ПОСТАНОВЛЕНИЕ Избирательной комиссии Ленобласти от 29.06.2005 n 19/151 О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2005 г. N 19/151
О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ ПО ВОПРОСАМ
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Избирательная комиссия Ленинградской области постановляет:
Направить прилагаемые Разъяснения в территориальные избирательные комиссии Ленинградской области для использования в работе.
Председатель
Избирательной комиссии
Ленинградской области
В.П.Журавлев
Секретарь
Избирательной комиссии
Ленинградской области
Н.В.Самохина


ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению
Избирательной комиссии
Ленинградской области
от 29.06.2005 N 19/151
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Вопросы информационного обеспечения выборов регулируются положениями главы VI областного закона от 13 мая 2005 года N 34-оз "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" (далее - областной закон) и соответствующей главы Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Информационное обеспечение выборов включает в себя два элемента:
- информирование избирателей;
- предвыборную агитацию.
Имеется ряд признаков, позволяющих различать информирование избирателей и предвыборную агитацию.
I. Информирование избирателей
Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск СМИ, физические и юридические лица в соответствии с действующим законодательством. Однако органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, политических партиях, иных общественных объединениях, выдвинувших кандидатов.
Широкими полномочиями по информированию избирателей обладают избирательные комиссии. На них возложена обязанность по информированию избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, о федеральном и областном законодательствах о выборах, а также о кандидатах, политических партиях, иных общественных объединениях, выдвинувших кандидатов. При этом информирование избирателей должно осуществляться на равных основаниях, без оказания предпочтения тому или иному участнику избирательного процесса. Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ или распространяемых иным способом, должно быть основано на объективности, достоверности фактов, не нарушать равенства кандидатов, политических партий, иных общественных объединений.
Государственные и муниципальные организации, осуществляющие выпуск СМИ, обязаны предоставлять избирательным комиссиям эфирное время, печатную площадь для информирования избирателей. Средства массовой информации при освещении выборов подчиняются следующим требованиям: сообщения о предвыборных мероприятиях должны даваться отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, политической партии, иному общественному объединению, выдвинувшему кандидатов, в том числе по времени освещения, объему печатной площади, отведенным таким сообщениям.
Разновидностью информирования избирателей является опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами. В обязательном порядке СМИ, граждане и организации, осуществляющие опубликование, обязаны указать:
- организацию, проводившую опрос, время его проведения;
- число опрошенных (выборку);
- метод сбора информации;
- регион проведения опроса;
- точную формулировку вопроса;
- статистическую оценку возможной погрешности;
- лицо (лиц), заказавшее(ших) проведение опроса и оплатившее(ших) его публикацию.
В течение 5 дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения. Неуказание при публикации результатов опроса какого-либо из реквизитов, а равно публикация такой информации хотя бы и с полным перечнем реквизитов, но с нарушением сроков публикации, влечет признание этой публикации агитационной.
Также в течение 5 дней до дня голосования и в день голосования запрещается опубликование (обнародование) прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в Интернете. Из данного запрета следует необходимость воздерживаться в указанный срок от публикации агитационных материалов, рассуждений и выводов, в которых назывались бы возможные победители среди кандидатов, возможное количество голосов, которое получит тот или иной кандидат. Нарушение запрета будет означать, что прогноз, исследование носит агитационный характер и его публикация должна подчиняться правилам распространения агитационных материалов.
II. Предвыборная агитация
Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов.
Предвыборной агитацией признаются:
1) призывы голосовать за или против кандидата;
2) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, в частности указание на то, за кого из кандидатов будет голосовать избиратель;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;
4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, иному общественному объединению, к которым принадлежит данный кандидат, к политической партии, иному общественному объединению, выдвинувшим кандидата, кандидатов.
Предвыборная агитация может проводиться:
1) посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);
2) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
3) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
4) иными не запрещенными методами.
Кандидат имеет право самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Право привлекать к предвыборной агитации иных лиц реализуется в форме назначения доверенных лиц, заключения договоров на проведение предвыборной агитации с гражданами и юридическими лицами.
Одним из основополагающих принципов проведения предвыборной агитации является следующий: если проведение агитации влечет расходы, то эти расходы оплачиваются из избирательного фонда. Требующая финансирования агитация, проводимая гражданами по своей инициативе, таким образом не допускается, если соответствующие расходы не оплачены из избирательного фонда. При этом, например, если такая агитация ведется в пользу кандидата, то она должна быть оплачена из избирательного фонда этого кандидата, если против - из любого избирательного фонда. Если агитация проводится методами, не требующими расходов (встречи с избирателями, митинги), то ее оплаты из соответствующего избирательного фонда не требуется.
Установлен ряд ограничений на проведение предвыборной агитации. В частности:
- запрещается агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов;
- запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, которые не достигли 18 лет на день голосования;
- запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:
1) федеральным органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
2) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и(или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
4) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
6) иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 областного закона, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
7) представителям организаций, осуществляющих выпуск СМИ, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
- лицам, замещающим государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, когда указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности;
- использование изображения физического лица, положительных высказываний физического лица о кандидате, политической партии, ином общественном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, вместе с экземплярами агитационных материалов, а в случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании - по требованию комиссии.
Данное ограничение не распространяется на использование кандидатами в предвыборной агитации публично высказанных и обнародованных мнений с указанием даты (периода времени) этого обнародования и наименования СМИ, в котором было осуществлено это обнародование.
Ссылка в агитационных материалах на положительное высказывание о кандидате, о политической партии, ином общественном объединении физического лица, не имеющего в соответствии с действующим законодательством права проводить предвыборную агитацию, допускается только в случае, если это мнение было обнародовано до официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов, и должна содержать сведения о дате (периоде времени) этого обнародования и наименование СМИ, в котором было осуществлено это обнародование.
Политическая партия в случае выдвижения ею кандидата и последующей регистрации этого кандидата соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу соответственно уровню выборов не менее чем в одном муниципальном периодическом печатном издании. Такая публикация осуществляется за счет бесплатной площади, предоставленной кандидату (если кандидатов несколько - за счет равных частей бесплатной печатной площади, выделенной всем кандидатам, выдвинутым партией), либо оплачивается из избирательного фонда кандидата (из избирательных фондов кандидатов в равных долях).
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду. Предвыборные программы кандидатов, выступления кандидатов, их доверенных лиц, агитационные материалы не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, а также не должны быть направлены на пропаганду войны. В то же время не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. Несоблюдение запрета злоупотреблять свободой массовой информации расценивается в качестве одного из наиболее серьезных нарушений правил проведения избирательных кампаний. Установлены следующие меры конституционно-правовой ответственности для нарушивших данный запрет кандидатов:
отказ в регистрации кандидата, если в течение агитационного периода был нарушен данный запрет и факт данного нарушения установлен решением суда;
возможность отмены судом регистрации кандидата;
возможность отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов после определения их результатов, если установлен факт нарушения данного запрета при проведении агитации кандидатом и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Кандидатам, их доверенным лицам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, то есть:
вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу);
производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение;
проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Лица, осуществляющие подкуп избирателей, несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за подкуп избирателей (ст. 5.16). Уголовный кодекс Российской Федерации относит подкуп избирателей к числу квалифицирующих признаков такого преступления, как воспрепятствование осуществлению избирательных прав (ст. 141).
Законодательством

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Избирательной комиссии Ленобласти от 29.06.2005 n 19/150 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГЛАМЕНТ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также