Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2009 n 5н-272/09 Военнослужащий, имеющий выслугу 20 лет и более, не может быть исключен из списков нуждающихся в жилье независимо от основания увольнения. При наличии у военнослужащего нескольких оснований для увольнения с военной службы ему должно быть разъяснено право выбора одного из них.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2009 г. N 5н-272/09
Б. обратился с заявлением, в котором оспаривал действия командующего Северо-Кавказского военного округа и начальника штаба воинской части, связанные с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава части.
Решением Владикавказского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения Северо-Кавказским окружным военным судом, в удовлетворении заявления отказано.
Военная коллегия отменила состоявшиеся судебные постановления и дело направила на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Приказом командующего СКВО Б. досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.
Вместе с тем из материалов дела следует, что на момент увольнения выслуга лет Б. составляла 26 лет 11 месяцев и у него на иждивении находились двое детей, не достигшие возраста 18 лет, которых он воспитывал без матери.
В соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с этим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Б. состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений и был направлен в установленном порядке к новому месту военной службы из одной воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежал включению в списки очередников на получение жилых помещений со времени принятия его на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту военной службы в этом гарнизоне. Командованием указанное право заявителя не оспаривается.
В силу ст. ст. 75, 78 Устава внутренней службы ВС РФ командир обязан последовательно проводить в жизнь политику государства в области обороны и безопасности, строго соблюдать порядок прохождения военной службы подчиненными военнослужащими. Командир (начальник) обязан постоянно воспитывать подчиненных военнослужащих, принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.
Анализируя предусмотренные указанными нормами обязанности командиров и права подчиненных военнослужащих, следует прийти к выводу, что при увольнении с военной службы командование было обязано разъяснить Б. его право на постановку на учет нуждающихся, в случае подачи им соответствующего рапорта, и право на оставление в указанных списках после увольнения с военной службы.
При рассмотрении дела указанные обстоятельства судом исследованы не были.
Кроме того, в соответствии с п. п. "б" п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы.
Требования указанной нормы направлены, в том числе и на защиту права военнослужащего на определение основания увольнения с военной службы, предусмотренного п. 11 ст. 34 Положения.
Как усматривается из материалов дела, у Б. имелось право на увольнение с военной службы на основании п. п. "в" п. 3 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Учитывая изложенное, суду необходимо было исследовать обстоятельства, свидетельствующие об осведомленности либо неосведомленности заявителя о наличии у него права на увольнение с военной службы по иным основаниям. Данные требования судом выполнены не были.

Читайте также