Письмо управления мнс рф по ленинградской области от 07.05.2004 n 20-19/04330 <о вопросах уплаты отдельных федеральных налогов>
МНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 7
мая 2004 г. N 20-19/04330
Управление МНС по
Ленинградской области направляет
следующие разъяснения:
1. В соответствии
с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N
54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой
техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с
использованием платежных карт" (далее -
Закон N 54-ФЗ) все организации и
индивидуальные предприниматели обязаны
применять на территории России
контрольно-кассовую технику (ККТ) при
наличных денежных расчетах и (или) расчетах
по платежным картам в случаях продажи
товаров (выполнения работ, оказания
услуг).
Кроме того, статьей 5
вышеназванного закона закреплена
обязанность таких лиц выдавать покупателям
в момент оплаты кассовые чеки, отпечатанные
ККТ. В случае если покупатель по
доверенности выступает от имени
юридического лица или покупателем является
индивидуальный предприниматель, таким
покупателям налогоплательщики обязаны на
основании пункта 3 статьи 168 НК РФ помимо
кассового чека выставлять счета-фактуры.
Согласно изменениям, внесенным
постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N
84 в Правила ведения журналов учета
полученных и выставленных счетов-фактур,
книг покупок и книг продаж, в состав
показателей счета-фактуры внесено
дополнение для отражения в 5 строке
счета-фактуры реквизитов кассового чека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ
налоговые вычеты производятся на основании
счетов-фактур, выставленных продавцами при
приобретении налогоплательщиком товаров
(работ, услуг) и документов, подтверждающих
уплату сумм налога. Сумма НДС должна быть
выделена в счете-фактуре, расчетных
документах отдельной строкой.
Пунктом 2
статьи 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что
организации и индивидуальные
предприниматели могут осуществлять
наличные денежные расчеты без применения
ККТ в случае оказания услуг населению при
условии выдачи ими соответствующих бланков
строгой отчетности. Приходный кассовый
ордер бланком строгой отчетности не
является.
В условиях действия Закона N
54-ФЗ квитанции к приходному кассовому
ордеру с выделенной в ней отдельной строкой
суммой НДС недостаточно для принятия
указанной суммы налога к вычету.
2. При
исчислении ЕСН согласно статье 236 главы 24 НК
РФ объектом налогообложения единым
социальным налогом для налогоплательщиков,
производящих выплаты физическим лицам,
признаются выплаты и иные вознаграждения,
начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ,
оказание услуг (за исключением
вознаграждений, выплачиваемых
индивидуальным предпринимателям), а также
по авторским договорам.
В соответствии
с пунктом 3 статьи 236 НК РФ не признаются
объектом налогообложения выплаты и
вознаграждения, если они не отнесены к
расходам, уменьшающим налоговую базу по
налогу на прибыль организаций в текущем
отчетном (налоговом) периоде.
Согласно
пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ
применение упрощенной системы
налогообложения организациями
предусматривает замену уплаты налога на
прибыль организаций, налога на имущество
организаций и единого социального налога
уплатой единого налога, исчисляемого по
результатам хозяйственной деятельности
организаций за налоговый период.
Таким
образом, организации, применяющие
упрощенную систему налогообложения в
соответствии с главой 26.2 НК РФ, не формируют
налогооблагаемую базу по налогу на прибыль
организаций, и действие пункта 3 статьи 236 НК
РФ на произведенные налогоплательщиком
выплаты в пользу физических лиц не
распространяется.
3. В соответствии со
статьей 252 Налогового кодекса Российской
Федерации при расчете налогооблагаемой
прибыли расходами признаются только те
расходы, которые обоснованы и
документально подтверждены.
При этом
под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка
которых выражена в денежной форме. Под
документально подтвержденными расходами
понимаются затраты, подтвержденные
документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при
условии, что они произведены для
осуществления деятельности, направленной
на получение дохода.
Каких-либо
различий для выполнения вышеназванного
требования в зависимости от применяемого
налогоплательщиком метода учета доходов и
расходов (начисления или кассовый) в
Налоговом кодексе не предусмотрено.
Таким образом, для ответа на заданный
вопрос надо установить, являются ли
перечисленные выше документы оформленными
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Следует иметь в
виду, что порядок применения
контрольно-кассовых машин определен
Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О
применении контрольно-кассовой техники при
осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных
карт".
В статье 2 этого закона
предусмотрены только два случая, когда не
могут применяться контрольно-кассовые
машины:
1) Организации и индивидуальные
предприниматели в соответствии с порядком,
определяемым Правительством Российской
Федерации, могут осуществлять наличные
денежные расчеты и (или) расчеты с
использованием платежных карт без
применения контрольно-кассовой техники в
случае оказания услуг населению при
условии выдачи ими соответствующих бланков
строгой отчетности.
Порядок
утверждения формы бланков строгой
отчетности, приравненных к кассовым чекам,
а также порядок их учета, хранения и
уничтожения устанавливается
Правительством Российской Федерации.
До выхода соответствующих актов
Правительства Российской Федерации в связи
с Федеральным законом действуют
утвержденные (постановление Правительства
Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745)
Минфином России по согласованию с
Государственной межведомственной
комиссией по контрольно-кассовым машинам
формы документов строгой отчетности
(квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.),
которые подлежат использованию при
расчетах с населением для учета наличных
денежных средств. Приходный кассовый ордер
к документам строгой отчетности не
относится.
2) Организации и
индивидуальные предприниматели в силу
специфики своей деятельности либо
особенностей своего местонахождения могут
производить наличные денежные расчеты и
(или) расчеты с использованием платежных
карт без применения контрольно-кассовой
техники при осуществлении видов
деятельности, перечень которых приведен в
пункте 3 данной статьи. Оплата поставщику
произведенных им затрат в данном перечне не
предусмотрена.
Следовательно,
отсутствие кассового чека позволяет
сделать вывод о том, что не соблюдается
требование статьи 252 Налогового кодекса
Российской Федерации в части необходимости
подтверждения понесенных расходов
документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Поэтому расходы по оплате поставщику
стоимости оказанных услуг наличными
денежными средствами в случае отсутствия
кассового чека не могут быть учтены в
составе расходов, принимаемых при расчете
налогооблагаемой прибыли.
4. В
соответствии со статьей 346.16 Налогового
кодекса Российской Федерации при
определении объекта налогообложения
налогоплательщик единого налога,
уплачиваемого при применении упрощенной
системы налогообложения, уменьшает
полученные доходы на расходы, в том числе на
расходы на обязательное страхование
работников и имущества, в порядке,
предусмотренном статьей 263 Налогового
кодекса Российской Федерации.
На
основании п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по
обязательным видам страхования
(установленные законодательством
Российской Федерации) включаются в состав
расходов в пределах страховых тарифов,
утвержденных в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
требованиями международных конвенций. Если
такие тарифы не утверждены, расходы по
обязательному страхованию включаются в
состав расходов в размере фактических
затрат.
В соответствии с Федеральным
законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном
страховании гражданской ответственности
владельцев транспортных средств" (вступает
в силу с 01.07.2003) страхование гражданской
ответственности владельцами транспортных
средств является обязательным и всеобщим.
Обязанность по страхованию гражданской
ответственности распространяется на
владельцев всех используемых на территории
Российской Федерации транспортных средств,
за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона
от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
Таким образом, расходы по
обязательному страхованию гражданской
ответственности относятся на расходы,
которые уменьшают доходы при упрощенной
системе налогообложения, за исключением
добровольного страхования, в том числе и (в
соответствии с Федеральным законом от
25.04.2002 N 40-ФЗ) добровольного страхования на
случай недостаточности страховой выплаты
по обязательному страхованию для полного
возмещения вреда, причиненного жизни,
здоровью или имуществу потерпевших, а также
на случай наступления ответственности, не
относящейся к страховому риску по
обязательному страхованию (пункт 2 ст. 6
Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2
ст. 8 вышеназванного Федерального закона
страховые тарифы по обязательному
страхованию (их предельные уровни),
структура страховых тарифов и порядок их
применения страховщиками при определении
страховой премии по договору обязательного
страхования устанавливаются
Правительством Российской Федерации в
соответствии с Федеральным законом от
25.04.2002 N 40-ФЗ.
Заместитель руководителя
Управления МНС РФ
по Ленинградской
области
советник налоговой службы РФ I
ранга
Е.Г.Опарина