РЕШЕНИЕ Ленинградского областного суда от 02.03.2005 по делу n 3-16/2005 <ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ СТАТЬИ 4 ЗАКОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.12.2004 n 106-ОЗ О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ>


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 2 марта 2005 г. N 3-16/2005
Именем Российской Федерации
Ленинградский областной суд в составе председательствующего Ерку Т.А., с участием прокурора Розенковой З.М., при секретаре Макаричевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Плебанека Адольфа Яновича об оспаривании отдельных положений областного закона "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ленинградской области", установил:
------------------------------------------------------------------

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 122-ФЗ издан 22.08.2004, а не 24.08.2004. Заявитель Плебанек А.Я., пользовавшийся правом на льготы в соответствии с Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействительной статьи 4 областного закона от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", указывая, что данная статья противоречит Федеральному закону N 122-ФЗ от 24 августа 2004 года, поскольку, устанавливая меры социальной поддержки жертв политических репрессий, она не обеспечивает заявителю возможность снижения стоимости лекарств по рецепту врача на 50%; первоочередную и бесплатную установку телефона; бесплатный проезд всеми видами пассажирского городского транспорта, а также автомобильным и водным транспортом общего пользования в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов; бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом; а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, водным, воздушным или междугородным автотранспортом со скидкой 50% от стоимости проезда; бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией; возможность освобождения от уплаты государственной пошлины и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд. Федеральным законом N 122-ФЗ субъекты Российской Федерации обязывались при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты. Оспариваемым же областным законом уровень социальной защиты для жертв политических репрессий снижен. Полагая, что ст. 4 областного закона противоречит федеральному законодательству, заявитель просил признать ее недействительной и восстановить его права и льготы в объеме и размерах по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, уточнив, что восстановлением его прав явится признание оспариваемого закона недействительным.
Представители Законодательного собрания и Губернатора Ленинградской области с заявлением не согласны, указывая, что при предоставлении мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, Законодательное собрание действовало в пределах полномочий Ленинградской области. Кроме того, в областной закон уже дважды внесены изменения, указанным лицам дополнительно предоставлено право на бесплатное обеспечение лекарствами по рецепту врача; размер ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п. 1 ст. 4 закона, увеличен до 300 руб. Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 января 2005 года N 1 за гражданами, получающими ежемесячную денежную выплату, закреплено право на приобретение единого социального проездного билета стоимостью 200 руб. для проезда в общественном автобусном транспорте городского и пригородного сообщения. Ежемесячная денежная выплата может использоваться гражданами по своему усмотрению, в том числе и на приобретение железнодорожных билетов, а также на оплату установки телефона. Право на первоочередную и бесплатную установку телефона заинтересованные граждане могут реализовать, обращаясь в соответствующие организации, а при отказе - обжаловать их действия в суд.
Выслушав объяснения представителя Законодательного собрания Зеленко Н.С., представителя Губернатора Ленинградской области Кочоровой И., заключение прокурора Розенковой З.М., полагавшей, что заявление подлежит отклонению, исследовав и оценив материалы дела, изучив положения областного и федерального законодательства, суд приходит к следующему.
Как усматривается из представленных документов, заявитель Плебанек А.Я. является лицом, имевшим право на льготы, установленные статьей 16 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", пенсионером по возрасту.
Статья 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (с изменениями на 23 декабря 2003 года) среди льгот, предоставлявшихся лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, имеющим инвалидность или являющимся пенсионерами, предусматривала:
внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов;
бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания;
бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;
бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда;
первоочередную установку телефона;
бесплатную установку телефона.
Кроме того, указанным законом реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставлялось право на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией, а также освобождение от уплаты государственных пошлин и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, возникающим в связи с применением настоящего Закона.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" изменена. В новой редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года, она определяет, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
При этом в преамбуле к Федеральному закону указывается, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны, в частности, вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Ленинградской области от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" устанавливаются меры социальной защиты отдельных категорий граждан, зарегистрированных по месту проживания (пребывания) на территории Ленинградской области.
Статьей 4 областного закона определены меры социальной поддержки жертв политических репрессий.
В соответствии с указанной статьей реабилитированные лица, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 250 рублей;
2) ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты:
занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленных норм, в том числе членами семей, совместно с ними проживающими и находящимися на их иждивении либо получающими пенсию по старости и не пользующимися правом на аналогичную выплату по другим основаниям;
коммунальных услуг, в том числе для совместно проживающих членов семей, находящихся на их иждивении либо получающих пенсию по старости и не пользующихся аналогичным правом по другим основаниям;
топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;
3) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в порядке, установленном Правительством Ленинградской области;
4) обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями;
5) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
Областным законом от 30 декабря 2004 года N 124-оз "О внесении изменений в областной закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" список льгот, предоставляемых реабилитированным лицам, являющимся инвалидами или пенсионерами, дополнен правом на бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.
Областным законом от 27 января 2005 года N 1-оз "О внесении изменений в областной закон "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" сумма ежемесячной денежной выплаты, предусмотренная пунктом 1 статьи 4 областного закона от 1 декабря 2004 года N 106-оз, увеличена до 300 рублей, а в пункте 2 той же статьи слова "ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты" заменены словами "оплата в размере 50 процентов".
Сопоставляя положения ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, с положениями ст. 4 областного закона "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", суд усматривает, что областным законом снижен уровень социальной защиты граждан, пострадавших от политических репрессий и являющихся пенсионерами по возрасту или инвалидами, поскольку замена денежными выплатами в сумме 300 рублей ранее предоставлявшихся данной категории граждан Ленинградской области льгот, не подкрепленная экономическим расчетом (учитывая при этом сохранение ряда льгот) по существу лишает их права на бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, а также первоочередную и бесплатную установку телефона, учитывая, что стоимость установки телефона на территории Ленинградской области составляет 6000 рублей.
Вместе с тем, принимая во внимание, что требования заявителя Плебанека А.Я. по существу сводятся к тому, чтобы дополнить список установленных областным законом льгот жертвам политических репрессий с тем, чтобы он соответствовал уровню льгот, имевшемуся у заявителя в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", суд не может удовлетворить его требования, поскольку, исходя из принципа разделения государственной власти в Российской Федерации на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе обязывать органы законодательной или исполнительной власти принимать или дополнять нормативные правовые акты. Анализ же содержания оспариваемой нормы областного закона подтверждает, что льготы для реабилитированных граждан, установленные в статье 4 областного закона, хотя и снижают уровень социальной защищенности указанных лиц по сравнению с тем уровнем социальной защиты, которая имелась у этих граждан в соответствии с Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", но каждое из положений этой статьи, предусматривающее предоставление конкретной льготы, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Требования заявителя, касающиеся льгот, связанных с возможностью получения консультации адвоката и уплатой государственной пошлины, урегулированы федеральным законодательством, в связи с чем отсутствие указания на эти льготы в областном законе не ведет к нарушению прав заявителя.
Признание недействующей ст. 4 областного закона "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области", о чем просит заявитель Плебанек А.Я., повлекло бы существенное нарушение прав граждан, признанных жертвами политических репрессий, и лишило бы их возможности использовать предоставленные им меры социальной поддержки на неопределенный срок, что суд считает недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Плебанеку Адольфу Яновичу в удовлетворении заявления о признании недействительной статьи 4 областного закона от 1 декабря 2004 года N 106-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" (в редакции областных законов N 124-оз от 30 декабря 2004 года и N 1-оз от 27 января 2005 года) отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Ленинградский областной суд.

ПРИКАЗ Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом от 02.03.2005 n 47 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМ ОТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ ПРИ ПЕРЕВОДЕ ЗЕМЕЛЬ ИЗ ОДНОЙ КАТЕГОРИИ В ДРУГУЮ  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также