ВОПРОС-ОТВЕТ. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ (Налоги, n 12, июнь 2005 года)


Вопрос-Ответ. Управление ФНС РФ по Санкт-Петербургу
КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ
На вопросы налогоплательщиков отвечает
главный государственный налоговый инспектор,
советник налоговой службы РФ III ранга
Вера Владимировна Климова
ВОПРОС. Подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что от налогообложения освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка на территории Российской Федерации.
Организация оказывает агентские услуги при агентировании российских морских и речных судов.
Распространяется ли на агентские услуги при агентировании российских морских и речных судов льгота, установленная пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ?
ОТВЕТ. Подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что от налогообложения освобождаются работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка на территории Российской Федерации.
На основании п. 7 ст. 149 кодекса освобождение от налогообложения в соответствии с положениями данной статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
Согласно ст. 237 Кодекса торгового мореплавания РФ морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.
Морской агент осуществляет свою деятельность в интересах судовладельца и в соответствии с практикой морского агентирования.
Из определения договора морского агентирования, данного в ст. 232 Кодекса торгового мореплавания РФ, и агентского договора, данного в ст. 1005 ГК РФ, следует, что договор морского агентирования является одной из разновидностей агентского договора.
Учитывая вышеизложенное, агентские услуги при агентировании российских морских и речных судов подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Кроме того, данная позиция подтверждается постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (от 06.08.2002 N А42-3592/02-23, от 27.11.2002 N А42-5212/02-5, от 18.12.2002 N А42-3264/02-27, от 23.12.2002 N А42-3057/02-16, от 20.01.2003 N А42-7915/02-С4).
ВОПРОС. СПб ГУЗ "Автобаза СНП" предоставляет санитарный транспорт государственным учреждениям здравоохранения. Оплата за данные услуги взимается по тарифам, утвержденным Комитетом здравоохранения. Учетная политика для целей налогообложения по НДС установлена по мере получения денежных средств.
У организации имеется дебиторская задолженность за оказанные услуги.
Будет ли возникать обязанность начислять НДС при условии выделения автобазе из бюджета денежных средств для погашения дебиторской задолженности и оплаты за предоставленный санитарный транспорт государственным учреждениям здравоохранения?
ОТВЕТ. Статьей 38 ч. I НК РФ установлено, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Учитывая, что услуги, оказываемые СПб ГУЗ "Автобаза СНП" по предоставлению санитарного транспорта, как объект налогообложения имеют стоимостную, количественную характеристики, то они на основании ст. 146 НК РФ подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 154 кодекса для всех налогоплательщиков установлен единый порядок определения налоговой базы при реализации ими товаров (работ, услуг), который определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС.
Кроме того, п. 2 ст. 153 НК РФ для всех налогоплательщиков установлено, что налоговая база определяется из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая и оплату ценными бумагами.
Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации услуг по предоставлению санитарного транспорта определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату бюджетными средствами.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ налоговая база для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, определяется в день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Пункт 5 ст. 167 НК РФ регулирует случаи, когда обязательство по оплате товара не исполнено до истечения срока исковой давности. Датой оплаты товаров в такой ситуации признается наиболее ранняя из следующих дат:
1) день истечения указанного срока исковой давности;
2) день списания дебиторской задолженности. Выделенные из бюджета средства для СПб ГУЗ "Автобаза СНП" в счет погашения дебиторской задолженности за услуги по предоставлению санитарного транспорта должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС.
Учитывая вышеизложенное, бюджетные средства, выделяемые СПб ГУЗ "Автобаза СНП" для погашения дебиторской задолженности и для оплаты выполненных (оказанных) работ (услуг), должны включаться в налогооблагаемую базу по НДС.
В соответствии со ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации.
Согласно ст. 11 НК РФ организацией признается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость независимо от источника поступления денежных средств, получаемых в счет оплаты за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги.
Обращаем внимание, что выделенные бюджетные средства не будут облагаться НДС только в том случае, если они получены организациями в счет погашения задолженности за товары (работы, услуги), которые в соответствии со ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению.
ВОПРОС. Реставрационные фирмы, выполняющие работы на памятниках истории и культуры, охраняемых государством, обращаются в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры с просьбой выдать копии охранных обязательств и паспорт памятника истории и культуры. Свою просьбу они мотивируют требованием налоговых органов, проводящих проверки данных организаций.
Правомерно ли требование налоговых органов испрашивать у организаций, выполняющих работы на памятниках истории и культуры, охраняемых государством, копии охранных обязательств и паспорт памятника истории и культуры?
ОТВЕТ. На основании пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений); строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работы по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельность по контролю за качеством проводимых работ - не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 6 вышеназванной статьи установлено, что в случае если операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), подлежат лицензированию, то право на применение освобождения от обложения НДС имеется только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Поэтому у налогоплательщиков, которые заявили объемы ремонтно-восстановительных работ, выполненных на памятниках истории и культуры, охраняемых государством, налоговые органы правомерно, в соответствии со ст. 31 НК РФ, требуют документы, подтверждающие обоснованность применения освобождения от налогообложения этих работ. Такими документами, кроме лицензии, являются охранное обязательство и паспорт памятника истории и культуры.
Учитывая, что КГИОП охранные обязательства выдаются пользователям, Управлением ФНС России по Санкт-Петербургу было рекомендовано запрашивать эти документы непосредственно у пользователей.
В соответствии с гл. II Закона Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия входит формирование совместно с органами государственной власти субъектов РФ единого государственного реестра памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства. Порядок и ведение Единого госреестра предусмотрены в ст. 15-21 названного закона.
Таким образом, для подтверждения освобождения от НДС ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, необходимо, чтобы объект недвижимого имущества числился в перечне объектов, поименованных в едином госреестре, сформированном в порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 73-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, для правильного применения налогоплательщиками освобождения от налогообложения НДС работ, выполняемых на памятниках истории и культуры, находящихся под охраной государства, налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщиков охранное обязательство и паспорт памятника истории и культуры.
ВОПРОС. При сдаче в аренду муниципального имущества объектов нежилого фонда арендаторам будут предоставляться из бюджета Санкт-Петербурга субсидии, а арендаторы будут уплачивать арендную плату в полном объеме. В этом случае имеют ли право арендаторы уплачивать НДС с арендной платы, уменьшенной на субсидии?
ОТВЕТ. Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, является единым для всех налогоплательщиков, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.
Статьей 1 НК РФ установлено, что Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 13 НК РФ налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам.
В связи с тем что НДС относится к федеральным налогам, порядок и принципы его взимания предусмотрены НК РФ.
Статьей 146 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Таким образом, услуги по сдаче в аренду имущества, в том числе федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, признаются объектом налогообложения НДС.
На основании ст. 161 НК РФ обязанность по уплате НДС по услугам по сдаче в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества возлагается на налоговых агентов. Налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
Пунктом 3 ст. 56 НК РФ установлено, что льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом.
Главой 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" не установлено освобождение от налогообложения услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества российским гражданам или организациям, предпринимателям.
На основании вышеизложенного при предоставлении органами местного самоуправления в аренду имущества арендаторы этого имущества являются налоговыми агентами. При этом арендаторы этого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить соответствующую сумму НДС, независимо от того, что в расходной части бюджета Санкт-Петербурга будут предоставляться субсидии отдельным категориям.
ВОПРОС. Основным видом деятельности нашей организации является осуществление функции генерального подрядчика. В проектно-сметной документации на строительство предусмотрен возврат пригодных к дальнейшему использованию материалов. Согласно справке о стоимости выполненных работ заказчик уменьшает суммы оплаты за выполненные работы на стоимость возвратных материалов.
Как правильно выписать счет-фактуру в этом случае?
ОТВЕТ. В соответствии со ст. 39 и 146 НК РФ реализацией товаров, работ

УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ n 54 (ПРИНЯТ 29.06.2005)  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также