ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 20.07.2005 по делу n 33-Г05-9 <ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ КАССАЦИОННЫХ ЖАЛОБ НА РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.01.2005>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июля 2005 г. N 33-Г05-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Пирожкова В.Н., судей Харланова А.В., Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 20 июля 2005 года гражданское дело по кассационным жалобам Законодательного собрания Ленинградской области и Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом на решение Ленинградского областного суда от 25 января 2005 года в части удовлетворения заявления прокурора о признании недействующими отдельных положений областного закона N 29-оз от 31 мая 2004 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Ленинградского областного комитета по управлению госимуществом Григорьева А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 1 пункта 2 ст. 6, пунктов 3, 4, 6, 7, 8 ст. 6 и пункта 3 ст. 7 областного закона от 31.05.2004 N 29-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" с момента вступления в силу, то есть с 14 июня 2004 г.
В обоснование требований указано, что оспариваемые нормы областного закона противоречат п. 5 ст. 1, п. 3 ст. 5, ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 432 ГК РФ, ст. 37 Земельного кодекса РФ.
В заявлении от 01.12.2004 прокурор просил также признать недействующим с 14.06.2004 и абзац 2 пункта 2 ст. 9 областного закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области". Прокурор полагал, что названная норма областного закона противоречит ст. 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В заявлении от 24.01.2005 прокурор уточнил, что пункт 3 ст. 7 областного закона противоречит не п. 3 ст. 5 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002, а п. 2 ст. 12 названного Федерального закона, отметив, что в первоначальном заявлении допущена ошибка.
В письменных объяснениях по заявленным требованиям от 24.01.2005 прокурор указал, что п. 4 ст. 6 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 наделяет орган исполнительной власти Ленинградской области правом устанавливать случаи, когда муниципальное образование приобретает преимущественное право покупки земельного участка. Согласно же п. 1-4 ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 случаи, когда муниципальное образование приобретает преимущественное право покупки, должны быть установлены только законом субъекта РФ. Указанным Федеральным законом (в частности ст. 8) не предусматривается возможность передачи права преимущественной покупки от субъекта РФ муниципальному образованию.
Пунктами 4 и 6 ст. 6 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 установлено, что субъект преимущественной покупки принимает решение о покупке земельного участка в течение 14 дней.
По мнению прокурора, п. 6 ст. 6 данного областного закона (в части установления 14-дневного срока принятия решения администрацией муниципального образования) противоречит п. 3 ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ, установившего срок - 1 месяц для принятия соответствующего решения субъектом преимущественного права.
Пунктом 2 ст. 6 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 на продавца земельного участка возложена обязанность направить извещения о намерении продажи земельного участка одновременно в Правительство Ленинградской области и в администрацию муниципального образования, на территории которого полностью или преимущественно расположен этот земельный участок.
Прокурор полагает, что данная норма противоречит п. 1 и п. 2 ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002, последним же пунктом предусмотрено, что извещение направляется либо в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ либо в муниципальное образование в тех случаях, при которых оно может воспользоваться преимущественным правом покупки земельного участка.
По аналогичным основаниям пункт 3 ст. 7 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 противоречит п. 2 ст. 12 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002.
Возможность возврата извещения о продаже земельного участка действующим федеральным законодательством не предусмотрена. Поэтому и п. 3 ст. 6 областного закона N 29-оз, предусмотревший такую возможность, не соответствует федеральному законодательству. По существу, названная оспариваемая норма областного закона не соответствует п. 5 ст. 1, п. 4 ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002.
Пунктом 8 ст. 6 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 предусмотрено, что при продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной продавец обязан направить извещение о намерении продать этот земельный участок в определенном ст. 6 порядке. В абзаце 2 п. 3 ст. 8 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 указано же, что основаниями к повторному направлению извещения о намерении продать земельный участок являются цена ниже ранее заявленной продавцом и изменение существенных условий договора. Таким образом, по мнению прокурора, требования к реализации преимущественного права покупки земельного участка в областном законе сужены, так как допускают возможность не направлять извещение о намерении продажи земельного участка при изменении существенных условий договора.
Абзац 2 пункта 2 ст. 9 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 должен быть признан недействующим, так как в нарушение ст. 14 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 допускает использование порядка, разработанного специально уполномоченным органом без принятия собственного порядка владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности.
Прокурор также дополнил, что просит признать недействующими оспариваемые пункты статей областного закона в целом, исходя из требований ГПК РФ.
В судебном заседании от 20.01.2005 прокурор уточнил, что пункт 4 ст. 6 областного закона оспаривается по двум основаниям: по установлению срока 14 дней и по определению уполномоченного органа.
В судебном заседании от 25.01.2005 прокурор также указал, что непосредственно пункт 7 ст. 6 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 не противоречит федеральному законодательству, но во взаимосвязи с другими пунктами статьи 6 областного закона (п. 1 ст. 6) должен быть признан недействующим.
Таким же образом и абзац 2 пункта 3 ст. 7 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 непосредственно не противоречит Федеральному закону N 101-ФЗ от 24.07.2002, но во взаимосвязи с абзацем 1 пункта 3 ст. 7 названного областного закона подлежит признанию недействующим.
Решением Ленинградского областного суда от 25 января 2005 г. постановлено:
Заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить частично. Признать недействующими абзац 1 пункта 2, пункты 3, 4, 6, 8 статьи 6, абзац 1 пункта 3 статьи 7, абзац 2 пункта 2 статьи 9 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" с момента вступления его в силу, то есть с 14 июня 2004 г.
В удовлетворении заявления прокурора Ленинградской области о признании недействующими пункта 7 статьи 6, абзаца 2 пункта 3 статьи 7 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" с момента вступления его в силу - с 14 июня 2004 г. отказать.
В кассационных жалобах Законодательного собрания Ленинградской области и Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения заявления прокурора в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 31 мая 2004 г. принят областной закон N 29-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области". Данный закон опубликован в газете "Вести" N 62 от 03.06.2004 и вступил в силу с 14 июня 2004 г.
В абзаце 1 пункта 2 ст. 6 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 предусмотрено, что продавец обязан одновременно направить извещение о намерении продать земельный участок в письменной форме в Правительство Ленинградской области и администрацию муниципального образования, на территории которого полностью или преимущественно расположен этот земельный участок.
Согласно пункту 3 ст. 6 названного областного закона если в извещении продавца о намерении продать земельный участок не указаны существенные условия договора купли-продажи земельного участка, из представленных документов невозможно установить собственника земельного участка, определить границу этого земельного участка, извещение считается ненаправленным и подлежит возврату отправителю без рассмотрения.
В пункте 4 ст. 6 данного областного закона оговорено, что уполномоченный орган государственной власти Ленинградской области в течение четырнадцати календарных дней с момента получения извещения обязан принять решение о покупке земельного участка или о передаче преимущественного права его покупки муниципальному образованию, на территории которого расположен этот земельный участок, и направить копии такого решения в администрацию соответствующего муниципального образования и продавцу земельного участка.
В соответствии с пунктом 6 ст. 6 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 уполномоченный орган местного самоуправления в течение четырнадцати календарных дней с даты принятия уполномоченным органом государственной власти Ленинградской области решения о передаче преимущественного права покупки земельного участка вправе принять решение о покупке земельного участка и направить копии такого решения продавцу земельного участка и уполномоченному органу государственной власти Ленинградской области.
Пунктом 7 ст. 6 указанного областного закона предусмотрено, что продавец земельного участка вправе в течение года продать его любым третьим лицам по цене не ниже указанной в извещении, если по истечении месяца с даты поступления извещения в уполномоченный орган государственной власти Ленинградской области или уполномоченный орган местного самоуправления в его адрес не поступила копия решения уполномоченного органа государственной власти Ленинградской области или копия решения уполномоченного органа местного самоуправления о покупке этого земельного участка.
Согласно пункту 8 ст. 6 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 при продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной продавец обязан направить новое извещение о намерении продать этот земельный участок по правилам, изложенным в настоящей статье.
В статье 7 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 изложены особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки. В пункте 3 названной статьи указано, что если остальные участники долевой собственности в течение месяца с момента получения извещения или опубликования сообщения об этом в средстве массовой информации муниципального образования откажутся от покупки доли в праве общей собственности на земельный участок или не заявят о намерении приобрести ее, продавец обязан в письменной форме одновременно известить о ее продаже Правительство Ленинградской области и администрацию муниципального образования, на территории которого полностью или преимущественно находится соответствующая часть земельного участка (абзац 1). Последующие действия продавца доли, уполномоченного органа государственной власти Ленинградской области и уполномоченного органа местного самоуправления осуществляются в порядке, установленном статьей 6 настоящего областного закона (абзац 2).
В статье 9 областного закона N 29-оз от 31.05.2004 оговорены особенности определения порядка владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности. В частности, в абзаце 2 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что участники долевой собственности при принятии на общем собрании решения по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, вправе руководствоваться примерным порядком, утвержденным уполномоченным органом государственной власти Ленинградской области, либо на его основе утвердить собственный порядок.
Согласно пп. "о" п. 1 ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
В подпунктах "в" и "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ определено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Статьей 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Основные положения, определяющие понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, особенности использования и порядка предоставления земель сельскохозяйственного назначения, изложены в главе XIV Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" названный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
В п. 2 ст. 1 данного

ПРИКАЗ Лицензионной палаты Санкт-Петербурга от 20.07.2005 n 241-п ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ЗАГОТОВКИ, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЛОМА ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также