ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.07.2005 по делу n 33-Г05-10 <ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.03.2005>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2005 г. N 33-Г05-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Пирожкова В.Н., судей Харланова А.В., Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании 13 июля 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе Плебанека А.Я. на решение Ленинградского областного суда от 2 марта 2005 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ст. 4 областного закона от 1 декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" (с изменениями и дополнениями).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ установила:
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 122-ФЗ издан 22.08.2004, а не 24.08.2004. Плебанек А.Я., пользовавшийся правом на льготы в соответствии с Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействительной статьи 4 областного закона от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", указывая, что данная статья противоречит Федеральному закону N 122-ФЗ от 24 августа 2004 года, поскольку, устанавливая меры социальной поддержки жертв политических репрессий, она не обеспечивает заявителю возможность снижения стоимости лекарств по рецепту врача на 50%; первоочередную и бесплатную установку телефона; бесплатный проезд всеми видами пассажирского городского транспорта, а также автомобильным и водным транспортном общего пользования в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом; а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, водным, воздушным или междугородным автотранспортом со скидкой 50% от стоимости проезда; бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией; возможность освобождения от уплаты государственной пошлины и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд. Федеральным законом N 122-ФЗ субъекты Российской Федерации обязывались при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты. Оспариваемым же областным законом уровень социальной защиты для жертв политических репрессий снижен. Полагая, что ст. 4 областного закона противоречит федеральному законодательству, заявитель просил признать ее недействительной и восстановить его права и льготы в объеме и размерах по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, уточнив, что восстановлением его прав явится признание оспариваемого закона недействительным.
Представители Законодательного собрания и Губернатора Ленинградской области с заявлением не согласились, указывая, что при предоставлении мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Законодательное собрание действовало в пределах полномочий Ленинградской области. Кроме того, в областной закон уже дважды внесены изменения, указанным лицам дополнительно предоставлено право на бесплатное обеспечение лекарствами по рецепту врача; размер ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п. 1 ст. 4 закона, увеличен до 300 руб. Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 января 2005 года N 1 за гражданами, получающими ежемесячную денежную выплату, закреплено право на приобретение единого социального проездного билета стоимостью 200 руб. для проезда в общественном автобусном транспорте городского и пригородного сообщения. Ежемесячная денежная выплата может использоваться гражданами по своему усмотрению, в том числе и на приобретение железнодорожных билетов, а также на оплату установки телефона. Право на первоочередную и бесплатную установку телефона заинтересованные граждане могут реализовать, обращаясь в соответствующие организации, а при отказе - обжаловать их действия в суд.
Решением Ленинградского областного суда от 2 марта 2005 г. Плебанеку А.Я. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Плебанека А.Я. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Как видно из материалов дела и установлено судом, заявитель Плебанек А.Я. является лицом, имевшим право на льготы, установленные статьей 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", пенсионером по возрасту.
Статья 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (с изменениями на 23 декабря 2003 года) среди льгот, предоставлявшихся лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами, предусматривала:
внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов;
бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания;
бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;
бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда;
первоочередную установку телефона;
бесплатную установку телефона.
Кроме того, указанным законом реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставлялось право на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией, а также освобождение от уплаты государственных пошлин и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, возникающим в связи с применением настоящего Закона.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" изменена. В новой редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года, она определяет, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
При этом в преамбуле к Федеральному закону указывается, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны, в частности, вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Ленинградской области от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" устанавливаются меры социальной защиты отдельных категорий граждан, зарегистрированных по месту проживания (пребывания) на территории Ленинградской области.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в нижеследующем абзаце документа после слова "поддержки" пропущено слово "жертв". Статьей 4 областного закона определены меры социальной поддержки политических репрессий.
В соответствии с указанной статьей реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 250 рублей;
2) ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты:
занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленных норм, в том числе членами семей, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении, либо получающими пенсию по старости и не пользующимися правом на аналогичную выплату по другим основаниям;
коммунальных услуг, в том числе для совместно проживающих членов семей, находящихся на их иждивении, либо получающих пенсию по старости и не пользующихся аналогичным правом по другим основаниям;
топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;
3) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в порядке, установленном Правительством Ленинградской области;
4) обеспечение протезам и протезно-ортопедическими изделиями;
5) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Областным законом от 30 декабря 2004 года N 124-оз "О внесении изменений в областной закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" список льгот, предоставляемых реабилитированным лицам, являющимся инвалидами или пенсионерами, дополнен правом на бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
Областным законом от 27 января 2005 года N 1-оз "О внесении изменений в областной закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" сумма ежемесячной денежной выплаты, предусмотренная пунктом 1 статьи 4 областного закона от 1 декабря 2004 года N 106-оз, увеличена до 300 рублей, а в пункте 2 той же статьи слова "ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты" заменены словами "оплата в размере 50 процентов".
Отказывая Плебанеку А.Я. в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что требования по существу сводятся к тому, чтобы дополнить список установленных областным законом льгот жертвам политических репрессий с тем, чтобы он соответствовал уровню льгот, имевшемуся у заявителя в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", в связи с чем они не подлежат удовлетворению, поскольку, исходя из принципа разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе обязывать органы законодательной или исполнительной власти принимать или дополнять нормативные правовые акты. Кроме того, содержание оспариваемой нормы областного закона свидетельствует о том, что каждое из положений этой статьи, предусматривающее предоставление конкретной льготы, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Требования заявителя, касающиеся льгот, связанных с возможностью получения консультации адвоката и уплатой государственной пошлины, урегулированы федеральным законодательством, в связи с чем отсутствие указания на эти льготы в областном законе не ведет к нарушению прав заявителя.
Признание недействующей ст. 4 областного закона "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", о чем просит заявитель Плебанек А.Я., повлекло бы существенное нарушение прав граждан, признанных жертвами политических репрессий, и лишило бы их возможности использовать предоставленные им меры социальной поддержки на неопределенный срок, что является недопустимым.
Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
С учетом указанных выше обстоятельств доводы кассационной жалобы Плебанека А.Я. не могут повлечь отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Ленинградского областного суда от 2 марта 2005 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Плебанека А.Я. - без удовлетворения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 13.07.2005 по делу n 78-Г05-29 <ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.01.2005>  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также