Определение ВАС РФ от 07.08.2009 n ВАС-9669/09 по делу n А04-8563/08-15/440 В передаче дела по иску о взыскании расходов, возникших в связи с выплатой денежных средств для приобретения жилья участковым уполномоченным милиции, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку суд, удовлетворяя иск, правомерно установил, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет федерального бюджета.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 августа 2009 г. N ВАС-9669/09
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А., судей Марамышкиной И.М., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области (ул. Ленина, д. 108, под. 1, г. Благовещенск, 675000) от 09.07.2009 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Амурской области от 20.01.2009 по делу N А04-8563/08-15/440, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.06.2009 по тому же делу по иску администрации города Благовещенска к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области о взыскании 3 816 352 рублей 80 копеек расходов, возникших в связи с выплатой денежных средств для приобретения жилья участковым уполномоченным милиции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Амурской области.
Суд
установил:
решением суда первой инстанции от 20.01.2009, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации взыскано 3 816 352 рубля 80 копеек расходов.
Свое решение суд мотивировал следующим. Законом Российской Федерации "О милиции" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции. До настоящего времени федеральным законодателем не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации полномочий, возложенных названным Законом, поэтому до надлежащего урегулирования этого вопроса взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Минфина России.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что решениями Благовещенского городского суда Амурской области от 10.01.2008 и от 19.03.2008 суд обязал администрацию г. Благовещенска предоставить участковым уполномоченным милиции Кайдашу В.В. жилое помещение общей площадью 54 кв. м, Курбатову Д.А. - жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м.
Определениями от 02.07.2008 и от 09.07.2008 суд изменил способ исполнения решений от 10.01.2008 и от 19.03.2008 и взыскал с администрации г. Благовещенска за счет муниципальной казны в пользу Кайдаша В.В 1 871 799 рублей 30 копеек, в пользу Курбатова Д.А. - 1 944 553 рубля 50 копеек.
Невозмещение из федерального бюджета истцу расходов по выделению денежных средств для приобретения жилья участковым уполномоченным милиции послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались положениями Закона Российской Федерации "О милиции", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Довод заявителя о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, не может быть принят во внимание. Обязанность Российской Федерации по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений, определенным в Законе Российской Федерации "О милиции" лицам, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств на реализацию Закона Российской Федерации "О милиции" не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению истцу понесенных расходов.
Кроме того, статьями 8, 9 Закона Российской Федерации "О милиции" предусмотрено, что милиция общественной безопасности, созданная в пределах численности, установленной Правительством Российской Федерации, финансируется за счет средств федерального бюджета. Если милиция общественной безопасности создается субъектом Российской Федерации сверх численности, определенной Правительством Российской Федерации, то финансирование ее производится из средств субъекта Российской Федерации. Должности участковых уполномоченных милиции Кайдаша В.В. и Курбатова Д.А. входят в норматив численности, утвержденный МВД России в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О милиции".
По мнению Минфина России, судом не учтено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств. Между тем в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
в передаче дела N А04-8563/08-15/440 Арбитражного суда Амурской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 20.01.2009, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.06.2009 отказать.
Председательствующий
судья
О.А.КОЗЛОВА
Судья
И.М.МАРАМЫШКИНА
Судья
Н.П.ХАРЧИКОВА

Читайте также