Решение территориального управления мап рф по санкт-петербургу и ленобласти от 15.01.2001 n 10-03 <о нарушении федерального закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках>
Министерство Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 15
января 2001 г. N 10-03 Комиссия по рассмотрению
дел о нарушении антимонопольного
законодательства территориального
управления по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области МАП России в
составе: В.Н.Ворожейкин - заместитель
руководителя управления, председатель
Комиссии; И.В.Клименко - главный
специалист юридического отдела, член
Комиссии; Е.И.Котелкина - начальник
отдела контроля и регулирования
естественных монополий на рынках услуг
связи и инженерной инфраструктуры, член
Комиссии, рассмотрела материалы
производства по делу N 10/4427-265 от 7 декабря 2000
г. по признакам нарушения статьи 5 Закона РФ
"О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" открытым акционерным
обществом "Ленэнерго" - навязывания
контрагентам невыгодных условий договора в
присутствии представителей: от ОАО
"Ленэнерго": Столяров А.Г. - начальник
юридического отдела (без доверенности);
от ОАО "РОССТРО": Федорцов В.И. - директор
фонда ЖКХ "РОССТРО" (по доверенности);
Гладун Е.Ю. - юрисконсульт (по
доверенности); от АОЗТ "Приморская
мебельная фабрика": Малев А.В. -
генеральный директор; Загарских Т.А. -
зам. главного бухгалтера (без
доверенности). Секретарь Комиссии:
Чащихина С.Г. - ведущий специалист отдела
контроля и регулирования естественных
монополий на рынках услуг связи и
инженерной инфраструктуры. Дело
возбуждено по инициативе управления с
учетом поступивших с ноября 2000 г. по январь
2001 г. многочисленных обращений организаций
- абонентов ОАО "Ленэнерго". Комиссия
установила: 1. ОАО "Ленэнерго" является
доминирующим хозяйствующим субъектом на
рынке электро- и теплоснабжения, включено в
Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на
рынке определенного товара долю более 35%,
приказом от 28.12.1993 N 36-РР. 2. В ТУ СПб ЛО МАП
РФ поступают жалобы юридических лиц на
следующие действия ОАО "Ленэнерго" при
проведении кампании по перезаключению
договоров энергоснабжения на 2001 г. По
сложившейся практике ОАО "Ленэнерго"
заключает договоры энергоснабжения сроком
на 1 год и ежегодно продлевает их на тот же
период либо заключает новые договоры. В
конце 2000 г. ОАО "Ленэнерго" направило
абонентам оферты - предложения заключить
договор в новой редакции. Оферта
разработана специалистами ОАО "Ленэнерго"
без учета мнения представителей другой
стороны, отражает только интересы ОАО
"Ленэнерго" и содержит ряд условий, которые
характеризуются многими абонентами как
невыгодные (например, условия
осуществления авансовых платежей за
потребляемую энергию, размер штрафных
санкций и т. д.) и которые абоненты хотели бы
согласовать в иной редакции. ОАО
"Ленэнерго" направляет оферту вместе с
типовым сопроводительным письмом (как
правило, без бланка, исходящего номера и
даты; в адрес ОАО "ПКБ "Невское" - от 13.12.2000 N
50-04-32-5/1-545), содержащим следующий текст:
"АО "Ленэнерго" предлагает внести изменения
в договор N... В этой связи направляю Вам два
экземпляра новой редакции указанного
договора. Прошу в срок... (10-дневный)
вернуть... подписанные Вами экземпляры
новой редакции договора. Обращаю Ваше
внимание, что в случае отказа заключить
договор о внесении изменений в указанный
договор (варианты: если не будет оформлен
договор с Вашей стороны, если не будет
заключен договор) обязательства АО
"Ленэнерго" по подаче энергии по договору N...
прекращаются с момента окончания срока его
действия". Абоненты считают, что
безапелляционно изложенное требование в
сочетании с незначительным сроком для
акцепта является попыткой навязать
условия, не выгодные для покупателя (в
первую очередь, условие о 100%-ной
предоплате), и лишить его возможности
каким-либо образом влиять на условия
договора. Содержание указанных писем
противоречит статье 540 (п. 3) ГК РФ, которая
устанавливает, что отношения сторон до
заключения нового договора регулируются
ранее заключенным договором
энергоснабжения. Комиссия расценивает
указанные письма ОАО "Ленэнерго" не как
предложение изменить договор, направленное
равноправной стороной, а как требование
доминирующего на рынке хозяйствующего
субъекта подписать договор в разработанной
им редакции под угрозой прекращения подачи
электроэнергии. 3. ОАО "РОССТРО"
представило копию акта предприятия
"Энергосбыт" ОАО "Ленэнерго" от 16 ноября 2000 г.
об осмотре законченного ремонтом жилого
здания на предмет оформления постоянного
энергоснабжения. В акте указано: "Для
оформления договора энергоснабжения...
потребителю будет выписан авансовый счет
исходя из заявленного расхода
электроэнергии за 2 месяца". 4.
Вышеуказанные действия ОАО "Ленэнерго"
нарушают статью 5 ФЗ "О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках", которая
запрещает доминирующему на рынке
хозяйствующему субъекту навязывать
контрагентам не выгодные для них условия
договоров. Комиссия решила: 1.
Признать наличие нарушения статьи 5 ФЗ "О
конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" со стороны открытого
акционерного общества "Ленэнерго" -
навязывание контрагентам невыгодных
условий договоров энергоснабжения. 2.
Выдать ОАО "Ленэнерго" предписание о
прекращении нарушения ст. 5 ФЗ "О
конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках", которое, в частности,
выразилось в угрозе прекращения подачи
энергии в случае неподписания договора в
редакции ОАО "Ленэнерго" - прекратить
практику навязывания невыгодных условий
договоров энергоснабжения и учитывать
мнение представителей другой
стороны. Председатель Комиссии
Ворожейкин В.Н. Члены Комиссии
Клименко И.В. Котелкина Е.И.
Читайте также
|