Постановление фас уральского округа от 09.12.2010 n ф09-10197/10-с3 по делу n а47-426/2010 требование: об отмене решения налогового органа. обстоятельства: налоговый орган начислил водный налог ввиду необоснованного исключения налогоплательщиком из объекта обложения водным налогом пользование подземными водными объектами для водоснабжения населения и предприятий. решение: в удовлетворении требования отказано, так как налогоплательщик осуществляет водопользование подземными водными объектами на основании лицензий, выданных до введения в действие водного кодекса рф, срок их действия не истек, сведений об изменении условий и сроков использования указанных объектов не представлено.суд первой инстанции арбитражный суд оренбургской области

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2010 г. N Ф09-10197/10-С3
Дело N А47-426/2010
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 по делу N А47-426/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом путем направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) от 09.09.2009 N 08-27/35195 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Решением суда от 04.06.2010 (судья Жарова Л.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 (судьи Кузнецов Ю.А., Дмитриева Н.Н., Иванова Н.А.) решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений, предусмотренных ст. 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В обоснование жалобы указано на то, что общество осуществляет водопользование на основании лицензий, выданных до вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.01.2007. В Водном кодексе Российской Федерации, действующем с 01.01.2007, нет понятия специального, особого водопользования. Поскольку общество не осуществляет ни специального, ни особого водопользования, то в силу ст. 333.8 Кодекса с 01.01.2007 не является плательщиком водного налога и законные основания для уплаты водного налога отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет водопользование на основании следующих видов лицензий: серии ОРБ 00065 БРВХЗ, дата регистрации 27.12.2005, срок действия лицензии до 01.01.2009 с целевым назначением: питьевое, хозяйственно-бытовое водоснабжение г. Оренбурга и сброс сточных вод; серии ОРБ 01606 ВЭ, дата регистрации 20.09.2004, срок окончания действия лицензии 01.08.2014 с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения города Оренбурга; серии ОРБ 01607 ВЭ, дата регистрации 22.09.2004, срок окончания действия лицензии 01.08.2014 с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Бердянка; серии ОРБ 01613 ВЭ, дата регистрации 22.09.2004, срок окончания действия лицензии 01.08.2014 с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Авиагородок; серии ОРБ 01911 ВЭ, дата регистрации 25.10.2006, срок окончания действия лицензии 01.01.2016 с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения села Краснохолм; серии ОРБ 01876 ВЭ, дата регистрации 17.07.2006, срок окончания действия лицензии 01.07.2016 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения населения и предприятий города Оренбурга (водозабор РТИ); серии ОРБ 01798 ВЭ, дата регистрации 08.11.2005, срок окончания действия лицензии 01.09.2015 с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения села Самородово города Оренбурга; серии ОРБ 01609 ВЭ, дата регистрации 22.09.2004, срок окончания действия лицензии 01.08.2014 с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения города Оренбурга (водозабор - город Оренбург-1); серии ОРВ 01615 ВЭ, дата регистрации 23.09.2004, срок окончания действия лицензии 01.08.2014 с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения города Оренбурга (водозабор - город Оренбург).; серии ОРБ 01608 ВЭ, дата регистрации 22.09.2004, срок окончания действия лицензии 01.08.2014 с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Нижнесакмарский; серии ОРБ 01612 ВЭ, дата регистрации 22.09.2004, срок окончания действия лицензии 01.08.2014 года с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Каргала; серии ОРБ 01614 ВЭ, дата регистрации 22.09.2004, срок окончания действия лицензии 01.08.2014 с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для водоснабжения поселка Берды.
Обществом 20.09.2007 представлена налоговая декларация по водному налогу за I квартал 2007 года, по которой налог, подлежащий уплате составил 2 116 266 руб. Оплата в указанной сумме произведена по платежному поручению от 23.04.2007 N 418.
Налогоплательщиком 30.09.2009 представлена уточненная налоговая декларация за I квартал 2007 года, по которой сумма налога к уплате составила 634 346 руб. только за пользование объектом "Уральский открытый водозабор" на основании лицензии ОРБ N 00065 БРВЗХ. Водопользование в связи с добычей подземных вод из налоговой базы исключено.
В ответ на сообщение налогового органа о предоставлении пояснений по факту уменьшения налоговой базы, общество указало на то, что не является плательщиком водного налога в отношении добычи вод из подземных источников с 01.01.2007 г.
Из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 31.08.2009, следует, что у налогоплательщика числится переплата по водному налогу в сумме 1481920 руб.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 11.07.2009 N 08-27/3114дсп, вынесено решение от 09.09.2009 N 08-27/35195 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым предложено уплатить недоимку по водному налогу в сумме 1 481 920 руб.
Основанием для доначисления водного налога послужили выводы инспекции о том, что за I квартал 2007 года обществом занижена налоговая база по водному налогу на сумму 1 481 920 руб., в связи с тем, что налогоплательщик необоснованно исключил из объекта обложения водным налогом пользование подземными водными объектами для водоснабжения населения и предприятий. По мнению налогового органа, пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога в соответствии с гл. 25.2 "Водный налог" Кодекса на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод, выданных до 01.01.2007.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 21.10.2009 N 17-17/18038 решение налогового органа утверждено.
Считая решение инспекции от 09.09.2009 N 08-27/35195 недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что у общества имелась обязанность по уплате водного налога в I квартале 2007 года, поскольку право пользования подземными водными объектами возникло на основании лицензий, выданных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006.
В соответствии с п. 1 ст. 333.8 Кодекса налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 333.8 Кодекса не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.
Указанная норма введена Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ в связи с тем, что с 01.01.2007 вступил в силу новый Водный кодекс, который в статье 11 установил два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование. За пользование водным объектом на основании договора взимается плата (ст. 20 Водного кодекса Российской Федерации). Решение о предоставлении водного объекта в пользование может принимать Правительство Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти или органов местного самоуправления (ст. 21 ВК Российской Федерации), которые также имеют полномочия по установлению платы за пользование водными объектами.
В соответствии с Водным кодексом, действовавшим до 01.01.2007 и нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, специальное и (или) особое водопользование осуществлялось исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществлялось на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами.
Водным кодексом, вступившим в силу с 01.01.2007, отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Согласно п. 3 указанной статьи действие лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно выданных и заключенных до 01.01.2007, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены ст. 10 Водного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из совокупности приведенных нормативных правовых положений, после 01.01.2007 (вступления в силу Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006) водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие нового Водного кодекса, уплачивают водный налог до момента истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, поскольку только до этого момента лицо признается водопользователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
После указанного момента водопользователи, осуществляющие использование поверхностных водных объектов, оформляют правоустанавливающие документы в соответствии с требованиями нового Водного кодекса с взиманием платы неналогового характера, исключающей уплату водного налога.
Согласно ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, действующего с 01.01.2007, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливается законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Судами установлено, что правоотношения, связанные с осуществлением обществом водопользования подземными водными объектами, возникли на основании лицензий, выданных до 01.01.2007, срок их действия в спорный период не истек, сведений об изменении по инициативе общества условий и сроков использования водных объектов в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у общества в соответствии со ст. 333.8 Кодекса обязанности по уплате водного налога в спорный период и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Основания для переоценки доказательств, подтверждающих вышеуказанные обстоятельства, у суда кассационной инстанции отсутствуют в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного акта, не выявлено.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 04.06.2010 по делу N А47-426/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2010 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" из средств федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 26.10.2010 N 4615.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ТОКМАКОВА А.Н.

Постановление фас уральского округа от 09.12.2010 n ф09-10193/10-с3 по делу n а60-4857/2010-с8 требование: о взыскании долга по договору поставки, неустойки. обстоятельства: поставщик указал, что поставленный товар покупателем не оплачен. решение: требование удовлетворено, поскольку факт поставки подтверждается товарными накладными, долг не оплачен, исключение из договора пункта, предусматривающего ответственность за нарушение сроков оплаты, не доказано.суд первой инстанции арбитражный суд свердловской области  »
Читайте также