ПИСЬМО Управления ФНС по Ленинградской области от 30.03.2005 n 15-15/03052@ О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ


ФНС РОССИИ
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПИСЬМО
от 30 марта 2005 г. N 15-15/03052@
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Управление ФНС России по Ленинградской области направляет для сведения и руководства в работе обзор арбитражной практики по судебным актам по искам (заявлениям), предъявленным к налоговым органам, принятым арбитражным судом в пользу налоговых органов.
Заместитель руководителя УФНС РФ
по Ленинградской области
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Е.Г.Опарина

ПРИЛОЖЕНИЕ
к письму УФНС РФ
по Ленинградской области
от 30.03.2005 N 15-15/03052@
ОБЗОР АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
1. Денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары до даты оформления таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товара в режиме экспорта, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ подлежат включению в налоговую базу в периоде их получения как авансовые платежи.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным в части доначисления НДС за апрель 2004 года, пени и штрафа.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы авансовых платежей, полученных налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом под авансовым платежом понимается полная или частичная предварительная оплата товара (работы, услуги).
Следовательно, названные положения главы 21 НК РФ прямо предусматривают возникновение обязанности налогоплательщика по уплате НДС с поступивших авансовых платежей еще до возникновения объекта налогообложения, установленного ст. 146 НК РФ.
Из определения Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 318-О следует, что положения пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ применимы в том случае, когда дата поступления платежа от иностранного лица - покупателя товаров предшествует дате фактической отгрузки товара данному покупателю.
При этом под датой фактической отгрузки товаров иностранному лицу - покупателю товаров применительно к правовой позиции Конституционного Суда РФ и положениям ст. 165 НК РФ следует считать дату оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товара в режиме экспорта, а не дату передачи товара, подлежащего отправке на экспорт, первому перевозчику.
Поэтому денежные средства, полученные налогоплательщиком за товары до даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товара в режиме экспорта, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ подлежат включению в налоговую базу в периоде их получения.
При указанных обстоятельствах инспекция правомерно включила в налоговую базу для исчисления НДС как авансовые платежи, денежные средства, поступившие до даты оформления региональными таможенными органами ГТД на вывоз товара в режиме экспорта.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-39201/04 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области).
2. Общество не выполнило условий, с которыми законодательством о налоге на добавленную стоимость связывается право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт, в связи с чем решение налогового органа о доначислении Обществу названного налога законно и обоснованно.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость, пеней за несвоевременную уплату налога, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решением суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, требования Общества полностью удовлетворены.
Кассационная инстанция посчитала, что решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Как указано в п. 1 ст. 165 НК РФ, при реализации товаров, предусмотренных пп. 1 и пп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено п. 2 и 3 ст. 165 НК РФ, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории РФ;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и(или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ.
При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории РФ.
Однако из материалов дела видно, что вместо указанных в пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ копий международных авиационных грузовых накладных Общество представило в инспекцию копии почтовых накладных об отправке товаров экспресс-почтой. Причем, как следует из имеющихся в деле доказательств, в отдельных налоговых периодах Общество представляло в налоговый орган вместе с копиями почтовых накладных и копии международных авиационных грузовых накладных, которые составлял почтовый орган.
При таких обстоятельствах решение налогового органа о доначислении Обществу налога на добавленную стоимость законно и обоснованно.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-10830/04 (Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области).
3. Подача Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость и предъявление по этой декларации к возмещению налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, обоснованно признано налоговым органом неправомерным, поскольку в указанный период Общество не являлось плательщиком этого налога.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по декларации за февраль 2004 года по экспортным операциям.
Суд первой инстанции согласился с доводами налогоплательщика и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
В п. 2 ст. 346.11 НК РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ) указано, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
При этом ни глава 26.2, ни глава 21 НК РФ не содержит норм, представляющих право неплательщику налога на добавленную стоимость использовать право на налоговые вычеты и регулирующих порядок использования вычетов после перехода на упрощенную систему налогообложения.
Не установлено названными главами и право применения налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков-экспортеров, реализовавших товары (работы, услуги) на экспорт, но не собравших и не представивших в налоговый орган до перехода на упрощенную систему налогообложения комплект документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ, с отдельной налоговой декларацией по налоговой ставке 0 процентов.
Применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по экспортным операциям в отношении плательщиков этого налога регулируется главой 21 НК РФ следующим образом.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, а не подпункт 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Согласно пп. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 07.02.2002 N 37-О, установленную в ст. 164 НК РФ налоговую ставку 0 процентов следует рассматривать как разновидность налоговых льгот, которыми в соответствии со ст. 56 НК РФ признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров, равно как и обязанность по представлению в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость и пакета документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, предоставлены только плательщику налога на добавленную стоимость.
Причем поскольку налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость 0 процентов и налоговые вычеты применяются только в том налоговом периоде, когда сформирована налоговая база по экспортным операциям, то есть собран полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, статус плательщика налога на добавленную стоимость должен быть у соответствующего лица на момент представления документов и декларации по налоговой ставке 0 процентов в налоговый орган.
Лицам, которые не являются плательщиками этого налога, право на применение льготной налоговой ставки и осуществление налоговых вычетов не предусмотрено.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-29277/04 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области).
4. Отсутствие у налогоплательщика собственных денежных средств и иного имущества для осуществления расчетов за полученный товар свидетельствует о том, что произведенные Обществом расходы на оплату начисленных сумм налога не обладают характером реальных затрат и у налогоплательщика не возникает право на возмещение налога.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции заявление Общества удовлетворено.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке. Апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
В соответствии со ст. 165, 168, 171 и 172 НК РФ право налогоплательщика на применение налоговых вычетов при поставке продукции на экспорт возникает при представлении документов, подтверждающих фактический экспорт, получение выручки и уплаты налогоплательщиком поставщику сумм налога на добавленную стоимость при приобретении товаров.
Налоговым органом установлено и подтверждается материалами дела, что денежные средства, поступившие на счет Общества, не являются экспортной выручкой, так как являются денежными средствами российской организации.
Удовлетворяя требование Общества, суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что регистрация стороны по контракту аннулирована в 1999 году, следовательно, Общество представило недостоверную информацию об иностранном покупателе и плательщике за экспортированный товар.
Сделка, заключенная с несуществующим юридическим лицом, противоречит главе 9 ГК РФ и в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожной.
Кроме того, материалами дела подтвержден довод налогового органа об отсутствии экономической выгоды от экспортной сделки.
Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных сделок, их действительности, экономической выгоды и достоверности.
Отсутствие у налогоплательщика собственных денежных средств и иного имущества для осуществления расчетов за полученный товар свидетельствует о том, что произведенные Обществом расходы на оплату начисленных сумм налога не обладают характером реальных затрат, и у налогоплательщика не возникает право на возмещение налога. Данное обстоятельство подтверждает вывод налогового органа о недобросовестности налогоплательщика.
При изложенных обстоятельствах налоговый орган правомерно начислил Обществу налог на добавленную стоимость согласно п. 9 ст. 165 НК РФ.
Постановление тринадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу N А56-31310/2004 (Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области).
5. Налоговым органом правомерно не приняты в качестве затрат командировочные расходы работников как экономически не обоснованные и документально не подтвержденные.
Общество обратилось в арбитражный

ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 30.03.2005 по делу n 78-Г05-9 <ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.12.2004>  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также