ПИСЬМО Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.12.2005 n 04-04656/ОО <О ПЕРЕЧНЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭКСПЕРТАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗЫ У АТТЕСТУЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЛИ РУКОВОДЯЩЕГО РАБОТНИКОВ>


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПИСЬМО
от 8 декабря 2005 г. N 04-04656/ОО
Просим довести до сведения районной аттестационной комиссии и председателей аттестационных комиссий образовательных учреждений перечень экзаменационных материалов, которые должны использоваться экспертами при проведении экспертизы у аттестуемого педагогического или руководящего работников при выборе ими такой формы экспертизы (аттестации), как экзамен.
Заместитель председателя Комитета
по образованию
П.А.Баранов


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к письму
Комитета по образованию
от 08.12.2005 N 04-04656/ОО
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРТИЗЫ (АТТЕСТАЦИИ) У РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ
Категория: "Руководитель"
Часть 1
1. Современные методы управления образовательным учреждением. Демократизация и гуманизация в управлении.
2. Современные методы руководства педагогическим коллективом, малыми группами и отдельными педагогами. Решение конфликтных ситуаций в педагогических коллективах.
3. Педагогические технологии в процессе обучения.
4. Организация работы с педагогическими кадрами. Формирование административной команды. Система повышения квалификации в образовательном учреждении.
5. Функционирование и развитие образовательного учреждения. Цели его деятельности. Алгоритм разработки программы развития образовательного учреждения.
6. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
7. Новые модели и системы оценки качества образовательного процесса.
8. Анализ и оценивание системы управления в образовательном учреждении.
9. Создание и развитие государственно-общественных форм управления образовательными учреждениями и системой образования в целом.
10. Характеристика основных форм стимулирования персонала.
11. Методики изучения и анализа запросов потребителей образовательных услуг (учащихся, родителей и др.).
12. Становление профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения.
13. Образовательные результаты: виды, оценка, формы презентации.
14. Новые подходы к организации контроля в образовательном учреждении.
15. Организация проведения мониторинговых исследований в образовательном учреждении.
16. Организация исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении.
17. Функции управления в образовательном учреждении. Принятие управленческого решения.
Часть 2
1. Основные правовые акты федерального уровня (законы, указы Президента, постановления Правительства) в сфере образования.
2. Нормативные региональные акты в сфере образования.
3. Нормативно-организационная документация образовательного учреждения (устав, положения).
4. Договорные отношения с социальными партнерами, попечителями, родителями, учащимися, другими образовательными учреждениями (составление и юридическое оформление).
5. Должностные инструкции (заместителей директора образовательного учреждения, руководителей структурных подразделений, педагогических работников).
6. Права и обязанности образовательного учреждения как субъекта и объекта права.
7. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса.
8. Подготовка образовательного учреждения к прохождению лицензирования, аттестации и аккредитации.
9. Организация и проведение аттестации педагогических работников.
10. Бюджетное финансирование образовательного учреждения (различные подходы).
11. Анализ финансового состояния образовательного учреждения.
12. Способы привлечения внебюджетных средств, виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения (характеристика, порядок оформления документации).
13. Организация платных образовательных услуг (порядок и документация).
14. Материальное стимулирование педагогических работников (виды, показатели, расходование надтарифного фонда).
15. Подготовка документации для тендеров и конкурсов.
16. Использование информационных технологий в управлении финансами образовательного учреждения.
17. Маркетинг в сфере образования.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к письму
Комитета по образованию
от 08.12.2005 N 04-04656/ОО
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЭКСПЕРТИЗЫ (АТТЕСТАЦИИ) У ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Социальный педагог
(вариант 1)
1. Актуальные проблемы современного образования.
2. Цели и задачи воспитания.
3. Основные идеи концепции "Воспитание петербуржца XXI века".
4. Содержание воспитания.
5. Формы и методы воспитания.
6. Особенности развития детского коллектива.
7. Организация планирования деятельности по развитию ученического коллектива.
8. Современные воспитательные технологии.
9. Организация работы с детским коллективом по профилактике зависимого поведения.
10. Результативность воспитания.
11. Необходимые условия для воспитания свободной личности, способной к нравственному выбору и ответственности за выбор.
12. Поддержка ребенка в решении значимой для него проблемы.
13. Эффективное взаимодействие: воспитатель - родители.
14. Воспитательный потенциал игры.
15. Организация обсуждения актуальной проблемы с подростками.
16. Предъявление педагогической позиции: базовые ценности, принципы, педагогическое кредо.
17. Формы работы с детским коллективом по созданию эмоционально-привлекательной среды класса (школы).
18. Организация ученического самоуправления в школе и классе.
19. Основные характеристики воспитательной системы школы.
20. Современные методы диагностики уровня воспитанности учащихся.
(вариант 2)
1. Характеристика современного состояния теории и практики социальной педагогики.
2. Принципы гуманизма и демократизма в современной социально-педагогической деятельности.
3. Педагогическая позиция специалиста при взаимодействии с детьми и родителями в трудной жизненной ситуации.
4. Создание педагогически целесообразной социальной среды жизнедеятельности ребенка в современной социальной реальности.
5. Изучение социальной реальности как основа решения педагогических проблем, методы изучения.
6. Феномен "детство", пути и проблемы социального становления человека.
7. Закон РФ "Об образовании" как основа социально-педагогической работы.
8. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" как основа развития социально-педагогической работы.
9. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в социально-педагогической работе.
10. Социально-педагогическая деятельность как воспитательная функция.
11. Нормативно-правовая база и социальные ожидания детей, родителей, педагогов как основы совершенствования социально-педагогической деятельности.
12. Проблемные ситуации в жизни ребенка, их классификация, особенности преодоления.
13. Социально-педагогические функции и профессиональные роли социального педагога.
14. Перспективное планирование социально-педагогической работы в образовательном учреждении.
15. Календарное и текущее планирование социально-педагогической работы в образовательном учреждении.
16. Профессиональное самоопределение социального педагога.
17. Основная документация социального педагога и делопроизводство.
18. Методы и формы социально-педагогической работы.
19. Логика (этапы) социально-педагогической работы при разрешении проблемной ситуации в жизни ребенка.
20. Программы и проекты в социально-педагогической деятельности.
Практические задания по оценке уровня профессиональной компетентности социального педагога
1. Как вы определяете особенности социально-педагогической работы, связанные с типом образовательного учреждения, в котором Вы работаете?
2. В каких проблемных ситуациях Вы выполняете профессиональные роли: правоведа, социального работника, социолога, менеджера и координатора?
3. Какие проблемы социальной жизни ребенка являются объектом социально-педагогической работы?
4. Определите направления Вашей социально-педагогической работы с целевыми группами детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Назовите Ваши действия по отношению к детям и семьям, находящимся в социально опасном положении.
6. Опишите ситуацию, при которой Вам надо обратиться к учреждениям дополнительного образования.
7. В каких формах Вы осуществляете взаимодействие с учреждениями дополнительного образования?
8. За какие нарушения школьной жизни ребенок может быть поставлен на внутришкольный учет? Какие документы необходимы для постановки учащегося на внутришкольный учет?
9. Какие факты являются причиной для рассмотрения на комиссии по делам несовершеннолетних?
10. Каким образом в Вашем образовательном учреждении осуществляется психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение детей? В каких ситуациях оно применяется?
11. С какими формами, проявлениями девиантного поведения младших школьников Вам чаще всего приходится сталкиваться в своей деятельности? В чем, на Ваш взгляд, причины его возникновения?
12. Перечислите основные методы, формы работы с детьми с девиантным поведением в младшем школьном возрасте.
13. С какими формами, проявлениями девиантного поведения подростков Вам чаще всего приходится сталкиваться в своей деятельности? В чем, на Ваш взгляд, причины его возникновения?
14. Перечислите основные методы, формы работы с детьми, склонными к девиантному поведению в подростковом возрасте?
15. С какими проблемами в жизни семей учащихся Вам приходится чаще всего сталкиваться? Каковы основные пути решения этих проблем?
16. В каких формах в Вашем образовательном учреждении происходит взаимодействие с семьей?
17. В каких формах в Вашей деятельности осуществляется взаимодействие с Центром психолого-медико-социального сопровождения? В каких случаях оно необходимо?
18. В каких случаях и в каких формах Вы осуществляете взаимодействие с органами социальной защиты?
19. В каких случаях и в каких формах Вы осуществляете взаимодействие с органами здравоохранения?
Воспитатель
1. Актуальные проблемы современного образования.
2. Определите проблемы, характерные для Вашего образовательного учреждения.
3. Цели и задачи воспитания.
4. Основные задачи Вашей воспитательной деятельности на текущий период.
5. Основные идеи концепции "Воспитание петербуржца XXI века".
6. Содержание воспитания.
7. Содержание деятельности классного руководителя (воспитателя).
8. Формы и методы воспитания.
9. Какие методы и формы воспитательной деятельности сегодня не дают положительного эффекта?
10. Особенности развития детского коллектива.
11. В чем Вы видите соотношение коллективного и индивидуального?
12. Организация планирования деятельности по развитию ученического коллектива.
13. Что для Вас является главным в планировании воспитательной деятельности?
14. Современные воспитательные технологии.
15. Я могу поделиться опытом применения воспитательных технологий...
16. Организация работы с детским коллективом по профилактике зависимого поведения.
17. Что способствует развитию мотивации здорового образа жизни?
18. Результативность воспитания.
19. Необходимые условия для воспитания свободной личности, способной к нравственному выбору и ответственности за выбор.
20. Ваш опыт по созданию ситуации выбора.
21. Поддержка ребенка в решении значимой для него проблемы.
22. Тактики и приемы, которые Вы применяете по содействию ребенку в решении значимой для него проблемы.
23. Эффективное взаимодействие: воспитатель - родители.
24. Какие формы взаимодействия Вы используете в своей педагогической деятельности?
25. Воспитательный потенциал игры.
26. Какие игровые приемы, формы Вы используете в своей деятельности?
27. Организация обсуждения актуальной проблемы с подростками.
28. Какие формы организации дискуссии в коллективе Вы могли бы рекомендовать как наиболее эффективные?
29. Предъявление педагогической позиции: базовые ценности, принципы, педагогическое кредо.
30. Каким не должен быть воспитатель?
31. Формы работы с детским коллективом по созданию эмоционально-привлекательной среды класса (школы).
32. Наиболее яркое событие из жизни коллектива...
33. Организация ученического самоуправления в школе и классе.
34. Результативность деятельности органов ученического самоуправления я вижу...
35. Основные характеристики воспитательной системы школы.
35. "Три кита" Вашей воспитательной системы.
36. Современные методы диагностики уровня воспитанности учащихся.
37. Воспитанный человек - это ...
Преподаватели различных предметов
(гуманитарный цикл)
Часть 1 (общая для всех преподавателей)
1. Педагогическая деятельность. Гуманитарная культура учителя.
2. Анализ государственных документов по регулированию образовательной деятельности в средней школе (нормативные документы).
3. Цель воспитания и его место в воспитательном процессе. Система методов воспитания.
4. Современные концепции воспитания. Воспитательная система школы.
5. Понятие о методах, методических приемах и средствах обучения.
6. Современные требования к уроку.
7. Педагогическое мастерство. Основные педагогические технологии: классификации, сущностные характеристики, примеры.
8. Познавательные возможности учащихся в обучении. Пути формирования и развития познавательного интереса.
9. Умения и навыки школьников, пути их формирования.
10. Реализация дифференцированного подхода при обучении.
11. Наглядность в обучении.
12. Предпрофильная подготовка учащихся.
13. Профильное обучение в старшей школе.
14. Современный анализ и самоанализ урока.
15. Результаты обучения. Контроль уровня усвоения учащимися учебного материала. ЕГЭ как новая форма итоговой аттестации.
Часть 2
Учитель словесности (русский язык, литература)
1. Пути формирования первоначальных предметных компетентностей в 5-7-х классах. Реализация принципов поступательности и преемственности в обучении.
2. Использование методического аппарата учебника в соответствии с целями и задачами изучения темы "Основные способы словообразования в русском языке".
3. Чтение как основа изучения литературного произведения в школе. Организация разных видов чтения

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Ленинградской области от 08.12.2005 n 111-оз ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЗА 2004 ГОД (принят ЗС ЛО 23.11.2005)  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также