АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ИТОГАМ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА i ПОЛУГОДИЕ 2005 ГОДА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) (направлен письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 30.09.2005 n 07/3471)


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ИТОГАМ РАБОТЫ
УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2005 ГОДА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1. Антимонопольный контроль на товарных рынках
1.1. Выявление нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках
За I полугодие 2005 г. Санкт-Петербургским УФАС России было рассмотрено 120 заявлений по поводу нарушений ст. 5-10 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции"). Из них по 10 заявлениям нарушения были устранены без возбуждения дел, в 94 случаях было отказано в возбуждении после рассмотрения заявлений, в 16 случаях были возбуждены дела. Кроме того, 4 дела было возбуждено по инициативе Управления.
Из 20 возбужденных за отчетный период дел в двух случаях было прекращено производство, а в 18 были признаны нарушения Закона "О конкуренции". Всего за данный период по указанным статьям было выдано 17 предписаний. Исполнено 7 предписаний (3 выданы в прошлом, 4 в отчетном периоде). 10 предписаний находятся в стадии исполнения, 2 не исполнены.
В федеральный бюджет перечислено 1489313 руб. дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Из общего числа принятых Управлением решений 3 обжалованы в суде.
1.2. Примеры дел, возбужденных по признакам нарушения Закона "О конкуренции"
1. Дело, возбужденное определением от 20.01.2005 N 05/102-05, дополненным определением от 14.03.2005 N 05/873-56, по ст. 7, 9 в отношении Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга и конкурсной комиссии по проведению конкурсов на право поставки лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что нарушения антимонопольного законодательства заказчиками названных конкурсов приобрели системный характер: в 2003-2004 гг. в порядке особого производства были рассмотрены 2 дела, возбужденные по ст. 7 Закона "О конкуренции" в отношении Правительства Санкт-Петербурга и Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, который являлся на тот период заказчиком конкурса.
Дело возбуждено по признакам нарушения ст. 7, 9 Закона "О конкуренции" по заявлению (от 30.12.2004 N 5776) участника оптового рынка лекарственных средств ООО "Балтик Секьюрити Сервис" (далее - ООО "БСС") с просьбой о проведении проверки соответствия требованиям антимонопольного законодательства действий Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комздрав) при проведении квалификационного отбора поставщиков лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга на 2005 г.
В качестве лиц, подозреваемых в нарушении антимонопольного законодательства, были привлечены Комздрав и конкурсная комиссия по проведению конкурсов на право поставки лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга (далее - Конкурсная комиссия).
Решением Конкурсной комиссии, принятым по итогам квалификационного отбора поставщиков лекарственных препаратов для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга на 2005 г. и оформленным протоколом N 2 от 24 декабря 2004 г., ООО "БСС" признано "не прошедшим квалификационный отбор на основании пп. 21, 46 Указа Президента РФ от 08.04.1997 N 305".
Решение Конкурсной комиссии о признании ООО "БСС" "не прошедшим квалификационный отбор" было основано на том, что данной организацией, по мнению комиссии, были совершены недобросовестные действия.
Исследовав материалы и документы, имеющиеся в деле, комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу о наличии нарушений в действиях Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга:
- п. 1 ст. 7 Закона "О конкуренции", выразившихся:
в принятии и утверждении квалификационной документации, содержащей необоснованные требования о предоставлении положительного отзыва от "организаций бюджетной структуры", а также "положительного отзыва от Заказчика конкурса на поставку лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга Участниками, имеющими двухлетний опыт исполнения государственного контракта",
в необоснованном ограничении доступа ООО "БСС" к участию в конкурсе поставщиков лекарственных средств на 2005 г. для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга;
- п. 1 ст. 9 Закона "О конкуренции", выразившихся:
в создании преимущественных условий участия в конкурсе по предварительному квалификационному отбору поставщиков лекарственных средств отдельным участникам (ЗАО "Империя Фарма", в форме доступа к конфиденциальной (служебной) информации).
Также были признаны нарушения в действиях Конкурсной комиссии:
- ст. 7 Закона "О конкуренции", выразившиеся в создании необоснованных препятствий ООО "БСС" при проведении предварительного квалификационного отбора поставщиков лекарственных средств, что привело к ограничению конкуренции на рынке лекарственных средств в сфере оптовых поставок для государственных нужд, а также ущемлению интересов ООО "БСС";
- ст. 9 Закона "О конкуренции", выразившихся:
в создании преимущественных условий участия в конкурсе по предварительному квалификационному отбору поставщиков лекарственных средств отдельным участникам (ЗАО "Империя Фарма"),
необоснованном ограничении доступа ООО "БСС" к участию в конкурсе поставщиков лекарственных средств на 2005 г. для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга.
Совершение "недобросовестных действий" со стороны ООО "БСС" не подтвердилось.
Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Выдать предписания Комздраву и Конкурсной комиссии о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
2. Направить в правоохранительные органы имеющиеся в материалах дела документы, свидетельствующие о наличии признаков преступлений должностных лиц Комздрава.
На основании представленных материалов УБЭП криминальной милиции Санкт-Петербурга в отношении должностных лиц Комздрава возбуждено уголовное дело.
Не исполненные в установленный срок решение и предписания были обжалованы Комздравом в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, Комздравом было подано ходатайство о принятии мер обеспечительного характера в виде приостановления действия оспариваемых решения комиссии УФАС от 23.03.2005 N 05-15 и предписаний от 23.03.2005.
Определением об обеспечении иска от 14.04.2005 по делу N А56-15157/2005 судом было удовлетворено ходатайство Комздрава о принятии обеспечительных мер в части приостановления действия вышеуказанных решения и предписаний.
На определение суда об обеспечении иска от 14.04.2005 по делу N А56-15157/2005 Санкт-Петербургским УФАС была подана кассационная жалоба. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2005 г. по делу N А56-15157/2005 определение суда об обеспечении иска от 14.04.2005 было отменено. При этом в данном постановлении указано, что действия Комздрава направлены на достижение цели, противоречащей задачам судопроизводства в арбитражных судах, и рассматриваются как злоупотребление правом.
В нарушение ст. 22 Закона "О конкуренции" после получения постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2005 г. никаких мер по исполнению предписания от 23.03.2005 N 05/998-12 Комздравом не принято, обстоятельства, исключающие возможность его исполнения, отсутствуют.
Следствием невыполнения Комздравом и конкурсной комиссией предписаний, выданных комиссией Санкт-Петербургского УФАС России, является нарушение публичных интересов, норм ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, ст. 10 ГК РФ и нарушение прав хозяйствующих субъектов, гарантированных п. 2 ст. 1 и ст. 448 ГК РФ.
Кроме того, проведение 18 апреля 2005 г. конкурса на поставку лекарственных средств для льготных категорий жителей Санкт-Петербурга на II и III кварталы 2005 г. в условиях длящегося нарушения антимонопольного законодательства является, в силу п. 2 ст. 9 Закона "О конкуренции", основанием для признания судом конкурса недействительным.
На основании ст. 28.1, 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 1 статьи 27 Закона "О конкуренции" Санкт-Петербургским УФАС России было возбуждено в отношении должностного лица - председателя Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга Щербука Ю.А. производство по делу об административном правонарушении и проведении административного расследования.
2. Дело от 28.04.2005 N 03/1408-89 возбуждено по заявлению хозяйствующих субъектов - участников рынка розничной торговли предметами детского ассортимента и детского питания (ЗАО "Дети", ООО "Магазины "БИНКО", ЗАО "Чудо Остров Нева", ЗАО "Майкл и Ко") - по признакам нарушения ст. 7 Закона "О конкуренции" в актах и действиях Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет) при реализации Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 587-80 "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 587-80).
Законом N 587-80 за счет средств бюджета Санкт-Петербурга введены единовременная компенсационная выплата при рождении ребенка и ежемесячные пособия на ребенка в возрасте от рождения до 1 года, от 1 года до 2 лет, дошкольного возраста и школьного возраста. Выплаты производятся путем перечисления денежных средств на пластиковые карты родителей (законных представителей). Выбор организаций, осуществляющих реализацию товаров и услуг с использованием пластиковых карт родителей (законных представителей), осуществляется путем квалификационного отбора в порядке, определяемом Правительством Санкт-Петербурга. При этом право осуществлять реализацию товаров и услуг с использованием пластиковых карт родителей (законных представителей) должно быть предоставлено не менее чем трем организациям.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.12.2004 N 1955 утвержден Порядок проведения квалификационного отбора, создана Межведомственная комиссия для осуществления отбора. Обязанности организатора отбора возложены на Комитет, который своим распоряжением от 25.02.2005 N 10-р утвердил квалификационные требования к претендентам на участие в отборе.
По результатам проведенного квалификационного отбора была отобрана только одна организация - ЗАО "Спецобслуживание".
С 2002 года (с начала введения системы помощи молодым и малоимущим семьям в безналичной форме) и вплоть до 2005 года, когда вступил в действие Закон N 587-80, ЗАО "Спецобслуживание" являлось единственным участником рынка розничной торговли предметами детского ассортимента и продуктами детского питания для детей до 2 лет, которому Комитет в отсутствие установленного порядка выбора сети торговых предприятий предоставил право торговли по пластиковым картам "Детская". Другим организациям, изъявлявшим желание участвовать в данной программе, было отказано.
Комиссия признала в действиях Комитета наличие нарушения п. 1 ст. 7 Закона "О конкуренции", выразившегося:
- в установлении для организаций, претендующих на участие в реализации товаров с использованием пластиковых карт родителей (законных представителей) в рамках Закона N 587-80, требований, которые ставят их в неравное положение, ограничивают самостоятельность ХС и их права на продажу отдельных товаров, ухудшают положение на рынке, необоснованно лишают отдельных потенциальных участников возможности участвовать в реализации Закона N 587-80, что может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов ХС;
- в создании неравных условий доступа к участию в реализации Закона N 587-80 путем признания ЗАО "Спецобслуживание" организацией, прошедшей квалификационный отбор, в условиях, когда ни один из его участников не показал полного соответствия предъявленным к ним требованиям, что может иметь своим результатом недопущение конкуренции при реализации Закона N 587-80, ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Комиссия решила не выдавать Комитету предписание в связи с принятием Правительством Санкт-Петербурга постановления от 26.04.2005 N 551, утверждающего новые квалификационные требования к организациям, претендующим на участие в реализации Закона N 587-80, в соответствии с которыми проведен квалификационный отбор и заключены соглашения с организациями, прошедшими квалификационный отбор, а также изданием Комитетом распоряжения от 12.05.2005 N 18-р, отменившего распоряжение от 25.02.2005 N 10-р.
3. Дело по признакам нарушения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" ст. 5 Закона РФ "О конкуренции" возбуждено определением от 11.02.2005 N 10/417-26 по заявлениям хозяйствующих субъектов - абонентов.
В настоящее время ГУП "Водоканал" производит переоформление договоров водоснабжения и водоотведения с абонентами путем заключения нового договора либо внесения изменений в существующий договор посредством подписания дополнительного соглашения. По мнению абонентов, новые варианты договоров содержат очевидно невыгодные для них положения, которые обязывают оплатить так называемое отведение инфильтрационных стоков и сумму разницы между стоимостью услуг отведения дождевых и талых вод, рассчитанной по условиям нового договора, и стоимостью услуг, оплаченной в соответствии с действовавшим договором, за прошедший период (с 01.07.2000).
При этом расчеты с абонентами за отведение указанных сточных вод производятся путем выставления ГУП "Водоканал" платежного требования для снятия соответствующих денежных сумм с расчетного счета абонента в безакцептном порядке.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" как доминирующий хозяйствующий субъект на рынках водоснабжения и водоотведения, находящихся в состоянии естественной монополии, злоупотребляет доминирующим положением, ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов и создавая неравные условия обслуживания, что может привести к ограничению конкуренции. Указанные действия нарушают ст. 5 Закона "О конкуренции".
Включение непубличного, невыгодного потребителю условия в публичный договор на реализацию жизненно важного для потребителя товара ущемляет интересы потребителей и является по существу формой навязывания невыгодных контрагентам условий договора.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" выдано предписание N 10/1460-19 от 04.05.2005 об изменении условий договоров и недопущении действий, содержащих угрозу нарушения антимонопольного законодательства:
1. Исключить из публичных договоров на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ невыгодные для контрагента положения, распространяющие условия об оплате отведения

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ИТОГАМ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА i ПОЛУГОДИЕ 2005 ГОДА (ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ) (направлен письмом Санкт-Петербургского УФАС России от 30.09.2005 n 07/3471)  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также