ОПРЕДЕЛЕНИЕ Уставного суда Санкт-Петербурга от 24.12.2004 n 045-052-5 О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ПО ЗАПРОСУ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В ГРАНИЦАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА n 7, И ПО ЗАПРОСУ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В ГРАНИЦАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА n 34, О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 63 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2004 г. N 045-052-5
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ПО ЗАПРОСУ МУНИЦИПАЛЬНОГО
СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В ГРАНИЦАХ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА N 7, И ПО ЗАПРОСУ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РАСПОЛОЖЕННОГО В ГРАНИЦАХ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА N 34, О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
СТАТЬИ 63 УСТАВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Уставного суда Санкт-Петербурга Н.М.Кропачева, судей О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, В.Г.Ильинской, Л.В.Кулешовой, А.А.Ливеровского, А.И.Осоцкого,
с участием представителя Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 7, Д.П.Буравченко и представителя Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 34 (в настоящее время - муниципальный округ "Малая Охта"), С.М.Хотулева, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецовой, представителя Губернатора Санкт-Петербурга О.К.Лыскова,
руководствуясь пунктом 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пунктом "б" статьи 3, статьями 30, 61, 63 и 76 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело по запросу Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 7, и по запросу Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 34, о толковании положений статьи 63 Устава Санкт-Петербурга.
Заслушав сообщение судей-докладчиков Н.Ф.Гуцан, В.Г.Ильинской и Н.М.Кропачева, объяснения представителя Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 7, Д.П.Буравченко, представителя Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 34, С.М.Хотулева, выступления представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецовой, представителя Губернатора Санкт-Петербурга О.К.Лыскова, Уставный суд Санкт-Петербурга установил:
1. 30 сентября 2002 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 7, о толковании положений статьи 63 Устава Санкт-Петербурга. По мнению заявителя, существует неопределенность в понимании положений статьи 63 Устава Санкт-Петербурга применительно к вопросу о том, распространяется ли право Санкт-Петербурга на установление законом Санкт-Петербурга предметов ведения находящихся на территории Санкт-Петербурга муниципальных образований на любые предметы ведения или только на предметы ведения, затрагивающие единство городского хозяйства, а также распространяется ли данное право на определение предметов ведения муниципальных образований, расположенных в границах городов и поселков, находящихся на территории субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт-Петербурга.
18 ноября 2002 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 34, о толковании положений статьи 63 Устава Санкт-Петербурга. Заявитель указывает, что отдельные федеральные законы, закрепляя полномочия органов местного самоуправления и вопросы местного значения в определенной сфере, не учитывают особого порядка установления предметов ведения муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге в соответствии со статьей 63 Устава Санкт-Петербурга данные предметы ведения определяются законом Санкт-Петербурга. В связи с этим заявитель просит Уставный суд Санкт-Петербурга дать толкование статьи 63 Устава Санкт-Петербурга применительно к вопросу о том, могут ли органы местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Санкт-Петербурга, реализовывать полномочия, предусмотренные федеральными законами, в которых не учитываются особенности определения предметов ведения муниципальных образований в городах федерального значения - субъектах Российской Федерации Москве и Санкт-Петербурге, если законом Санкт-Петербурга осуществление соответствующих полномочий не отнесено к предметам ведения находящихся на территории Санкт-Петербурга муниципальных образований.
Определением Уставного суда Санкт-Петербурга от 17 декабря 2004 года N 045-052-3 на основании положений статьи 41 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" дела по указанным обращениям были соединены в одно производство как касающиеся одного и того же предмета.
В судебных заседаниях представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Т.А.Кузнецова и представитель Губернатора Санкт-Петербурга О.К.Лысков высказали позицию, согласно которой положения статьи 63 Устава Санкт-Петербурга воспроизводят положения Федерального закона N 154-ФЗ, в связи с чем толкование положений данной статьи Устава Санкт-Петербурга означало бы толкование норм федерального законодательства, что неподведомственно Уставному суду Санкт-Петербурга, в связи с чем производство по настоящему делу должно быть прекращено.
2. Установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпункт 13 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга). Статья 11 Устава Санкт-Петербурга устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга принимаются законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (пункт 2); в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Санкт-Петербурга, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действует федеральный закон (пункт 3). Одной из основ конституционного строя Российской Федерации как правового федеративного государства является принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 1; часть 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации), которая включает в себя и территорию субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) определяет основы правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации; принципы и порядок организации местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга устанавливаются положениями Устава Санкт-Петербурга, Закона Санкт-Петербурга от 18 июня 1997 года N 111-35 "О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге" и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга. При этом в Федеральном законе N 154-ФЗ содержатся положения, предполагающие возможность учета особенностей местного самоуправления в Санкт-Петербурге (абзац второй пункта 3 статьи 6, абзац четвертый пункта 1 и абзац второй пункта 3 статьи 12). В частности, в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 12 указанного Федерального закона на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; согласно абзацу второму пункта 3 статьи 6 в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Данное положение воспроизведено в статье 63 Устава Санкт-Петербурга, в соответствии с которой предметы ведения находящихся на территории Санкт-Петербурга - субъекта Российской Федерации муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами Санкт-Петербурга.
Уставный суд Санкт-Петербурга отмечает, что отнесение установления общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации; подпункт 13 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга) позволяет Санкт-Петербургу в пределах своих полномочий конкретизировать федеральное регулирование в данной области. Однако данный вывод не исключает прямого действия на территории Санкт-Петербурга федеральных законов, устанавливающих общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, что следует из конституционного принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
Уставный суд Санкт-Петербурга также учитывает, что положения Федерального закона N 154-ФЗ, предполагающие возможность учета особенностей местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, действуют в соответствии с их конституционным смыслом, установленным Конституционным судом Российской Федерации в определении от 5 июня 2003 года N 274-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности абзаца второго пункта 3 статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и жалобы администрации муниципального образования "Смольнинское" на нарушение той же нормой конституционных прав и свобод".
Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу о том, что толкование положений статьи 63 Устава Санкт-Петербурга применительно к поставленным вопросам означало бы толкование положений федерального законодательства.
Уставный суд Санкт-Петербурга в соответствии с положениями пункта 1 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга рассматривает вопросы соответствия законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга, Уставу Санкт-Петербурга, а также осуществляет официальное толкование Устава Санкт-Петербурга. Разрешение иных вопросов Уставному суду Санкт-Петербурга неподведомственно.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" Уставный суд Санкт-Петербурга прекращает производство по делу в случае, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению. Основанием для отказа в принятии обращения к рассмотрению по смыслу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 37 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" является неподведомственность Уставному суду Санкт-Петербурга разрешения вопросов, поставленных в обращении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 3, 37, 58, 61, 62 и 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга определил:
1. Прекратить производство по делу по запросу Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 7, и по запросу Муниципального совета муниципального образования, расположенного в границах муниципального округа N 34, о толковании положений статьи 63 Устава Санкт-Петербурга.
2. Настоящее определение Уставного суда Санкт-Петербурга является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом.

РАСПОРЯЖЕНИЕ Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2004 n 216-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ФОРМЫ ДОГОВОРА ЗАЛОГА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ  »
Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области »
Читайте также