Постановление ЕСПЧ от 30.07.2009 "Дело "Питалев (pitalev) против Российской Федерации" (жалоба n 34393/03) По делу обжалуются условия содержания в отряде, а также условия содержания в палате усиленного контроля больницы для осужденных. По делу допущено нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

[неофициальный перевод] <*>
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ПЯТАЯ СЕКЦИЯ
ДЕЛО "ПИТАЛЕВ (PITALEV)
ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(Жалоба N 34393/03)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(Страсбург, 30 июля 2009 года)
--------------------------------
<*> Перевод на русский язык Николаева Г.А.
По делу "Питалев против Российской Федерации" Европейский Суд по правам человека (Пятая Секция), заседая Палатой в составе:
Пэра Лоренсена, Председателя Палаты,
Карела Юнгвирта,
Райта Марусте,
Анатолия Ковлера,
Марка Виллигера,
Изабель Берро-Лефевр,
Здравки Калайджиевой, судей,
а также при участии Стивена Филлипса, Заместителя Секретаря Секции Суда,
заседая за закрытыми дверями 7 июля 2009 г.,
вынес в указанный день следующее Постановление:
Процедура
1. Дело было инициировано жалобой N 34393/03, поданной против Российской Федерации в Европейский Суд по правам человека (далее - Европейский Суд) в соответствии со статьей 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) гражданином Российской Федерации Сергеем Геннадьевичем Питалевым (далее - заявитель) 24 сентября 2003 г.
2. Интересы заявителя, которому была предоставлена юридическая помощь, представляла О. Преображенская, адвокат, практикующая в г. Страсбурге. Власти Российской Федерации были первоначально представлены бывшим Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека В.В. Милинчук, а впоследствии Уполномоченным Г.О. Матюшкиным.
3. Заявитель, в частности, жаловался на нарушения статьи 3 Конвенции в связи с условиями его содержания в исправительных учреждениях.
4. 28 апреля 2008 г. председатель Пятой Секции коммуницировал жалобу властям Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Конвенции Европейский Суд решил рассмотреть данную жалобу одновременно по вопросу приемлемости и по существу, а также в приоритетном порядке в соответствии с правилом 41 Регламента Суда.
5. Власти Российской Федерации возражали против одновременного рассмотрения жалобы по вопросу приемлемости и по существу. Рассмотрев возражения властей Российской Федерации, Европейский Суд отклонил их.
Факты
I. Обстоятельства дела
6. Заявитель родился в 1970 году. В настоящее время он отбывает срок лишения свободы в исправительном учреждении УЩ-349/2 в Екатеринбурге.
A. Уголовное разбирательство против заявителя
7. 28 апреля 2001 г. заявитель был задержан и находился под стражей по подозрению в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего. 27 июня 2002 г. Подольский городской суд признал заявителя виновным в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего, и приговорил его к восьми годам лишения свободы. 14 октября 2002 г. Московский областной суд оставил приговор без изменения. Заявитель находился в следственном изоляторе до 3 декабря 2002 г.
B. Условия содержания заявителя
в исправительной колонии ИК-3
8. В период между 3 декабря 2002 г. и 9 июня 2005 г., за исключением трех периодов с 4 июля по 12 сентября 2003 г., с 22 июня по 9 июля 2004 г. и с 19 ноября по 10 декабря 2004 г., заявитель отбывал наказание в исправительной колонии ИК-3 в Рязанской области (ИК-3 Рязанской области, учреждение ЯМ 401/3).
9. Заявитель был зачислен в отряды N 3 и N 5. Описание сторонами условий содержания в ИК-3 во многих отношениях не совпадает.
1. Доводы заявителя
10. Заявитель утверждал, что в отряде N 5 состояли еще 70 заключенных, а в отряде N 3 - около 14 заключенных. У него было индивидуальное спальное место в течение всего периода содержания; тем не менее санитарно-гигиенические условия в колонии были неудовлетворительными. Центральное отопление в их общежитии работало недостаточно, и зимой заключенные спали полностью одетыми. Летом в камере было слишком жарко, а вследствие переполненности воздух был затхлым и несвежим. Туалет находился в отдельном неотапливаемом помещении, и зимой там было чрезвычайно холодно. Заключенным не обеспечивалось никаких гигиенических возможностей. Пища была очень низкого качества, обычный рацион включал в себя белый хлеб, ячменную кашу и полусладкий чай утром, ячменный суп и кашу в обед и картофельное пюре из порошка вечером. Хотя врач рекомендовал ему дополнительное питание, заявитель жаловался, что молоко он получал только до ноября 2003 г. и после марта 2004 г.; масло и яйца ему стали выдавать с сентября 2004 г.
11. Кроме того, ощущался недостаток освещения и отопления в швейной мастерской, где работали заявитель и другие заключенные. В камере также было недостаточно света, поскольку окна были загорожены двухъярусными кроватями.
2. Версия властей Российской Федерации
12. Отряд N 5 располагался в помещениях размером 240 кв. м, а спальное помещение имело площадь 150 кв. м. В отряде находились примерно 70 заключенных. После обнаружения туберкулеза у заявителя в июне 2003 г. он был переведен в отряд N 3 в помещение размером 42 кв. м, в котором находились 15 заключенных. В течение всего времени заявитель был обеспечен индивидуальным спальным местом, постельным бельем и одеждой - хлопчатобумажным костюмом, головным убором, шапкой для холодного времени года, свитером и обувью. Соответствующие документы были представлены Европейскому Суду.
13. Власти Российской Федерации, ссылаясь на справки, предоставленные Федеральной службой исполнения наказаний, также утверждали, что помещения имели естественную вентиляцию посредством окон и искусственную - посредством вентиляционных шахт. Окна в помещениях имели двойное остекление и обеспечивали достаточное естественное освещение. Помещения также имели удовлетворительное искусственное освещение.
14. Помещения были оборудованы системой центрального отопления; спальные помещения были оборудованы семисекционными приборами отопления, обеспечивавшими среднюю температуру в 18 градусов по Цельсию, туалеты также были отапливаемыми. Освещение в швейной мастерской осуществлялось посредством люминесцентных ламп в соответствии с нормами. Заявитель три раза в день обеспечивался специальным диетическим питанием, соответствующим его состоянию здоровья.
C. Условия содержания заявителя под стражей
в тюремной больнице
15. С 4 июля по 12 сентября 2003 г., с 22 июня по 9 июля 2004 г. и с 19 ноября по 10 декабря 2004 г. заявитель находился в медико-профилактическом исправительном учреждении (ЯМ-401/Б УИН МЮ РФ по Рязанской области, далее - тюремная больница), где он был помещен в "палату усиленного контроля" противотуберкулезного отделения. Описания сторонами условий содержания в тюремной больнице значительно различаются.
1. Версия заявителя
16. Заявитель утверждал, что один из заключенных в тюремной больнице был болен туберкулезом, а другой находился с подозрением на туберкулез. В тюремной больнице заявитель содержался в двух палатах в аналогичных условиях. В углу одной из палат находилось ведро с полиэтиленовым пакетом, которое служило туалетом. Заявитель утверждал, что угол не был отделен от жилой зоны, ведро выносили раз в сутки (примерно в 11.30), и что запах от него был невыносимым. Окно было закрыто металлическими ставнями.
17. Искусственный свет в палате никогда не выключался, что мешало заявителю спать. В палате не было водопровода, умывальник располагался в подвале больницы, и заключенных допускали туда один раз в сутки. В тюремной больнице отсутствовала возможность для стирки белья. Заключенным разрешалось принимать душ раз в неделю, а с июля по сентябрь 2003 г. они были вынуждены мыться холодной водой.
18. В течение дня заключенным предоставляли только час прогулки, а в остальное время они вынуждены были находиться в палатах. Заключенные постоянно жаловались на неудовлетворительные условия содержания комиссии, состоявшей из представителей местной администрации, Федеральной службы исполнения наказаний и прокуратуры, которые посещали больницу каждую среду, но им в ответ сообщалось об отсутствии финансовых средств для улучшения их положения.
2. Версия властей Российской Федерации
19. С 4 июля по 12 сентября 2003 г. заявитель содержался в палате N 4 тюремной больницы, размером в 7,7 кв. м. С 3 июля по 22 июля в ней находились четверо заключенных; с 22 июля по 19 августа - трое заключенных; с 19 по 26 августа 2003 г. - двое заключенных; и с 26 августа по 12 сентября 2003 г. - трое заключенных. С 22 июня по 9 июля 2004 г. и с 19 ноября по 10 декабря 2004 г. заявитель находился в палате N 3, также размером в 7,7 кв. м, с тремя другими заключенными первоначально и с двумя другими заключенными в течение последующего периода.
20. Палаты имели естественную вентиляцию посредством окон; обе палаты были также оборудованы системами принудительной вентиляции. Палаты имели и естественное, и искусственное освещение. Перегородка вокруг туалета обеспечивала достаточное уединение для его посетителей, также в палате имелся обеденный стол на четыре человека. Раз в неделю заключенные имели возможность принять душ и сменить постельное белье. В наличии имелось оборудование для стирки белья, а горячая вода никогда не отключалась. Доступ к воде был неограниченным.
D. Состояние здоровья заявителя и медицинская помощь
21. 24 и 25 июня 2003 г. заявитель прошел медицинское обследование, в результате которого ему был поставлен диагноз "туберкулез". 4 июля 2003 г. он был доставлен в тюремную больницу, где прошел дальнейшее рентгеновское обследование 9 июля 2003 г., в ходе которого было обнаружено поражение туберкулезом правого легкого.
22. После первоначального лечения с рекомендациями на будущее 12 сентября 2003 г. заявитель был доставлен назад, в ИК-3 Рязанской области, несмотря на то, что он, как утверждалось, чувствовал себя плохо. Рентгеновское обследование 22 октября 2003 г. показало, что туберкулез заявителя прогрессирует. В больнице заявитель принимал этамбутол <*>, изониазид <**> и рифампицин <***>. В ИК-3 ему давали более сильный аналог рифампицина - Майрин-П. По словам заявителя, никаких препаратов, поддерживающих работу печени, которые обычно должны сопровождать прием таких сильных противотуберкулезных лекарств, прописано не было. Кроме того, у него была обнаружена паховая грыжа, однако соответствующая операция так и не была назначена. Недостаточная медицинская помощь повлекла за собой развитие кожного заболевания и ухудшение зрения.
--------------------------------
<*> Названия медицинских препаратов даны здесь в соответствии с классификацией лекарственных средств, принятых в Российской Федерации.
<**> Гепатотоксический препарат. который может повлечь поражение печени при приеме.
<***> То же.
23. Власти Российской Федерации представили медицинские документы заявителя из ИК-3 и тюремной больницы, которые подтверждали, что заявитель с того времени, как ему был поставлен диагноз "туберкулез", регулярно проходил обследования, и ему был предоставлен медицинский уход в соответствии с состоянием его здоровья. Список анализов, предоставленный властями Российской Федерации, включал регулярные рентгеновские обследования, дальнейшие клинические анализы и обследования у различных специалистов, включая фтизиатра, офтальмолога, хирурга и дерматолога, которые назначали необходимое лечение. Два рентгеновских обследования, проведенные в июне и ноябре 2004 г., показали "положительную динамику развития туберкулеза и рассеивание очагов туберкулеза". 25 июня 2004 г. заявитель был выписан из больницы с окончательным диагнозом "инфильтрационный туберкулез в верхней доле правого легкого в фазе рассеивания". Что касается паховой грыжи, которая была у заявителя с 1976 года, операция была рекомендована после полного излечения от туберкулеза.
II. Применимое национальное законодательство
24. Часть 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса от 8 января 1997 г. предусматривает минимальный стандарт жилой площади в 2 кв. м в исправительных колониях для осужденных-мужчин и 5 кв. м в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы.
III. Применимые международные документы
25. Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (ЕКПП) посетил Российскую Федерацию с 2 по 17 декабря 2001 г. В разделе своего доклада в адрес властей Российской Федерации (CPT/Inf(2003) 30), касающемся условий содержания под стражей в следственных изоляторах и процедуры обжалования, ЕКПП указал следующее:
"45. Следует, прежде всего, подчеркнуть, что ЕКПП с удовлетворением отметил прогресс в вопросе переполненности, представляющем большую проблему для российской пенитенциарной системы.
Когда ЕКПП посещал Российской Федерации в ноябре 1998 г., переполненность была отмечена в качестве наиболее важного и срочного вопроса, который нужно было разрешить уголовно-исполнительной системе...
ЕКПП приветствует меры, предпринятые в последние годы властями Российской Федерации для разрешения проблемы переполненности... Тем не менее информация, собранная делегатами ЕКПП, свидетельствует о том, что еще многое нужно сделать. В частности, переполненность все еще широко распространена, а режимные мероприятия развиты слабо. В этом отношении ЕКПП повторяет свои рекомендации, сделанные в предыдущих докладах (см. § 25 и 30 Доклада по итогам визита 1998 года, CPT (99) 26; § 48 и 50 Доклада по итогам визита 1999 года, CPT (2000) 7; § 52 Доклада по итогам визита 2000 года, CPT (2001) 2)...
46. Во время посещения 2001 года делегация ЕКПП также отметила, что в посещавшихся регионах обеспечивалась регулярная поставка противотуберкулезных средств в достаточных количествах. Это еще одно важное достижение...
92....Почти не поступало жалоб на качество и количество питания. Заключенные с туберкулезом и ВИЧ-положительные заключенные пользовались специальной диетой, включая молоко и маргарин, которая была им предписана. Тем не менее проверка пищевых складов врачом-делегатом обнаружила, что заключенные редко потребляют мясо. Кроме того, уровень белков в пище заключенных был слишком мал...
ЕКПП рекомендует:
- необходимо приложить усилия для того, чтобы снизить степень использования спальных помещений с наиболее стесненными условиями... в частности, посредством распределения заключенных между отрядами; как уже было указано (см. для сравнения § 53 Доклада по итогам периодического визита в 1999 году, CPT (2000) 7), целью должно стать обеспечение каждому заключенному как минимум 4 кв. м жилого пространства...
Право
I. Предполагаемое нарушение статьи 3 Конвенции
в части условий содержания заявителя
26. Заявитель жаловался на то, что неудовлетворительные условия его содержания под стражей в исправительной колонии ИК-3 и в тюремной больнице ЯМ-401/Б были бесчеловечными и унижающими достоинство и нарушали статью 3 Конвенции, которая предусматривает:
"Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство
Читайте также