"Положение о ведомственном надзоре за состоянием газового хозяйства тепловых электростанций Минтопэнерго РФ. РД 34.03.103 (П 34-00-013-87)" (утв. Минэнерго СССР 25.05.1987)

Утверждено
Министерством энергетики
и электрификации СССР
25 мая 1987 года
Срок действия
с 1 июля 1987 года
до 1 января 2001 года
(Измененная редакция, Изм. N 1)
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕДОМСТВЕННОМ НАДЗОРЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА
ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ МИНТОПЭНЕРГО РФ
РД 34.03.103
(П 34-00-013-87)
(с Изменением 1989 года,
с Изменением N 1, утв. РАО "ЕЭС России" 28.04.1994)
Разработано Производственным объединением по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей "Союзтехэнерго", Всесоюзным дважды ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом имени Ф.Э. Дзержинского.
Утверждено Министерством энергетики и электрификации СССР 25.05.87.
Заместитель министра А.Ф.Дьяков.
Внесены: Изменение 1989 г., Изменение N 1, утвержденное РАО "ЕЭС России" 28.04.94.
Положение обязательно для главных эксплуатационных управлений Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, производственных энергетических объединений, районных энергетических управлений, тепловых электростанций, работающих на природном газе.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
1. Ведомственный надзор за состоянием газовых хозяйств тепловых электростанций (энергопредприятий) осуществляется в целях снижения аварийности и повышения уровня эксплуатации и надежности работы газовых хозяйств, а также улучшения контроля за соблюдением требований нормативно-технической документации по безопасному ведению работ и охране труда при эксплуатации газовых хозяйств ТЭС.
2. Ведомственный надзор за состоянием газовых хозяйств осуществляется районными энергетическими управлениями (производственными энергетическими объединениями) и тепловыми электрическими станциями путем проведения комплексных и целевых обследований (проверок) объектов газового хозяйства тепловых электростанций.
Структурная схема ведомственного надзора за состоянием газового хозяйства на энергопредприятиях (Минтопэнерго РФ) приведена в Приложении 1 (см. вклейку).
(Измененная редакция, Изм. N 1)
3. К целевому обследованию относятся проверки газового хозяйства при подготовке к работе в осенне-зимний период, а также по вопросам техники безопасности, в том числе по организации обучения и инструктажа рабочих, выполнения графиков планово-предупредительных ремонтов и осмотров газового оборудования и газопроводов, а также производства газоопасных работ.
Одновременно проверяется выполнение мероприятий, разработанных во исполнение постановлений директивных органов, мероприятий комплексного плана по охране труда и технике безопасности, мероприятий, указанных в актах расследований аварий и несчастных случаев, в противоаварийных предписаниях, информационных бюллетенях Госгортехнадзора РФ и его местных органов, а также выполнение мероприятий, предусмотренных актами предыдущих обследований. Целевые обследования газового хозяйства могут совмещаться с аналогичными обследованиями электростанции в целом. Целевые проверки осуществляются инспекторской группой зональных округов Генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО "ЕЭС России", а также районными энергетическими управлениями (РЭО) или производственными энергетическими объединениями (ПЭО).
В последнем случае обследование в зависимости от объема проводится под руководством начальника службы (отдела) РЭУ (ПЭО), осуществляющей контроль за эксплуатацией газового хозяйства энергопредприятий РЭУ (ПЭО), его заместителя или руководителя группы и, как правило, по методическим указаниям (перечням вопросов), разработанным по каждому конкретному вопросу с учетом местных условий. Целевые обследования не должны исключать попутного обнаружения в ходе обследования имеющихся нарушений и по другим вопросам. Результаты целевых обследований должны быть отражены в актах с указанием конкретных мероприятий по устранению выявленных нарушений. Периодичность плановых целевых обследований устанавливается руководством районного энергетического управления.
Кроме плановых целевых проверок могут проводиться внеочередные целевые проверки в оперативном порядке по вопросам, требующим безотлагательного решения.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
4. Комплексное обследование проводится по всем вопросам в соответствии с требованиями настоящего Положения и с учетом местных условий.
Помимо вопросов, изложенных в настоящем Положении, при комплексном обследовании могут быть рассмотрены в случае необходимости и другие дополнительные вопросы.
5. Комплексное обследование состояния газового хозяйства тепловых электростанций в отрасли предусматривает следующий контроль:
5.1. Обследование газового хозяйства котлотурбинного цеха лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию газового хозяйства цеха (начальник цеха КТЦ), - первая ступень контроля.
5.2. Обследование всего газового хозяйства предприятия лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию газового хозяйства предприятия, - вторая ступень контроля.
5.3. Обследование всего газового хозяйства предприятия главным инженером предприятия - третья ступень контроля.
5.4. Обследование газового хозяйства предприятия начальником службы (отдела РЭУ (ПЭО)), осуществляющей контроль за эксплуатацией газовых хозяйств энергопредприятий, и лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию газового хозяйства предприятия, - четвертая ступень контроля.
6. Если при обследовании будут выявлены нарушения действующих Правил безопасности в газовом хозяйстве, которые создают угрозу аварий или травмирования людей (наличие утечек, неисправность запорной и регулирующей арматуры и т.д.), должны быть приняты меры по немедленному отключению опасных участков газопроводов и газового оборудования от действующего газопровода.
По итогам обследования должны быть приняты необходимые меры по устранению выявленных нарушений. Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию газового хозяйства предприятия, обязано обеспечить устранение выявленных нарушений и проконтролировать их выполнение в установленные сроки. Лица, допустившие невыполнение принятых мер по устранению нарушений в установленные сроки, должны привлекаться к административной ответственности.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
7. Результаты комплексных обследований первой, второй и третьей ступени контроля состояния газового хозяйства предприятия должны заноситься в журналы контроля за состоянием газового хозяйства. Формы журналов приведены в Приложениях 2, 3.
Журнал первой ступени контроля должен находиться у начальника КТЦ.
Журналы второй и третьей ступени контроля должны находиться у лица, ответственного за безопасную эксплуатацию газового хозяйства предприятия.
Журналы должны последовательно нумероваться, иметь даты начала и конца ведения журнала. Листы журнала должны быть пронумерованы и прошнурованы. Вырывать листы из журнала, даже в случае их порчи, запрещается.
Журнал после его использования должен храниться у лица, ответственного за газовое хозяйство предприятия, в течение пяти лет.
8. Результаты обследований четвертой ступени контроля должны оформляться актом с указанием конкретных мероприятий (мер) по устранению выявленных нарушений. При необходимости по результатам обследований издается приказ по предприятию или РЭУ (ПЭО).
Результаты обследований должны быть представлены в соответствующие эксплуатационные главки, которые один раз в год на совещании рассматривают вопросы состояния эксплуатации в газовом хозяйстве на подчиненных им энергопредприятиях. При рассмотрении вопросов состояния эксплуатации газового хозяйства заслушивается информация руководителей отдельных энергопредприятий и издаются приказы (решения) по повышению безопасности и надежности работы газового хозяйства, и представляются соответствующие документы в Департамент электроэнергетики Минтопэнерго РФ по состоянию эксплуатации газовых хозяйств энергопредприятий.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
9. Генеральная инспекция по эксплуатации электростанций и сетей РАО "ЕЭС России" в соответствии со своими планами работы осуществляет периодическую проверку состояния газового хозяйства, в том числе функционирование ведомственного надзора за газовым хозяйством на энергопредприятиях, в энергосистемах, главных производственных и эксплуатационных управлениях, представляет по запросам материалы проверки газового хозяйства в Департамент электроэнергетики Минтопэнерго РФ и другие заинтересованные подразделения Минтопэнерго РФ, а также при необходимости вносит предложения о рассмотрении результатов обследований руководством и коллегией Минтопэнерго РФ.
Осуществление надзора со стороны Генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО "ЕЭС России" не снимает ответственности с предприятий за надежное и безопасное техническое состояние газового хозяйства и организацию надзора за ним.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
10. На основании материалов Генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей РАО "ЕЭС России" и других заинтересованных организаций Департамент электроэнергетики Минтопэнерго РФ готовит проект решения коллегии о состоянии эксплуатации газового хозяйства на энергопредприятиях отрасли.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
11. Коллегия Минтопэнерго РФ не реже 1 раза в 2 года рассматривает состояние эксплуатации газовых хозяйств на энергопредприятиях отрасли и принимает соответствующие решения по повышению безопасности и надежности эксплуатации газовых хозяйств в отрасли.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
12. Сроки проведения комплексного обследования состояния газового хозяйства тепловых электростанций:
- первая ступень контроля - один раз в месяц;
- вторая ступень контроля - один раз в квартал;
- третья ступень контроля - один раз в шесть месяцев;
- четвертая ступень контроля - один раз в год.
13. Обследование электростанций, газовые хозяйства которых эксплуатируются с длительно действующими нарушениями, или на которых допущен рост травматизма, или наиболее неблагополучных по вопросам техники безопасности и охраны труда, должно проводиться чаще.
14. Периодичность обследования газового хозяйства (первая - третья ступени контроля) может уточняться в зависимости от местных условий, но не реже сроков, указанных в п. 12.
15. Проведение контроля согласно данному Положению не ограничивает проявления инициативы, направленной на применение различных форм и методов контроля и улучшение состояния газового хозяйства предприятия.
16. Объем комплексного обследования газового хозяйства предприятия включает в себя четыре ступени контроля.
16.1. На первой ступени контроля следует проверить:
- выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
- выполнение мероприятий по устранению нарушений по записям в журнале дефектов оборудования газового хозяйства цеха;
- наличие у рабочих и ИТР удостоверений на право обслуживания, производства специальных (ремонтных) работ на газовом оборудовании и по проверке знаний Правил безопасности в газовом хозяйстве;
- обеспеченность работающих средствами защиты, правильность пользования рабочими средствами индивидуальной защиты, состояние этих средств;
- наличие на рабочих местах утвержденных главным инженером энергопредприятия должностных и производственных инструкций, технологических схем газопроводов и газового оборудования, а также плана предупреждения и ликвидации возможных аварий в газовом хозяйстве предприятия и карт последовательности операций по подготовке котлов к растопке на газе;
- исправность приборов контроля работы ГРП и котельной, в том числе по давлению газа перед горелками, перед и за регулирующими клапанами котлов, до и после ГРП, а также указателя положения регулирующей арматуры ГРП и котлов, имеющей устройства для изменения уставок;
- соблюдение графиков обхода внутренних газопроводов и газового оборудования котельной;
- соблюдение графиков ППР и качество выполняемых ремонтных работ и других работ по техническому обслуживанию (определение плотности путем обмыливания и т.д.) внутренних газопроводов котельной, газового оборудования, средств измерения и автоматики;
- своевременность проверок действия технологических защит, блокировок и сигнализации котлов, в том числе сигнализации максимального и минимального давления газа в газопроводах котлов и котельной, и минимального давления воздуха перед горелками котлов;
- наличие пломб на аппаратуре защиты котлов;
- состояние внутренних газопроводов, газового оборудования и газопотребляющих агрегатов (котлов);
- наличие заглушек на газопроводах котлов, находящихся в ремонте или резерве;
- состояние устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, в том числе быстродействующих отсечных клапанов и запорных задвижек, установленных непосредственно перед горелками;
- нет ли загроможденности проездов и проходов к газопроводам, газовому оборудованию и котлам;
- нет ли утечек газа в помещениях котельной (по запаху, показаниям приборов контроля загазованности помещений и результатам анализа загазованности помещений);
- нет ли недействующих и недемонтированных участков газопроводов в котельной;
- соблюдение режимов работы котлов, ведение оперативного журнала и суточных ведомостей машинистами котлов;
- ведение журналов учета обходов, дефектов оборудования, выдачи нарядов, выдачи ключей от помещений ГРП, инструктажей, проверок знаний, учебно-тренировочных занятий;
- обеспечение нормального разрежения в верху топки котла и надежность его контроля;
- соответствие положения шиберов режиму работы котла;
- наличие режимной карты котла (при основном или резервном газообразном топливе);
- работоспособность приборов контроля давления (расхода) воздуха;
- обеспечение контроля содержания кислорода в отходящих газах исправным прибором;
- исправность управления шиберами на котлах;
- исправность вентиляции котельной;
- соблюдение режимов работы дутьевых вентиляторов и дымососов;
- исправность обмуровки котлов;
- обеспеченность рабочих мест и объектов необходимыми плакатами, инструкциями, схемами и знаками безопасности;
- обеспеченность цехов и объектов санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, состояние этих помещений и устройств;
- наличие и состояние предупредительных знаков и маркировки газового оборудования и арматуры;
- наличие средств пожаротушения в местах обслуживания газопроводов и газового оборудования котельной;
- состояние отличительной окраски газопроводов и газового оборудования котельной;
- наличие и состояние газоанализаторов;
- соблюдение графиков дренирования газопроводов через специальные штуцера, установленные в нижних течках газопровода в специальную емкость.
Приказ МПС СССР от 07.07.1987 n 23Ц "О медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов" (Извлечение) (вместе с "Правилами медицинского освидетельствования лиц, поступающих и работающих в профессиях и должностях, связанных с движением поездов на железнодорожном транспорте и метрополитене")  »
Читайте также