ПРЕДСТАВЛЕНИЕ прокурора Ленинградской области от 11.02.2005 n 7/1-9-05 ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


Прокуратура Российской Федерации
ПРОКУРОР ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2005 г. N 7/1-9-05
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определен перечень полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъекта РФ, самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (ст. 26.3). Согласно абз. 2 ст. 2 Федерального закона ст. 26.3 данного акта вступает в силу с 1 января 2005 года.
Однако до настоящего времени органами государственной власти Ленинградской области не приняты все необходимые меры, направленные на реализацию положений данного закона.
Так, согласно пп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти отнесены вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.
До настоящего времени указанные нормативы законом Ленинградской области не утверждены.
В соответствии с пп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона финансирование вопросов, связанных с установлением административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.
Законом Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных нарушениях" установлена административная ответственность за нарушение правил, установленных отдельными нормативными правовыми актами органов государственной власти Ленинградской области. При этом в данном областном законе не указано, за счет каких средств осуществляется реализация его положений, в том числе материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий. В Законе Ленинградской области от 29.11.2004 N 101-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2005 год" средства на реализацию положений Закона "Об административных нарушениях" не предусмотрены.
Не надлежаще исполнено требование пп. 41 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ отнесено предоставление материальной и иной помощи для погребения, так как Положение о порядке выплаты в Ленинградской области социального пособия на погребение умерших граждан отдельных категорий утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 25.11.2004 N 279 без принятия соответствующего областного закона. На то, что необходимо принятие закона субъекта РФ по данному вопросу, указывает пп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где установлено, что правовое регулирование по предметам ведения субъектов РФ и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям представительного органа субъекта РФ.
На органы государственной власти субъекта РФ возложено финансирование организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи (пп. 23 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона). На обязательную организацию субъектами РФ такой помощи указывают положения ст. 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 и п. 33, 34 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179. Однако санитарно-авиационная медицинская помощь населению не оказывается и средства на ее организацию в областном бюджете не предусмотрены.
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона органы государственной власти субъекта РФ должны оказывать социальную поддержку ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период ВОВ 1941-1945 годов, семьям, имеющим детей (многодетным семьям, одиноким родителям), жертвам политических репрессий, малоимущим гражданам. При этом из содержания указанной нормы следует, что оплата проезда и льготы по оплате услуг связи являются обязательной мерой социальной поддержки этим категориям граждан.
Областными законами "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" (106-оз от 01.12.2004), "О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Ленинградской области" (105-оз от 01.12.2004), "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области" (103-оз от 01.12.2004) льгот по оплате услуг связи не предусмотрено, как не предусмотрено и другими областными актами.
Кроме того, нормативными актами Правительства Ленинградской области, изданными в целях реализации указанных областных законов, на органы местного самоуправления возложен ряд обязанностей, связанных с реализаций мер социальной поддержки отдельной категории граждан, тогда как их оказание является государственным полномочием органа власти субъекта РФ (постановления Правительства Ленинградской области от 17.01.2005 N 1 и от 27.12.2004 N 316). Однако законы о передаче органам местного самоуправления части государственных полномочий, связанных с реализацией областных актов, устанавливающих меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, в настоящее время отсутствуют, так же, как в нарушение п. 3 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ законодательно не урегулирован вопрос предоставления субвенций местным бюджетам на реализацию указанных полномочий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению причин, способствующих нарушению закона.
2. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Прокурор Ленинградской области
государственный советник
юстиции 3 класса
С.В.Романюк

СОГЛАШЕНИЕ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЖИТЕЛЕЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИОБРЕТАЮЩИХ МЕСЯЧНЫЕ ЛЬГОТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ (ПОДПИСАНО 11.02.2005 В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ)  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также