ПИСЬМО Управления ФНС по Санкт-Петербургу от 29.09.2005 n 02-05/20140@ <О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ И НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ>


ФНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПИСЬМО
от 29 сентября 2005 г. N 02-05/20140@
Управление ФНС России по Санкт-Петербургу направляет для использования в практической работе ответы на вопросы, связанные с применением налогового законодательства по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций.
Заместитель руководителя УФНС РФ
по Санкт-Петербургу
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Л.Ф.Лыкова


ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму УФНС
по Санкт-Петербургу
от 28.09.2005 N 02-05/20140@
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
ВОПРОС 1. Могут ли в соответствии с действующим законодательством налогоплательщики - российские коммерческие предприятия при расчете налога на прибыль организаций уменьшить доходы на сумму произведенных расходов в виде оплаты услуг по охране имущества, оказываемых отделами вневедомственной охраны?
ОТВЕТ. До 01.01.2005 организации, осуществлявшие расходы на приобретение услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ в соответствии с законодательством РФ, не вправе были их учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль по следующему основанию.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 N 5953/03) средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации в качестве платы за услуги по охранной деятельности, признаны средствами целевого финансирования в силу пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Следовательно, организации, осуществляющие указанные расходы, не вправе их учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку в пункте 17 статьи 270 НК РФ определено, что расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются для целей налогообложения прибыли.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ (в редакции ФЗ N 58-ФЗ от 06.06.2005) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ в соответствии с законодательством РФ.
Изменение, внесенное в пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ ФЗ N 58-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005. Налогоплательщики вправе с 01.01.2005 учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли расходы по услугам, оказываемым вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ.
ВОПРОС 2. Включаются ли в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (накопительная и страховая части)?
ОТВЕТ. Взносы на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2005 учитывались при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе косвенных расходов согласно статье 264 НК РФ.
Федеральным законом N 58-ФЗ от 06.06.2005 внесены изменения в 25 главу НК РФ.
В соответствии с изменениями, внесенными в п. 1 ст. 318 НК РФ, к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.
Вышеуказанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2005. О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в 2005 году в связи с применением Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ см. письмо Минфина РФ от 06.07.2005 N 03-03-02/18, доведенное до инспекций письмом Управления от 28.07.2005 N 02-05/15087.
ВОПРОС 3. В состав организации, зарегистрированной в Санкт-Петербурге, входят три филиала, расположенные вне нахождения головной организации. В состав филиалов в свою очередь входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств: столовые, медсанчасти (далее - ОПХ). Данные объекты находятся непосредственно на территории филиалов в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
Распространяются ли на деятельность указанных подразделений положения статьи 275.1 НК РФ?
ОТВЕТ. В соответствии со статьей 275.1 НК РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Для целей 25 главы НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Учитывая нормы статьи 11 НК РФ, если место нахождения (адрес) подразделения и место нахождения (адрес) налогоплательщика-организации совпадают, то указанное подразделение не считается территориально обособленным и в этом случае положения статьи 275.1 налогоплательщиком не применяются.
В противном случае организация, осуществляющая деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, выделенных в обособленные подразделения, исчисляет налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в порядке, предусмотренном статьей 275.1 НК РФ.
Следует иметь в виду, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ в статью 275.1 НК РФ, начиная с 01.01.2005 налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности вне зависимости от того, являются ли эти подразделения обособленными или нет.
ВОПРОС 4. Может ли организация применять сроки полезного использования на объекты основных средств в бухгалтерском учете, отличные от сроков полезного использования в налоговом учете?
ОТВЕТ. С 1 января 2002 года вступила в силу гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Во исполнение ст. 11 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 01.01.2002 N 1 утвердило Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы.
При этом следует иметь в виду, что если для налогового учета в соответствии с п. 4 статьи 258 НК РФ при определении срока полезного использования основных средств налогоплательщик обязан применять вышеуказанный Классификатор, то для целей бухгалтерского учета он имеет право на его применение как одного из методов определения срока полезного использования объекта основных средств, предусмотренных ПБУ 6/01.
В связи с этим организации по вновь вводимым основным средствам с 1 января 2002 года для целей бухгалтерского учета могут устанавливать срок полезного использования основных средств на основании новой Классификации основных средств, используемой для расчета сумм амортизационных отчислений в целях налогового учета.
По основным средствам, которые числятся на балансе предприятия на 1 января 2002 года, начисление амортизации для целей налогообложения производится в соответствии с положениями гл. 25 Налогового кодекса РФ, а для целей бухгалтерского учета - в порядке и по нормам, принятым организацией на дату передачи основных средств в эксплуатацию.
Из содержания вышеизложенного следует, что налогоплательщик вправе иметь особенности и отличия в порядке начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, которые отражаются в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета.
ВОПРОС 5. Организация наряду с оказанием консультационных услуг и услуг по гарантийному обслуживанию программного обеспечения занимается разработкой и продажей программ "под ключ", разработкой и продажей тиражных копий программ.
Вправе ли организация в соответствии с п. 2 ст. 318 НК РФ (без распределения на остатки незавершенного производства) относить всю сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в уменьшение налогооблагаемой базы отчетного (налогового) периода?
ОТВЕТ. В соответствии с п. 2 ст. 318 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона РФ от 06.06.2005 N 58-ФЗ налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 318 НК РФ пункт 5 отсутствует, имеется в виду пункт 2 данной статьи. С учетом вышеизложенного положения п. 5 ст. 318 НК РФ в части порядка отражения прямых расходов могут быть применены к деятельности по оказанию консультационных услуг и услуг по гарантийному обслуживанию.
Порядок отражения прямых расходов должен быть отражен в учетной политике предприятия.
Разработка и продажа программ "под ключ", разработка и продажа тиражных копий программ в соответствии с пунктом 4 статьи 38 НК РФ для целей налогообложения является выполнением работ.
ВОПРОС 6. Предприятие в соответствии Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" переоформляет право пользования земельным участком на правах аренды сроком на 49 лет. Для последующего заключения долгосрочного договора аренды земли согласно распоряжению председателя КГА необходимо проведение топографической съемки и кадастровый учет земельного участка, на котором расположены здания и сооружения завода, а также сопровождение документов при разработке проекта границ. Может ли налогоплательщик отнести вышеперечисленные расходы в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
ОТВЕТ. В соответствии со статьей 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан представить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 264 главы 25 Налогового кодекса (далее - НК РФ) платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Из вышеизложенного следует, что расходы, связанные с проведением топографической съемки, кадастровым учетом земельного участка, а также сопровождение документов при разработке проекта границ земельного участка являются прочими расходами арендодателя, если иное не предусмотрено договором.
Если условиями договора предусмотрено осуществление расходов по переоформлению права пользования земельным участком за счет арендатора, то поименованные в подпункте 40 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы при условии соответствия их критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, могут быть учтены при определении налоговой базы арендатора.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
ВОПРОС 1. В связи с окончанием срока действия лицензии организация была вынуждена прекратить оказание услуг по одному из стандартов сотовой связи и вывести из эксплуатации единовременно большое количество технологического оборудования (основных средств). Это оборудование было переведено на консервацию, начисление амортизации по нему приостановлено, в дальнейшем оно частично может быть использовано, частично ликвидировано или продано. По некоторым объектам основных средств, переведенным на консервацию, организация пользовалась льготой по налогу на имущество в соответствии с пп. в) п. 1 статьи 11-3 Закона СПб от 14.07.1995 N 81-11.
Правомерно ли будет в дальнейшем при исчислении налога на имущество уменьшать налогооблагаемую базу на среднегодовую остаточную стоимость основных средств, находящихся на консервации, учитывая, что они не были отчуждены и не были выведены из состава основных средств?
ОТВЕТ. Согласно ст. 1, 2 Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2004 N 146-24 льготы по налогу на имущество предприятий, предоставленные до 1 января 2004 года в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11 "О налоговых льготах" в редакции, действовавшей до 1 января 2004 года, действуют по налогу на имущество организаций в течение того срока, на который эти льготы были предоставлены.
На основании статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2004 N 146-24 "О внесении дополнений в законы Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" и "О налоговых льготах" организация при соблюдении всех условий, предусмотренных законодательством для получения указанных льгот, может продолжить их применение, начиная с расчета налога на имущество организаций за I квартал 2004 года.
Льгота по налогу на имущество предоставлялась в отношении основных производственных фондов, введенных в эксплуатацию.
Таким образом, если основные фонды организации введены в эксплуатацию и в настоящее время находятся на консервации, то организация может продолжать пользоваться льготой по налогу на имущество организаций на основании подпункта "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года N 81-11. Поскольку льгота предоставляется начиная с первого числа квартала, на начало которого были выполнены условия ее предоставления, и до истечения срока, на который эта льгота предоставлена.
В случае отчуждения объектов основных производственных фондов до истечения четырех лет с момента получения льготы сумма налога на имущество предприятий, не уплаченная в бюджет Санкт-Петербурга в связи с предоставлением льготы по указанным объектам, подлежит внесению в бюджет Санкт-Петербурга в течение трех месяцев с даты отчуждения в полном объеме за все время пользования льготой.

ПРИКАЗ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти от 29.09.2005 n 59-п О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА n 56-П ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УРОВНЕЙ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПО СЕТЯМ ОАО ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ НА 2005 ГОД  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также