Определение ВАС РФ от 25.09.2009 n ВАС-11833/09 по делу n А17-3765/2008 В передаче дела по иску о взыскании расходов, возникших в связи с частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, связанной с предоставлением услуг по перевозке льготной категории граждан, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что ответчик не произвел полной компенсации расходов истца.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2009 г. N ВАС-11833/09
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Департамента финансов Ивановской области (ул. Красной Армии, д. 11, г. Иваново, 153000) (далее - департамент) от 24.08.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ивановской области от 19.12.2008 по делу N А17-3765/2008, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2009 по тому же делу по иску индивидуального предпринимателя Нестерова В.К. (г. Иваново) к Департаменту финансов Ивановской области о взыскании 110 326 рублей расходов, возникших в связи с частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, связанной с предоставлением услуг по перевозке льготной категории граждан, за период с 01.10.2007 по 31.05.2008.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет Ивановской области по транспорту и связи (далее - комитет), правительство Ивановской области.
Суд
установил:
решением суда первой инстанции от 19.12.2008, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено: с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области взыскано 110 326 рублей. При этом суд исходил из того, что расходы истца возникли в результате бездействия государственных органов, выразившихся в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению льгот по оплате перевозчику предоставленных транспортных услуг; выплаченные истцу комитетом за период с 01.10.2007 по 31.05.2008 на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца; условия заключенных между предпринимателем и комитетом договоров об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах, установленных правительством Ивановской области) суд признал ничтожными и не подлежащими применению на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора департамент ссылается на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что предприниматель (истец) в период с 03.09.2007 по 31.05.2008 оказывал услуги по перевозке пассажиров с применением тарифа, не превышающего его максимальный уровень - в размере 8 рублей, утвержденного Региональной службой по тарифам Ивановской области.
Выплаченные предпринимателю бюджетные средства из расчета 7 рублей за перевозку 110 326 граждан, имеющих право на льготы по проезду (федеральные и региональные льготники), не компенсировали в полном объеме расходы истца, что явилось основанием для обращения с настоящим иском.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктом 9 Порядка организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта установлено, что департамент перечисляет комитету средства на возмещение перевозчикам расходов по оказанию услуг по перевозке граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки на транспорте, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленных правительством Ивановской области. Средства для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, перечисляются в пределах средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета. На предпринимателя как на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации указов губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категории граждан.
Поскольку ответчик уклонялся (бездействовал) от исполнения своих обязательств по полной компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией указов губернатора Ивановской области, суды на основании статей 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к выводу об удовлетворении искового требования за счет казны Ивановской области.
Довод заявителя о неправильном истолковании судом первой инстанции статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации отклонен судами апелляционной и кассационной инстанций как ошибочный. Суды правомерно признали условия договоров от 08.08.2007 N ЛП07-02-1/319 и от 01.02.2008 N ЛП08-02-1/210 об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах установленных правительством Ивановской области) ничтожными. В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение перевозчику затрат по перевозке льготной категории пассажиров осуществляется полностью. Ненадлежащее исполнение ответчиком указанной обязанности нарушает права истца.
Довод департамента о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права (со ссылкой на Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.2008 N 16069/07, от 05.02.2009 N 12479/07, от 23.06.2009 N 2992/09) не может быть принят во внимание, поскольку ответчиком по названным делам выступала Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. По настоящему делу ходатайства от истца или инициативы суда о привлечении Российской Федерации в качестве соответчика по делу не имеется.
Довод заявителя о недоказанности истцом заявленной суммы расходов направлен на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А17-3765/2008 Арбитражного суда Ивановской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 19.12.2008, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.05.2009 отказать.
Председательствующий
судья
О.А.КОЗЛОВА
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Определение ВАС РФ от 25.09.2009 n ВАС-11789/09 по делу n А71-5955/2008-А17 В передаче дела по заявлению о признании недействительными решения и требования налогового органа в части доначисления налога на прибыль, пеней и штрафа для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как, отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно руководствовался тем, что представленные заявителем документы в подтверждение произведенных расходов содержат недостоверные сведения и не могут являться основанием для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль.  »
Читайте также