ПОСТАНОВЛЕНИЕ Уставного суда Санкт-Петербурга от 14.03.2005 n 127-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ УСТАВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 18 НОЯБРЯ 2003 ГОДА n 43 ОБ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ГОЛОВАНОВА


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2005 г. N 127-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ УСТАВУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОТ 18 НОЯБРЯ 2003 ГОДА N 43
"ОБ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ГОЛОВАНОВА
Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, В.Г.Ильинской, А.И.Осоцкого,
с участием заявителя Е.В.Голованова, представителя заявителя адвоката В.Р.Бермана, представителя Правительства Санкт-Петербурга С.В.Макарова,
руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пунктом "а" статьи 3, статьями 30, 63, 78 и 80 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2003 года N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга", положений пунктов 1.1, 1.2, 1.6, 1.7, 2.4.1, 3.1.7, 3.1.8, 4.7.20 Положения об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2003 года N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга", по жалобе гражданина Е.В.Голованова.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Е.В.Голованова о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2003 года N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга" и положений пунктов 1.1, 1.2, 1.6, 1.7, 2.4.1, 3.1.7, 3.1.8, 4.7.20 Положения об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2003 года N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2003 года N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга" и положения пунктов 1.1, 1.2, 1.6, 1.7, 2.4.1, 3.1.7, 3.1.8, 4.7.20 Положения об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2003 года N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.Г.Ильинской, объяснения представителя заявителя адвоката В.Р.Бермана, выступление представителя Правительства Санкт-Петербурга С.В.Макарова; исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга установил:
1. 17 февраля 2005 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступила жалоба гражданина Е.В.Голованова о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2003 года N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга" (далее - Постановление Правительства Санкт-Петербурга N 43) и положений пунктов 1.1, 1.2, 1.6, 1.7, 2.4.1, 3.1.7, 3.1.8, 4.7.20 Положения об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 ноября 2003 года N 43 "Об Администрации Губернатора Санкт-Петербурга" (далее - Положение об Администрации). Правовая позиция заявителя заключается в следующем:
а) норма, содержащаяся в пункте 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 43, согласно которой Администрация Санкт-Петербурга переименована в Администрацию Губернатора Санкт-Петербурга, не соответствует Уставу Санкт-Петербурга, поскольку вопрос переименования Администрации Санкт-Петербурга, являвшейся до 22 октября 2004 года (то есть до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 10 октября 2003 года N 578-85 "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 578-85) высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, не относится к компетенции Правительства Санкт-Петербурга. Данный вопрос, по мнению заявителя, должен быть урегулирован законом Санкт-Петербурга;
б) по смыслу положений пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 37 и пунктов 1 и 2 статьи 43 Устава Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга является высшим должностным лицом Санкт-Петербурга, возглавляющим высший исполнительный орган власти Санкт-Петербурга - Правительство Санкт-Петербурга, и "не является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга". В связи с этим, Администрация Губернатора Санкт-Петербурга, как считает заявитель, не может являться самостоятельным органом государственной власти Санкт-Петербурга;
в) в соответствии с положениями пункта 1 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга во всех случаях, когда Губернатор Санкт-Петербурга не может исполнять свои обязанности, в том числе в случае его временного отстранения от исполнения обязанностей Президентом Российской Федерации, обязанности Губернатора Санкт-Петербурга временно исполняет вице-губернатор Санкт-Петербурга - руководитель исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющего организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга. По мнению заявителя, приведенной нормой установлен исчерпывающий перечень предметов ведения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, в который не могут входить некоторые полномочия, содержащиеся в Положении об Администрации. Заявитель считает, что к таким, не предусмотренным Уставом Санкт-Петербурга, полномочиям Администрации Губернатора Санкт-Петербурга относятся: координация работы иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в целях обеспечения деятельности Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга (пункт 1.2 Положения об Администрации), контроль за деятельностью администраций районов Санкт-Петербурга (пункт 1.7 Положения об Администрации), финансовое обеспечение деятельности Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга (пункт 2.4.1 Положения об Администрации). В связи с этим заявитель просит признать не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга в указанной части нормы, содержащиеся в пунктах 1.2, 1.7, 2.4.1 Положения об Администрации;
г) согласно положениям абзаца второго пункта 1 статьи 43 Устава Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга обладает правами юридического лица. Заявитель считает, что данными положениями Правительство Санкт-Петербурга наделено статусом юридического лица и, следовательно, должно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации иметь самостоятельную смету (абзац второй пункта 1 статьи 48) и пройти государственную регистрацию (пункт 1 статьи 51). Однако эти обязанности, как указывает заявитель, в настоящий момент исполняются не структурным подразделением Правительства Санкт-Петербурга, а самостоятельным юридическим лицом - Администрацией Губернатора Санкт-Петербурга, которая до сих пор не выполнила требований положений абзаца второго пункта 1 статьи 43 Устава Санкт-Петербурга и не совершила предписанных Гражданским кодексом Российской Федерации юридически значимых действий. Таким образом, норма пункта 1.6 Положения об Администрации в части наделения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга статусом самостоятельного юридического лица не соответствует, по мнению заявителя, Уставу Санкт-Петербурга, его статье 43 (абзацу второму пункта 1), поскольку препятствует практической реализации требований указанных положений Устава Санкт-Петербурга;
В официальном тексте документа, вероятно, допущена опечатка: подпункт 7 пункта 3 в статье 43 Устава Санкт-Петербурга отсутствует, видимо, имеется в виду подпункт 7 пункта 3 статьи 44. д) положения пунктов 3.1.7, 3.1.8 и 4.7.20 Положения об Администрации, устанавливающие, что Администрация Губернатора Санкт-Петербурга в лице вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга назначает на должность и освобождает от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, подведомственных Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, контролирует их деятельность, а также согласовывает назначение на должность и освобождение от должности главного бухгалтера и руководителей структурных подразделений подведомственных Администрации Губернатора Санкт-Петербурга государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, противоречат положениям подпункта 7 пункта 3 статьи 43 Устава Санкт-Петербурга, согласно которым Правительство Санкт-Петербурга управляет и распоряжается собственностью Санкт-Петербурга в соответствии с законами Санкт-Петербурга. Заявитель полагает, что из данного уставного положения следует, что только Правительство Санкт-Петербурга может осуществлять права собственника имущества государственного унитарного предприятия.
В процессе рассмотрения настоящего дела заместителем председателя Юридического комитета Администрации Губернатора Санкт-Петербурга С.В.Макаровым, действующим на основании доверенности, подписанной Губернатором Санкт-Петербурга, было заявлено, что в настоящем деле он является не представителем Губернатора Санкт-Петербурга, а представителем Правительства Санкт-Петербурга. Указанным представителем было также заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, поскольку, по мнению Правительства Санкт-Петербурга, заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что обжалуемые им нормы Положения об Администрации применены или подлежат применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, применявшем нормативный правовой акт Санкт-Петербурга. Необходимость прекращения дела, как считает представитель Правительства Санкт-Петербурга, вытекает из правовой позиции Уставного суда Санкт-Петербурга, сформулированной в постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга от 20 октября 2004 года N 101-113-П по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений статьи 79 Закона Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" по жалобе гражданина Ю.П.Сорокина и по жалобе гражданина И.Н.Половцева (далее - Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга N 101-113-П).
Заявленное представителем Правительства Санкт-Петербурга ходатайство было отклонено Уставным судом Санкт-Петербурга по следующим основаниям.
Осуществляя производство по настоящему делу, Уставный суд Санкт-Петербурга исходит из того, что заявителем соблюдены условия допустимости жалобы в Уставный суд Санкт-Петербурга в том значении положений статьи 79 Закона Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", какое им придано в Постановлении Уставного суда Санкт-Петербурга N 101-113-П, а также в определении Уставного суда Санкт-Петербурга от 7 декабря 2004 года N 101-113-ПР по ходатайству гражданина Ю.П.Сорокина "О разъяснении Постановления Уставного суда Санкт-Петербурга от 20 октября 2004 года N 101-113-П по делу о проверке соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений статьи 79 Закона Санкт-Петербурга от 24 мая 2000 года N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" по жалобе гражданина Ю.П.Сорокина и по жалобе гражданина И.Н.Половцева" (далее - Определение Уставного суда Санкт-Петербурга N 101-113-ПР). Постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга N 101-113-П признаны не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга положения статьи 79 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" "в той части, в какой данная норма устанавливает в соответствии со смыслом, придаваемым ей законодателем, что граждане и их объединения вправе обжаловать на соответствие Уставу Санкт-Петербурга только законы Санкт-Петербурга" (пункт 1 резолютивной части). Это означает, что, как указал Уставный суд Санкт-Петербурга в Определении Уставного суда Санкт-Петербурга N 101-113-ПР, "граждане и их объединения исходя из положений Устава Санкт-Петербурга, определяющих компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 50), вправе обжаловать в Уставный суд Санкт-Петербурга помимо законов, обжалование которых требует соблюдения условий допустимости, установленных вышеуказанной нормой закона (статьей 79), и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, нормативные правовые акты органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, на соответствие Уставу Санкт-Петербурга вне зависимости от того, применялись ли они или подлежат применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, применявшем указанные нормативные правовые акты".
Учитывая вышеизложенное, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга положения пункта 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 43 и положения пунктов 1.1, 1.2, 1.6, 1.7, 2.4.1, 3.1.7, 3.1.8, 4.7.20 Положения об Администрации.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению; Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
2. В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (часть 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации). Указанные конституционные положения воспроизведены в преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В сферу отношений по организации системы органов государственной власти входят, в частности, и отношения по организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом закрепленная в Федеральном законе N 184-ФЗ модель организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации допускает избрание

РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 14.03.2005 n 99-р О ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МАРТЕ-АПРЕЛЕ 2005 ГОДА  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также