РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2005 n 591-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ, ТРУДОУСТРОЙСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 августа 2005 г. N 591-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
"ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ, ТРУДОУСТРОЙСТВА"
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО
И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг." в целях успешной адаптации выпускников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на рынке труда, трудоустройства их на предприятиях Санкт-Петербурга, качественной подготовки обучающихся к самостоятельной работе в условиях современного производства:
1. Утвердить программу "Основы поиска работы, трудоустройства" для государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в количестве 52 часов согласно приложению.
2. Рекомендовать руководителям государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования включить в учебный план предмет "Основы поиска работы, трудоустройства" в количестве 52 часов за счет времени, определенного на раздел "Предметы по выбору" моделью учебного плана, утвержденной решением коллегии Министерства образования России от 30.06.1993 N 14/3.
3. Контроль за исполнением данного распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию С.В.Жолована.
Председатель Комитета
по образованию
О.В.Иванова


ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Комитета по образованию
от 16.08.2005 N 591-р
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебно-методический центр Комитета по образованию
ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ, ТРУДОУСТРОЙСТВА
ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель - главный методист Учебно-методического центра кандидат педагогических наук Фейгина Э.Е.;
Рецензент - директор по персоналу ОАО "Балтийский завод" кандидат экономических наук Мышинская Н.М.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.".
Целью изучения программы является формирование у обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования базовых знаний и умений профессионального самоопределения на рынке труда Санкт-Петербурга.
Основными задачами программы являются:
- информировать обучающихся о ситуации на рынке труда Санкт-Петербурга;
- сформировать умение составлять алгоритм поиска работы;
- сформировать умение самопрезентации.
Предмет "Основы поиска работы, трудоустройства" входит в состав регионального компонента содержания образования для учреждений НПО и СПО, в связи с чем включает в себя изучение следующих основных понятий: основы экономики, основы права, основы профессионального поведения, правила трудоустройства.
Содержание программы должно обеспечить эффективное поведение выпускников на рынке труда.
В целях активизации процесса обучения в учебную программу включены семь практических работ.
В процессе преподавания предмета могут быть использованы в качестве дидактических материалы федеральной службы занятости.
Практикоориенированная направленность изучаемых вопросов реализуется за счет учета специфики конкретной профессии.
Тематический план
------T----------------------------------------------T--------------¬
¦N п/п¦ Темы ¦ Кол-во часов ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ 1. ¦Основы рыночной экономики ¦ 6 ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ 2. ¦Рынок труда ¦ 8 ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ 3. ¦Технологии трудоустройства ¦ 6 ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ 4. ¦Профессиональная деятельность ¦ 6 ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ 5. ¦Профессиональная адаптация ¦ 6 ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ 6. ¦Основы профессиональной этики ¦ 6 ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ 7. ¦Основы законодательства РФ ¦ 4 ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ 8. ¦Практикум ¦ 10 ¦
+-----+----------------------------------------------+--------------+
¦ ¦Итого ¦ 52 ¦
L-----+----------------------------------------------+---------------
Содержание программы
Тема 1. Основы рыночной экономики
Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость.
Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.
Экономические системы. Собственность. Обмен. Формы торговли. Рынок и рыночный механизм. Сегментация рынков. Спрос в рыночной экономике, колебания спроса, эластичность. Спрос и предложение, конкуренция, факторы, влияющие на предложение конкретного товара и услуги. Роль цены в рыночной экономике, ценовые сигналы, взаимодействие цены, спроса и предложения. Номинальный, реальный доход, социальная справедливость.
Общие сведения о финансах. Экономические функции и цели государства.
Экономика предприятия: система стандартов; требования ISO; контроль качества продукции.
Тема 2. Рынок труда
Понятие "рынок труда". Виды рынка труда. Локальные рынки труда. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата как цена труда. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Высвобождение рабочей силы, его причины в современной России. Безработица как длительная несбалансированность рынка труда, рекрутинговые фирмы. Понятие "вакансия на рынке труда". Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации".
Мировые тенденции развития рынка труда в разрезе профессий и специальностей, уровней подготовки. Общая характеристика современного рынка труда в России. Изменения в общих требованиях к работнику III тысячелетия.
Конкуренция на рынке труда. Законы и правила конкурентной борьбы.
Характеристика демографической ситуации в Санкт-Петербурге. Состояние занятости населения на рынке труда. Общая характеристика особенностей безработицы: конверсионная, технологическая, скрытая безработица. Проблемы в трудоустройстве молодежи. Социально-профессиональный "портрет" молодого безработного.
Отраслевая структура занятости Санкт-Петербурга.
Отраслевая структура выпускников учебных заведений Санкт-Петербурга. Формирование предложений на рынке труда. Спрос на труд. Гибкость рынков труда.
Тема 3. Профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность: ее типы, виды, режимы (работа по найму, самозанятость и др.). Профессиональная деятельность в государственном секторе и на негосударственных предприятиях. Индивидуальная трудовая и творческая деятельность.
Характеристика профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства. "Вечные" профессии и специальности (обслуживающие насущные потребности человека). "Сквозные" (распространенные) профессии и специальности. "Дефицитные" профессии и специальности. "Перспективные" профессии и специальности. "Свободные" профессии и специальности (для режима самозанятости).
Понятие "конкурентоспособность профессии (специальности)". Модели конкурентоспособности: "профессионал", "универсал", "мобильный работник", "коммуникатор" и др. Основы выбора стиля поведения человека на рынке труда. Факторы, влияющие на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Организация и условия труда. Нормирование труда. Виды трудовых норм. Методы нормирования. Условия труда. Безопасность труда. Нормативы и стандарты охраны труда.
Вознаграждение за труд. Мотивация и стимулирование труда. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Сдельная оплата труда. Повременная оплата труда. Оплата труда и производительность. Социальные пособия, выплаты и льготы. Участие в прибылях.
Государственные службы занятости. Программы страхования по безработице. Программа стимулирования спроса на труд.
Тема 4. Технологии трудоустройства
Правила поиска работы. План поиска работы и подготовка к его реализации. Причины безуспешного поиска работы. Правила организации поиска работы.
Методы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю. Использование посреднических фирм и организаций (государственные службы занятости, рекрутинговые фирмы и бюро по найму, агентства по трудоустройству и др.). Использование личных связей (родные, друзья, преподаватели). Объявления о наборе по радио и телевидению, объявления в профессиональных и коммерческих изданиях, в местной печати. Объявления о вакансиях на улицах. Помещение собственного объявления с предложением в средствах массовой информации. Сравнительная характеристика различных методов поиска работы.
Межличностное взаимодействие в ситуации трудоустройства. Списки контактов. Продуктивные приемы и способы эффективной коммуникации в процессе трудоустройства. Самопрезентация. Техника ведения телефонных переговоров. Собеседование в ситуации трудоустройства. Подготовка к интервью с работодателем. Внешний вид соискателя вакансии, манера поведения и речи. Психологические особенности построения диалога с работодателем (работником кадровой службы организации).
Возможные вопросы к кандидату при приеме на работу. Технология ответов на возможные вопросы работодателя. Структурирование интервью со стандартизованными ответами. Техника заполнения анкет и опросников. Вопросы, интересующие претендента на рабочее место. Техника завершения разговора. Невербальное поведение в межличностном взаимодействии.
Документы, необходимые в ситуации трудоустройства. Автобиография, профессиональное резюме, поисковое письмо работодателю. Основные правила их разработки и оформления. Характеристика соискателя вакансии, рекомендательные письма, письмо-напоминание. Основные требования к их содержанию и оформлению. Деловое письмо с послужным списком кандидата. Психологические особенности восприятия письменной речи.
Конфликтные ситуации при трудоустройстве. Пути их предотвращения и разрешения. Проектирование индивидуальных моделей поведения в затруднительных ситуациях взаимодействия. Типичные причины отказа в приеме на работу.
Тема 5. Профессиональная адаптация
Понятие "адаптация". Социальная, профессиональная, психологическая адаптация на рабочем месте. Формы и способы адаптации. Умение произвести хорошее впечатление на работодателя и коллектив в первые дни работы. Поведение на рабочем месте. Изменение стереотипов и уклада жизни в связи с трудоустройством. Новые жизненные и профессиональные задачи, связанные с началом работы.
Планирование и реализация профессиональной карьеры. Анализ собственных резервов и ограничений по результатам первых месяцев работы. Корректировка профессионального поведения и деятельности. Самообразование и повышение квалификации как необходимое условие профессионального роста. Формы и методы профессиональной переподготовки, депрофессионализации и модернизации профессиональных знаний с учетом конъюнктуры рынка труда Санкт-Петербурга и требований конкретного рабочего места.
Тема 6. Основы профессиональной этики
Требования различных профессий к человеку. Психологическая характеристика профессии в зависимости от структуры деятельности.
Психологические вопросы взаимоотношений наемного работника и работодателя. Психологический климат в трудовом коллективе.
Позиции людей при общении. Связь с самооценкой. Формы и конструкты для выражения позиции. Правильная реакция на неприемлемую позицию. Самооценка собственного поведения. Психология восприятия человека человеком. Психологическая совместимость.
Типы личностей. Характеристики личностей. Отношения сотрудничества, ревизии, активации, отдыха, противоположности и др. Диагностика собственного типа личности. Способы построения отношений с людьми разного типа.
Производственный конфликт. Возникновение и решение конфликтов. Отношение разных людей к конфликтам. Диагностика собственного типа отношений. Типы реакций на фрустрацию.
Речь в деловом общении. Понятие о культуре речи. Речевые стили. Деловой профессиональный стиль. Официальное и неофициальное общение. Искусство убеждения.
Профессиональный этикет. Правила приличия на рабочем месте. Праздники и традиции в трудовом коллективе.
Тема 7. Основы законодательства РФ
Право в системе социальных норм. Система российского права: основные отрасли и институты. Система российского законодательства и ее обновление на современном этапе.
Источники права. Нормативный правовой акт как основной источник российского права.
Правоотношения. Правомерное поведение. Юридическая ответственность. Правонарушения и их виды.
Понятие о гражданском праве и правоотношениях.
Право собственности в Российской Федерации.
Общая характеристика трудового законодательства Российской Федерации.
Кодекс законов о труде Российской Федерации утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ. Источники трудового права. Кодекс законов о труде Российской Федерации. Трудовой договор, его разновидности. Понятие контракта в трудовом праве, права и обязанности сторон, вытекающие из трудового договора. Основания прекращения трудового договора (контракта).
Право на труд и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних.
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Разрешение трудовых споров. Социальное партнерство.
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Тема 8. Практикум
Практическая работа N 1.
Составление автобиографии.
Практическая работа N 2.

ПИСЬМО Санкт-Петербургского регионального центра по ценообразованию в строительстве от 16.08.2005 n 2005-08и О ВВЕДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ ПЕРЕСЧЕТА СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ С 1 АВГУСТА 2005 Г.  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также