РЕШЕНИЕ Санкт-Петербургского городского суда от 14.05.2005 по делу n 3-25/05 <ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТАХ>


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2005 г. N 3-25/05
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербургский городской суд в составе судьи Антоневич Н.Я., с участием прокурора Осининой Н.А., при секретаре Медведкиной В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующими пп. 1-3, 5-6, 10 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2004 N 146-24 и Закона Санкт-Петербурга от 16.12.2004 N 630-92). Установлено:
28 июня 1995 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят Закон Санкт-Петербурга N 81-11 "О налоговых льготах", действующий в редакциях законов Санкт-Петербурга от 02.04.2004 N 146-24, от 16.12.2004 N 630-92.
В соответствии с пп. 1-3, 5-6, 10 п. 1 ст. 11-1 указанного Закона от уплаты налога на имущество организаций освобождаются:
- организации, основным видом деятельности которых является изготовление специального оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность инвалидов, а также технических и иных средств реабилитации инвалидов (пп. 1 п. 1 ст. 11-1);
- органы государственной власти Санкт-Петербурга и государственные учреждения, которые созданы органами государственной власти Санкт-Петербурга и деятельность которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов (пп. 2 п. 1 ст. 11-1);
- жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья, товарищества домовладельцев - в отношении жилых помещений, а также общего имущества жилого дома и имущества, используемого для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома (пп. 3 п. 1 ст. 11-1);
- организации - в отношении имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга и предназначенного для водоснабжения и водоотведения: зданий предприятий коммунального хозяйства специализированных, сооружений коммунального хозяйства специализированных, машин и оборудования для коммунального хозяйства, автомобилей специальных для коммунального хозяйства (пп. 5 п. 1 ст. 11-1);
- садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан - в отношении имущества, используемого в целях обеспечения социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (пп. 6 п. 1 ст. 11-1);
- государственные учреждения, осуществляющие аварийно-спасательные работы в соответствии с Федеральным законом "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", в отношении аварийно-спасательных средств (пп. 10 п. 1 ст. 11-1).
Заместитель прокурора Санкт-Петербурга, полагая, что указанные пункты Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" противоречат федеральному законодательству, обратился в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просил признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пп. 1-3, 5-6, 10 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 02.04.2004 N 146-24 и Закона Санкт-Петербурга от 16.12.2004 N 630-92) (л.д. 4-6, 33-35).
В обоснование своих требований заместитель прокурора Санкт-Петербурга указал следующее.
Согласно п. 2 ст. 372 Налогового кодекса РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Вместе с тем, законодатель определил перечень налоговых льгот статьей 381 Налогового кодекса РФ, которой предоставлена льгота по налогу на имущество организаций в виде освобождения от уплаты данного налога различного рода организациям и учреждениям в отношении имущества, используемого для осуществления основной деятельности этих организаций и учреждений и т.п.
Перечень освобожденных от налогообложения организаций, предусмотренный ст. 381 Налогового кодекса РФ, не содержит вышеперечисленных категорий организаций, освобожденных от уплаты налога на имущество Законом Санкт-Петербурга, что является, по утверждению заместителя прокурора Санкт-Петербурга, прямым противоречием пп. 1-3, 5-6, 10 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" федеральному законодательству.
По смыслу п. 2 ст. 372 Налогового кодекса РФ субъектам Российской Федерации не предоставлено право устанавливать "дополнительные" налоговые льготы.
Законами субъектов Российской Федерации, как указал в своем заявлении заместитель прокурора Санкт-Петербурга, могут предусматриваться льготы по налогу на имущество организаций и основания для их использования налогоплательщиками.
Следовательно, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, устанавливая льготы по налогу на имущество организаций, обязано одновременно указать основания для их использования налогоплательщиками.
Так, освобождены от уплаты налога на имущество организаций органы государственной власти Санкт-Петербурга и государственные учреждения, которые созданы органами государственной власти Санкт-Петербурга и деятельность которых осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов. При этом Законодательным Собранием Санкт-Петербурга не указаны основания для их освобождения от уплаты налогов.
В то же время федеральные органы государственной власти и федеральные государственные учреждения, расположенные на территории Санкт-Петербурга, названным Законом Санкт-Петербурга не освобождаются от уплаты налога.
В силу ст. 3 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" в пп. 1-3, 5-6, 10 п. 1 ст. 11-1 в нарушение принципов равенства органов государственной власти устанавливает дифференцированные налоговые льготы в зависимости от того, финансируется ли деятельность государственного органа и учреждения за счет средств бюджета Санкт-Петербурга или федерального бюджета.
Представитель заместителя прокурора Санкт-Петербурга Осинина Н.А. в судебном заседании поддержала заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах". Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Губернатор Санкт-Петербурга просили суд отказать заместителю прокурора Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления, полагая, что Закон Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" в оспоренной заместителем прокурора Санкт-Петербурга части не противоречит федеральному законодательству, представив письменные объяснения в обоснование своих доводов (л.д. 16-21, 28-30).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора Осининой Н.А., полагавшей, что заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга подлежит удовлетворению, суд находит, что заявление заместителя прокурора Санкт-Петербурга не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. "и" ч. 1 ст. 72 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Данное правило, предусмотренное частью I Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на все региональные налоги, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 14 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
Налог на имущество организаций урегулирован главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, включающей ст. 372-386.
В соответствии с ч. 1 ст. 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 372 Налогового кодекса РФ, устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Действительно, в ст. 381 Налогового кодекса РФ федеральный законодатель предусмотрел льготы по указанному выше налогу для организаций, перечисленных в данной статье.
Однако установленные ст. 381 Налогового кодекса РФ льготы подлежат применению непосредственно на территории всех субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Кодексом, то есть независимо от того, установлены ли такие льготы законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению суда, установление федеральным законодателем льгот, перечисленных в ст. 381 Налогового кодекса РФ, не препятствует субъекту Российской Федерации установить дополнительно льготы по данному налогу и основания для их использования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, поскольку такое право предоставлено субъекту Российской Федерации ст. 12, ч. 2 ст. 372 Налогового кодекса РФ.
Данный вывод суда подтверждается письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 9 июня 2004 года "О налоге на имущество организаций", из которого следует, что льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные ст. 381 Налогового кодекса РФ, должны непосредственно применяться на территории всех субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Кодексом. К компетенции же субъектов Российской Федерации пунктом 2 статьи 372 Кодекса отнесено, в частности, установление дополнительных льгот по налогу и основания для их использования (л.д. 42).
Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Таким образом, устанавливая льготы в соответствии с ч. 2 ст. 372 Налогового кодекса РФ, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить все составные части налоговой льготы, определенной ст. 56 Налогового кодекса РФ, то есть установить категории налогоплательщиков, которым предоставляются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, и установить вид таких преимуществ: возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем объеме.
С учетом изложенного суд находит несостоятельным довод заместителя прокурора Санкт-Петербурга о том, что прямым противоречием пп. 1-3, 5-6, 10 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" федеральному законодательству является то обстоятельство, что перечень освобожденных от налогообложения организаций, предусмотренный ст. 381 Налогового кодекса РФ, не содержит вышеперечисленных категорий организаций, освобожденных от уплаты налога на имущество Законом Санкт-Петербурга.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 1-3, 5-6, 10 пункта 1 статьи 11-1 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах". Суд также находит необоснованными доводы заместителя прокурора Санкт-Петербурга о том, что Законодательным Собранием Санкт-Петербурга не указаны основания для использования налогоплательщиками налоговых льгот, установленных указанными выше подпунктами пункта 1 ст. 11-1 оспоренного Закона Санкт-Петербурга, полагая, что данные доводы основаны на неправильном толковании пп. 1-3, 5-6, 10 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций".
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 1-3, 5-6, 10 пункта 1 статьи 11-1 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 N 81-11 "О налоговых льготах". При этом суд считает возможным согласиться с доводами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о том, что в соответствии с пп. 1-3, 5-6, 10 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" основанием для использования налоговых льгот:
- для организаций (пп. 1 п. 1 ст. 11-1) является основной вид деятельности: изготовление специального оборудования, обеспечивающего жизнедеятельность инвалидов, а также технических и иных средств реабилитации инвалидов;
- для органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений, которые созданы органами государственной власти Санкт-Петербурга (пп. 2 п. 1 ст. 11-1), основанием является осуществление их деятельности за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на основе сметы доходов и расходов;
- для товариществ собственников жилья, товариществ домовладельцев, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в отношении имущества, используемого для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома и общим имуществом жилого дома (пп. 3 п. 1 ст. 11-1), основанием является полностью

ПИСЬМО Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2005 n 2/134-1 О ПЕРВООЧЕРЕДНОМ И ВНЕОЧЕРЕДНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также