Определение Верховного Суда РФ от 05.08.2009 n 35-Г09-8 Об отмене решения Тверского областного суда от 29.05.2009 и отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации Тверской области "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" от 30.12.2008 n 503-па.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 августа 2009 г. N 35-Г09-8
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам
в составе:
председательствующего Т.И. Еременко
судей Г.В. Макарова и В.И. Анишиной
при секретаре: О.М. Холомеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям Калининского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ, Потребительского общества "Универсальная база", Федерального государственного учреждения "Учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта", Общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок", П., К., А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" по кассационной жалобе администрации Тверской области, комитета по управлению имуществом Тверской области на решение Тверского областного суда от 29 мая 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям губернатора Тверской области С.В., С., комитета по управлению имуществом С.П., управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области Р. и В., поддержавших кассационную жалобу, объяснения представителя заявителей по доверенностям Калининского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ, Общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок", П., К., адвоката Н.Ю. Сапожникова, просившего в удовлетворении кассационной жалобы отказать, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л.Е. Степановой, полагавшей решение отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Администрацией Тверской области 30 декабря 2008 года принято постановление N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области", которое официально опубликовано в издании "Тверская жизнь" N 240 от 31.12.2008 года. Приложения к постановлению размещены на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Тверской области и на информационном сайте органов государственной власти Тверской области.
Калининское районное потребительское общество Тверского областного союза потребительских обществ, Потребительское общество "Универсальная база", Федеральное государственное учреждение "Учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта", Общество с ограниченной ответственностью "Центральный рынок", П., К., А. обратились в Тверской областной суд с заявлением о признании названного постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемое постановление противоречит положениям ст. 61, 65, 66 Земельного кодекса РФ, ст. 3, 4, 17, 44, 396 Налогового кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215 и нарушает их права и законные интересы, как собственников земельных участков и землепользователей в составе земель населенных пунктов Тверской области, кадастровая стоимость которых утверждена оспариваемым постановлением.
Определением судьи Тверского областного суда от 08 мая 2009 года дела по заявлениям указанных лиц объединены в одно производство.
В судебном заседании заявители поддержали заявленные суду требования.
Администрация Тверской области, Управление Роснедвижимости по Тверской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Тверского областного суда от 29 мая 2009 года заявленные суду требования удовлетворены.
Постановление Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 01 января 2009 года.
В кассационной жалобе Администрации Тверской области, Комитета по управлению имуществом Тверской области просят указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года N 316 были утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с п. 10 которых (в редакции, действовавшей до 26 апреля 2006 года) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000 года N 316, согласно которому органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из преамбулы оспариваемого постановления усматривается, что оно принято во исполнение указанных норм федерального законодательства. Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством администрацией Тверской области в пределах предоставленной ей федеральным законодательством компетенции.
Удовлетворяя заявленные требования, областной суд исходил из того, что текст оспариваемого постановления исключает возможность индивидуализировать те материалы, которые утверждены п. 1 данного постановления, поскольку какие именно материалы актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области утверждены оспариваемым постановлением не указано, перечень этих материалов не приведен, не указано на какую дату проводится актуализация земель.
В п. 10 Правил государственной кадастровой оценки земель установлено, что органы исполнительной власти субъекта РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На утверждение органа исполнительной власти субъекта РФ в виде проекта акта представляются сведения о кадастровой стоимости земельных участков. В оспариваемом постановлении таких сведений не содержится, поскольку никаких приложений к постановлению не имеется.
При этом размещение материала, содержащего такие сведения, на официальном сайте администрации Тверской области, суд первой инстанции не принял в качестве доказательства официального опубликования приложения к оспариваемому постановлению.
Судом установлено, что по результатам проверки кадастровой оценки земель получен положительный акт Роснедвижимости по Тверской области, однако суд указал на то, что такой акт не является обязательным. Необходим акт проверки непосредственно органом исполнительной власти субъекта РФ, при этом такого акта суду предоставлено не было, что является нарушением процедуры, установленной в Методических указаниях.
Также суд указал на расхождение результатов государственной кадастровой оценки земель и оценки конкретных земельных участков, превышающих рыночную стоимость земельных участков.
Оценивая данные обстоятельства в совокупности суд первой инстанции пришел к выводу о наличии противоречий оспариваемого в данном деле постановления и положений федерального законодательства.
Между тем, Судебная коллегия находит ошибочными вывод суда о том, что текст оспариваемого постановления исключает возможность индивидуализировать те материалы, которые утверждены п. 1 данного постановления, поскольку какие именно материалы актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области утверждены оспариваемым постановлением не указано, перечень этих материалов не приведен.
Как усматривается из материалов дела, утвержденные оспариваемым постановлением материалы кадастровой оценки земель являются неотъемлемой частью оспариваемого нормативного правового акта, который в установленном законом порядке был опубликован в издании "Тверская жизнь" N 240 от 31.12.2008 года, а утвержденные постановлением материалы опубликованы на официальном сайте Управления Роснедвижимости по Тверской области и на информационном сайте органов государственной власти Тверской области, что также может рассматриваться как их обнародование.
Суд первой инстанции не учел того, что доводы заявителем фактически сводятся к обоснованности кадастровой стоимости земельных участков.
Вывод суда о том, что утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель проведено с нарушением процедуры, поскольку не была проведена проверка материалов органом исполнительной власти субъекта РФ, вызывает сомнение в его обоснованности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), а Приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации Отчета Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии Отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из системного анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки кадастровой оценки земель получен положительный акт Роснедвижимости по Тверской области и представлен на утверждение органу исполнительной власти субъекта РФ. Таким образом, судить о том, что имело место нарушение процедуры подготовки и принятия оспариваемого постановления и материалов к нему, по данному основанию не имеется.
Поскольку оспариваемое в настоящем деле постановление принято надлежащим органом власти субъекта РФ, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, официально опубликовано, противоречий положениям данного постановления нормам федерального законодательства не усматривается, оснований для удовлетворения заявленных требований и признания оспариваемого в настоящем деле постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие существенное значения для рассмотрения данного дела судом установлены, Судебная коллегия находит возможным не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу новое решение.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тверского областного суда от 29 мая 2009 года - отменить.
В удовлетворении заявленных требований Калининского районного потребительского общества Тверского областного союза потребительских обществ, Потребительского общества "Универсальная база", Федерального государственного учреждения "Учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта", Общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок", П., К., А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Администрации Тверской области от 30 декабря 2008 года N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области" - отказать.

Читайте также