательных программ по востребованным профессиям;
- требуется повышение эффективности работы с привлеченной иностранной рабочей силой, обеспечение ее переподготовки на рабочие места приоритетных отраслей Санкт-Петербурга (судостроение, машиностроение, оборонная промышленность, городское хозяйство, пищевая промышленность, транспорт, строительство, потребительский рынок и общественное питание).
2. Состояние и проблемы системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга
Начальное профессиональное образование развивается как органическая часть системы непрерывного образования в Санкт-Петербурге. Подготовка квалифицированных рабочих и служащих в системе начального профессионального образования, как правило, соединяет получение среднего (полного) общего и профессионального образования.
Важнейшей характеристикой начального профессионального образования является его высокая доступность, достигаемая за счет функционирования в Санкт-Петербурге 74 государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе: 8 профессиональных колледжей; 37 профессиональных лицеев; 29 профессиональных училищ.
Численность обучающихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования составляет около 50 тыс. человек, в том числе на базе основного общего образования - 43100 человек, без основного общего образования - 4968 человек.
В 2005 году прием на обучение составил 18 тыс. человек, из них 15 тыс. человек - на профессии начального профессионального образования и 3 тыс. человек - на специальности среднего профессионального образования.
Активно развивается в учреждениях начального профессионального образования система профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) взрослого населения: так, в 2004 году за счет средств предприятий, организаций, Федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу и личных средств граждан обучено более 5 тыс. человек.
Исходя из требований рынка труда города, изменяется структура приема в образовательные учреждения начального профессионального образования. За последние 5 лет контингент обучающихся на рабочие профессии и специальности среднего профессионального образования увеличился в 1,3 раза, в том числе на профессии, связанные с металлообработкой, судостроением, строительными, монтажными и ремонтно-строительными работами; реставрационными работами, с транспортом.
Выпуск рабочих и специалистов с начальным профессиональным образованием в 2004 году составил 18161 человек, из них 90% трудоустроено.
Коэффициент наполняемости образовательных учреждений начального профессионального образования в Санкт-Петербурге составляет 1,16.
Стоимость подготовки одного ученика в учреждениях начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2004 году составила 22,4 тыс. рублей.
Наряду с функцией подготовки квалифицированной рабочей силы система начального профессионального образования выполняет социальную функцию - государственной поддержки наименее защищенных слоев населения.
Анализ социального состава обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга показывает, что 41% обучающихся составляют учащиеся из неполных семей; у 2% учащихся родители лишены родительских прав; 1,5% проживают с опекунами; 2,5% - дети-сироты.
Доля учащихся из семей с доходами ниже среднего прожиточного уровня составляет 57,5%; из семей, имеющих доход на уровне прожиточного уровня, - 34,5%; учащихся из обеспеченных семей - 8%. Как следствие 49% учащихся имеют ослабленное здоровье.
Проблема кадрового обеспечения системы начального профессионального образования является крайне актуальной. За период 1992-2004 годов из отрасли произошел отток высококвалифицированных инженерно-педагогических работников.
Штатная численность сотрудников в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования составляет 7021 человек, однако фактически на начало года работало только 5236 человек, что составляет 74% от штатного состава. 70% работников учреждений начального профессионального образования (2949 чел.) имеют стаж работы в учреждениях начального профессионального образования 5 и более лет. Мастера производственного обучения, имеющие высшее образование, - 30,5%, среднее профессиональное - 52,9%. Однако профессионально-педагогическое образование имеет лишь треть из них. Достаточно высокий уровень профессионального образования отмечается у преподавателей специальных и общетехнических дисциплин (высшее образование - 92,9%, среднее профессиональное - 63%), но инженерно-педагогическое образование имеют лишь около 50% преподавателей. Из общего состава инженерно-педагогических работников лица пенсионного возраста составляют 11,9%, молодые специалисты - 3,8%. Необходимость повышения педагогического образования работников начального профессионального образования очевидна, особенно у мастеров производственного обучения и молодых преподавателей.
Существенной проблемой в учреждениях начального профессионального образования является текучесть кадров. В 2004 году она составляла 14,0%, но это ниже, чем в 2003 году - 15,2%. Основными причинами текучести кадров являются: низкая заработная плата, проблема контингента учащихся (низкий уровень подготовки поступающих на обучение, девиантное поведение), морально устаревшая материально-техническая база учебных заведений, разрыв связей с бывшими базовыми предприятиями.
В полной мере удовлетворять возрастающие требования экономики города в квалифицированных рабочих кадрах не позволяют:
- отсутствие эффективной системы социального партнерства учреждений начального профессионального образования с работодателями и механизма ее реализации;

ПРИКАЗ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти от 20.12.2005 n 98-п ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПО СЕТЯМ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ЛЕНЭНЕРГО ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 ГОД  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также