Письмо управления мнс рф по ленинградской области от 07.05.2004 n 20-19/04330 <о вопросах уплаты отдельных федеральных налогов>


МНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 7 мая 2004 г. N 20-19/04330
Управление МНС по Ленинградской области направляет следующие разъяснения:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять на территории России контрольно-кассовую технику (ККТ) при наличных денежных расчетах и (или) расчетах по платежным картам в случаях продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Кроме того, статьей 5 вышеназванного закона закреплена обязанность таких лиц выдавать покупателям в момент оплаты кассовые чеки, отпечатанные ККТ. В случае если покупатель по доверенности выступает от имени юридического лица или покупателем является индивидуальный предприниматель, таким покупателям налогоплательщики обязаны на основании пункта 3 статьи 168 НК РФ помимо кассового чека выставлять счета-фактуры.
Согласно изменениям, внесенным постановлением Правительства РФ от 16.02.2004 N 84 в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, в состав показателей счета-фактуры внесено дополнение для отражения в 5 строке счета-фактуры реквизитов кассового чека.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих уплату сумм налога. Сумма НДС должна быть выделена в счете-фактуре, расчетных документах отдельной строкой.
Пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Приходный кассовый ордер бланком строгой отчетности не является.
В условиях действия Закона N 54-ФЗ квитанции к приходному кассовому ордеру с выделенной в ней отдельной строкой суммой НДС недостаточно для принятия указанной суммы налога к вычету.
2. При исчислении ЕСН согласно статье 236 главы 24 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.2 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ, не формируют налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, и действие пункта 3 статьи 236 НК РФ на произведенные налогоплательщиком выплаты в пользу физических лиц не распространяется.
3. В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации при расчете налогооблагаемой прибыли расходами признаются только те расходы, которые обоснованы и документально подтверждены.
При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Каких-либо различий для выполнения вышеназванного требования в зависимости от применяемого налогоплательщиком метода учета доходов и расходов (начисления или кассовый) в Налоговом кодексе не предусмотрено.
Таким образом, для ответа на заданный вопрос надо установить, являются ли перечисленные выше документы оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что порядок применения контрольно-кассовых машин определен Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В статье 2 этого закона предусмотрены только два случая, когда не могут применяться контрольно-кассовые машины:
1) Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
До выхода соответствующих актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом действуют утвержденные (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745) Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. Приходный кассовый ордер к документам строгой отчетности не относится.
2) Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении видов деятельности, перечень которых приведен в пункте 3 данной статьи. Оплата поставщику произведенных им затрат в данном перечне не предусмотрена.
Следовательно, отсутствие кассового чека позволяет сделать вывод о том, что не соблюдается требование статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в части необходимости подтверждения понесенных расходов документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому расходы по оплате поставщику стоимости оказанных услуг наличными денежными средствами в случае отсутствия кассового чека не могут быть учтены в составе расходов, принимаемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
4. В соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщик единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, уменьшает полученные доходы на расходы, в том числе на расходы на обязательное страхование работников и имущества, в порядке, предусмотренном статьей 263 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. Если такие тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав расходов в размере фактических затрат.
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (вступает в силу с 01.07.2003) страхование гражданской ответственности владельцами транспортных средств является обязательным и всеобщим. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
Таким образом, расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности относятся на расходы, которые уменьшают доходы при упрощенной системе налогообложения, за исключением добровольного страхования, в том числе и (в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ) добровольного страхования на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 8 вышеназванного Федерального закона страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ.
Заместитель руководителя
Управления МНС РФ
по Ленинградской области
советник налоговой службы РФ I ранга
Е.Г.Опарина

Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также