Приказ Минморфлота СССР от 27.05.1991 n 40 (ред. от 20.08.2009) "О мерах по обеспечению безопасности мореплавания" (вместе с "Типовым положением о службе безопасности мореплавания пароходства Министерства морского флота СССР", "Положением о капитанах-наставниках пароходств Министерства морского флота СССР", "Положением о механиках-наставниках пароходств Министерства морского флота СССР", "Типовым положением о главном штурмане пароходства Министерства морского флота СССР", "Положением о капитане морского торгового порта", "Инструкцией о выпуске судов в море капитанами морских портовых портов", "Положением о контрольных (вкладных) талонах к дипломам на морские звания лиц командного состава судов Министерства морского флота СССР", "Положением о нагрудном знаке "Морская инспекция", "Положением о нагрудном знаке "За безаварийную работу", "Положением о порядке подбора, выдвижения, назначения и утверждения капитанов судов Министерства морского флота СССР")

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ПРИКАЗ
от 27 мая 1991 г. N 40
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ
(в ред. Приказа Департамента морского транспорта
Минтранса РФ от 10.03.1992 N 11,
Приказов Минтранса РФ от 19.12.2006 N 156,
от 20.08.2009 N 140)
Намеченные Приказами Министра морского флота СССР от 22 октября 1985 г. N 200, от 5 декабря 1986 г. N 208 меры по предупреждению аварийности на флоте сыграли определенную положительную роль в обеспечении безопасности мореплавания.
В отрасли осуществляются меры по улучшению практической подготовки специалистов плавсостава за счет внесения изменений в учебные планы и программы ВИМУ, создания в пароходствах и училищах комплексных тренажерных центров, включающих в себя оснащенные импортной техникой радиолокационные, судомеханические тренажеры и учебно-тренажерные суда по подготовке моряков к борьбе за живучесть судна и спасению человеческой жизни на море. Разработаны и реализуются программы по созданию новых технических средств судовождения и связи, ведется настойчивый поиск решения проблемы обеспечения судов современными спасательными средствами. Осуществляется перестройка комплексного обслуживания флота и его эксплуатации, повысилось внимание к вопросам технической эксплуатации и ремонта судов, соблюдению плановых сроков списания судов, принимаются меры по обновлению флота.
Коллегией Министерства одобрены основные направления и концепция повышения безопасности мореплавания и структура системы безопасности мореплавания. Они составлены с учетом ясного представления о необходимости, с одной стороны, усиления внимания к вопросам конструктивной, технической, технологической и эксплуатационной надежности и безопасности судна и его устройств, с другой стороны, улучшения оснащения флота современными техническими средствами навигации и связи наряду с разработкой и освоением новых методов управления судном и борьбы за его живучесть. Предусмотренные структурой системы безопасности мореплавания разграничения обязанностей и ответственности подразделений министерства и пароходств особое значение приобретают с введением в действие Закона "О предприятиях в СССР". Получив в соответствии с этим Законом всю полноту хозяйственной самостоятельности, пароходства должны нести и полную ответственность за обеспечение безопасной, безаварийной эксплуатации флота.
Реальное обеспечение безопасности мореплавания должно основываться на тщательном технико-экономическом анализе предлагаемых решений с целью экономической оценки объективно необходимых затрат.
В условиях радикальной экономической реформы, связанной с переходом к рыночным отношениям, особое место в системе безопасности мореплавания отводится мерам по совершенствованию государственного надзора за мореплаванием, повышению статуса и полномочий капитанов морских портов и инспекций государственного надзора портов.
Концепция повышения безопасности мореплавания предполагает постоянное совершенствование теории и практики расследования аварийных случаев на море, методики разработки и реализации оперативных мер по устранению причин и условий, приводящих к возникновению аварийных случаев с тяжелыми материальными последствиями и гибели людей.
В то же время состояние аварийности последних лет и ее анализ свидетельствуют о том, что в пароходствах и в портах еще недостаточно уделяется внимания обеспечению безопасности судоходства, причины возникновения аварийных случаев в той или иной мере связаны с повторяющимися недостатками как в организации работы судовых экипажей и их профессиональной подготовки, так и в действиях многих береговых служб управления и обеспечения, технического обслуживания и судоремонта. К числу таких случаев, помимо трагедии с п/х "Адмирал Нахимов", относятся гибель т/х "Комсомолец Киргизии" БМП, затонувшего 14 марта 1987 г. в Атлантическом океане в условиях жестокого шторма из-за потери остойчивости, убытки 1210,0 тыс. руб.; пожар на т/х "Приамурье" ДВМП 18 мая 1986 г. в порту Осака (Япония) из-за нарушений Правил пожарной безопасности, погибли 11 пассажиров, убытки 565,1 тыс. руб.; навал на опору моста и затопление т/х "Спартак" СМП 8 мая 1989 г. в реке Северная Двина в результате нарушений правил судовождения, организации плавания по реке, погибли 2 человека, убытки 1084,0 тыс. руб.; повреждение корпуса и затопление помещений тб/х "Максим Горький" АКП "Совкомфлот" 20 июня 1989 г. в результате столкновения со льдом в Гренландском море из-за нарушения правил судовождения, убытки более 9 млн. руб., и ряд других. Всего за 1986 - 1989 гг. произошло 259 аварийных случаев с общей суммой убытков 40648,5 тыс. руб. В 1990 г. произошло 75 аварийных случаев с убытками 3,2 млн. руб. (в 1989 г. - 79 аварийных случаев и 14,9 млн. руб. убытков). Только в 1990 г. по техническим причинам в море произошло 199 непредвиденных остановок, 90 случаев водотечности корпуса из-за его износа. И хотя в последние годы достигнуто определенное снижение аварийности, количество аварийных случаев остается большим, значительная часть их вызывается навигационными причинами, почти 60% аварийных случаев связаны с действиями лиц, управляющих судами. В 1989 - 1990 гг. на устранение аварийных повреждений затрачено 3515 судо-суток эксплуатационного времени.
Несмотря на наличие действующих и разработку новых документов по реорганизации и совершенствованию подготовки и повышения квалификации специалистов, по-прежнему высказываются нарекания по качеству подготовки выпускников учебных заведений, особенно в практическом освоении морских профессий.
Во многих морских портах только частично устранены недостатки в деятельности капитанов портов, инспекций государственного надзора, центров и постов управления движением судов, лоцманских служб. В ряде мест эти службы до конца не укомплектованы, недостаточен профессиональный и деловой уровень работников, функции надзора за мореплаванием и обеспечения безопасного судоходства на акваториях портов и подходах к ним не всегда выполняются с должной ответственностью и знанием дела.
Начальники ряда портов недостаточно уделяют внимания возложенным на них Кодексом торгового мореплавания Союза ССР обязанностям по обеспечению безопасности мореплавания, безосновательно отводят инспекциям государственного надзора роль вспомогательных подразделений в технологическом процессе.
В ущерб основным задачам на службы безопасности мореплавания нередко возлагаются обязанности решения вопросов материально-технического обеспечения, организации ремонтных работ, повседневных эксплуатационных проблем.
Эти службы, наряду с техническими подразделениями, не стали еще по настоящему судоходными инспекциями судовладельца, призванными решать комплекс вопросов, связанных с обеспечением безопасности мореплавания путем всемерного повышения квалификации специалистов, организации ответственной судовой службы и обеспечения должного уровня дисциплины и порядка на судах, внедрения эффективных современных методов управления судном, использования технических средств судовождения и технической эксплуатации. В ряде пароходств упал авторитет должностей капитана-наставника и механика-наставника, появились трудности в укомплектовании служб безопасности мореплавания и инспекций портового надзора.
С учетом оценок результативности осуществленных мер по обеспечению безопасности мореплавания, анализа состояния аварийности и ее причин программа действий на будущее должна основываться на необходимости дальнейшего развития положений принятой концепции и их настойчивой реализации с целью повышения надежности технического оснащения судоходства и роли человеческого фактора в управлении судном.
В целях обеспечения безопасности мореплавания приказываю:
1. Капитанам судов
в своей деятельности руководствоваться положениями и требованиями международных конвенций по охране человеческой жизни на море, подготовке и дипломированию моряков и несению вахты, Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, действующих нормативных и руководящих документов Министерства морского флота СССР, исходя из того, что капитан на основе единоначалия осуществляет свои права и обязанности по управлению судном и обеспечению безопасности людей, груза и судна. При этом надлежит:
сосредоточить усилия свои и командного состава на изучении и обеспечении выполнения международных и национальных правил безопасного плавания судов и перевозки грузов и пассажиров, предупреждении и устранении воздействий от непосредственных и сопутствующих причин возникновения аварийных ситуаций, выработке необходимых профилактических мер, освоении наиболее безопасных методов управления судном с использованием современных технических средств навигации и связи;
направлять учебу в экипажах на совершенствование моряками практических навыков по:
- освоению судовых технических средств и конструкций, технологических и эксплуатационных особенностей своего судна, его маневренных характеристик;
- подготовке к борьбе за живучесть судна, спасению людей и груза;
- поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море;
- отработке оперативных планов по борьбе с водой и огнем с учетом свойств перевозимых грузов;
- проведению эффективной организаторской и воспитательной работы по созданию на судах здоровой морально-психологической обстановки, способствующей поддержанию должного уровня трудовой и производственной дисциплины.
С учетом возраста, технического состояния судна, профессиональной подготовки экипажа, полноты материально-технического обеспечения особое внимание уделять подготовке судна, проработке с экипажем условий и особенностей предстоящего рейса по обеспечению безопасности судна в части:
- технического соответствия;
- остойчивости;
- непотопляемости;
- прочности;
- безопасных методов погрузки, выгрузки и перевозки грузов;
- укомплектования экипажа специалистами соответствующей квалификации и в количестве согласно штатному расписанию;
- навигационной проработки рейса, при этом обращать особое внимание на изменения режима плавания, правил захода в территориальные воды, правил плавания в районах разделения движения, в зонах действия систем управления движением судов, использования иностранных навигационных карт только при наличии и изучении корректурных материалов и пособия "Условные обозначения...", применяемого на данной карте.
Капитанам судов разрешается при необходимости останавливать судно в безопасном месте для предоставления кратковременного отдыха экипажу при его чрезмерной усталости.
2. Начальникам пароходств, производственных объединений морского транспорта, портов, Гидрографического предприятия
2.1. С учетом происходящих в стране изменений в экономических взаимоотношениях, утверждения хозяйственной самостоятельности предприятий внести необходимые изменения в структуры системы безопасности мореплавания пароходств (предприятий), в которых четко определить схему координации и взаимодействия, задачи, функции права, обязанности и ответственность каждого подразделения за обеспечение безаварийной работы флота.
2.2. При разработке организационно-технических мероприятий и программ, обеспечивающих высокоэффективную и безаварийную эксплуатацию флота, планировать их материальное и финансовое обеспечение.
2.3. Совершенствовать профилактическую работу по предупреждению аварийности, проводить глубокий анализ обстоятельств и причин аварийных случаев, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их предупреждению, обращая особое внимание на:
2.3.1. Организацию систематического изучения моряками и работниками береговых подразделений требований и рекомендаций международных конвенций и договоров, национальных правил и нормативно-технических документов Минморфлота СССР и их выполнения.
2.3.2. Обеспечение судов современными спасательными средствами и средствами борьбы с пожарами.
2.3.3. Развитие системы комплексного обслуживания флота.
2.3.4. Внедрение на судах современных технических средств судовождения и связи, автоматизации и компьютеризации, их сервисного обслуживания.
2.3.5. Создание и совершенствование систем управления движением судов в портах и узкостях.
2.3.6. Своевременное обеспечение судов нормативно-правовой документацией по безопасной эксплуатации флота.
2.3.7. Повышение действенности воспитательной работы с кадрами плавсостава, направленной на укрепление дисциплины, организованности и порядка, формирование высокой ответственности за выполнение обязанностей по обеспечению безопасного мореплавания и охраны человеческой жизни.
2.3.8. Приоритетность тренажерного обучения в системе подготовки и повышения квалификации моряков.
2.3.9. Осуществление контроля за деятельностью аттестационных и квалификационных комиссий, соблюдение сроков аттестации командного состава судов, прохождения ими курсов повышения квалификации и тренажерной подготовки.
2.3.10. Улучшение работы по решению социальных проблем плавсостава, более широкое применение материального стимулирования моряков за безаварийную работу.
2.4. С 01.01.92
не направлять в экипажи судов лиц, не прошедших курс обучения на учебно-тренажерных судах по борьбе за живучесть судна и выживаемость на море.
2.5. С целью обеспечения безопасной эксплуатации флота:
2.5.1. Выдавать рейсовые задания на перевозку грузов только при наличии всей необходимой информации о грузе.
2.5.2. Не представлять под перевозку опасных грузов суда, не имеющие предусмотренных Правилами Регистра СССР документов.
2.5.3. Уделять повышенное внимание работе пассажирских судов во всех видах плавания, транспортных судов, эксплуатирующихся сверх нормативного срока, осуществлять постоянный контроль за движением этих судов. Не допускать направления пассажирских судов в порты, где не обеспечивается навигационная безопасность плавания и стоянки.
2.5.4. Укомплектовать командный состав судов пассажирского флота лучшими специалистами, имеющими высшее специальное морское образование, а также квалифицированным и наиболее опытным рядовым составом. На судах пассажировместимостью более 400 человек предусматривать в штатных расписаниях обеспечение ходовой вахты двумя помощниками капитана.
2.5.5. При планировании грузоперевозок в Арктику и замерзающие неарктические порты исключить направление судов, не соответствующих по своему техническому состоянию реальным ледовым условиям.
2.6. До 01.01.92
обеспечить все суда флота бытовыми электроприборами (кофеварки, чайники, телевизоры и т.д.), отвечающими требованиям пожарной безопасности.
3. Начальнику Мурманского морского пароходства
при проведении подготовки, проверке знаний и практических навыков командного состава судов с ЯЭУ и судов АТО особое внимание уделять вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности при выполнении на судах потенциально опасных работ, а также защиты
Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 n 31/3-30 (ред. от 31.07.2007) "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1"  »
Читайте также