Постановление фас волго-вятского округа от 06.05.2002 n а31-1400/9 покупатель правомерно снизил стоимость полученного товара по результатам приемки в соответствии с требованиями контракта и техническими условиями, следовательно, основания для привлечения истца к ответственности за нарушение таможенных правил отсутствуют.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
(определений, постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 6 мая 2002 года Дело N А31-1400/9

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Базилевой Т.В., судей: Башевой Н.Ю., Масловой О.П., при участии представителей истца - Маклакова Е.В. (доверенность от 06.02.02 N 015), ответчика - Гаевого Д.Д. (доверенность от 29.01.02 N 226), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Костромской таможни на решение от 21.02.02 по делу N А31-1400/9 Арбитражного суда Костромской области (судьи: Калиберда А.И., Данченко А.А., Зиновьев А.В.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Костромская лесопромышленная компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Костромской таможне о признании недействительными постановления от 13.02.01 по делу о нарушении таможенных правил N 12900-96/00 и постановления от 13.02.01 по делу о нарушении таможенных правил N 12900-107/00 о привлечении Общества к ответственности по статье 273 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Решением от 21.02.02 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с выводами суда, Костромская таможня обжаловала принятое решение в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа со ссылкой на неправильное применение статьи 98, пункта 6 статьи 231, статей 273 и 296 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", Инструкции Центрального банка Российской Федерации N 86-И и Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 01-23/26541 от 13.10.99 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". В связи с этим заявитель просит отменить судебный акт, отказать в удовлетворении иска.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Правильность применения Арбитражным судом Костромской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Костромская лесопромышленная компания" заключило 10.11.99 с компанией Stora Enso Oyj (Финляндия, далее - инофирма) контракты N 09365 на поставку балансов березовых на сумму 3025000 ЕВРО и N 09366 на поставку свежезаготовленных еловых балансов на сумму 225000 ЕВРО.
В грузовых таможенных декларациях предварительная оценка березовых и еловых балансов, поставленных в адрес инофирмы, составила соответственно 58444 ЕВРО и 27503 ЕВРО. После пересчета объемов поставленной продукции и оценки ее качества объемы березовых и еловых балансов, оказались меньше указанных в сопроводительных документах и покупатель перечислил на счет Общества в установленный 90-дневный срок валютную выручку не в полном объеме. Недопоступление составило по контракту N 09365 сумму 3333,3 ЕВРО, а по контракту N 09366 сумму 2744,4 ЕВРО.
Постановлениями Костромской таможни от 13.02.01 по делам о нарушении таможенных правил N 12900-96/00 и 12900-107/00 Общество признано совершившим нарушение таможенных правил в виде несоблюдения требований и условий таможенного режима экспорта, ответственность за которое предусмотрена статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации. На основании названной нормы к экспортеру применена ответственность: в размере 20 процентов стоимости товара, являющегося непосредственным объектом правонарушения по контракту N 09365 в сумме 17706 рублей 49 копеек; в размере 30 процентов стоимости товара, являющегося непосредственным объектом правонарушения по контракту N 09366 в сумме 22213 рублей 17 копеек.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями Костромской таможни, Общество обратилось в Центральное таможенное управление с жалобой, в которой просило отменить их. После получения отказа, указанные постановления таможенного органа Общество обжаловало в Арбитражный суд Костромской области.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, руководствовался статьями 98, 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок". При этом суд учел, что иностранный контрагент в соответствии с контрактами производил оплату полученной древесины по результатам приемки в пункте назначения с участием независимой экспертной организации.
Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены решения по делу, исходя из следующего.
Согласно статье 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, статье 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок", Инструкции Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета от 12.10.93 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" незачисление валютной выручки является нарушением таможенного режима экспорта, ответственность за которое предусмотрена статьей 273 Таможенного кодекса Российской Федерации. В указанной статье установлено, что неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими влекут за собой применение мер ответственности в виде наложения штрафа в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва.
Всесторонне и полно исследовав и оценив представленные по делу доказательства, Арбитражный суд Костромской области установил, что валютная выручка получена Обществом не в полном объеме. Вместе с этим в контрактах от 10.11.99 N 09365 и 09366, предусмотрено, что приемка товара должна соответствовать техническим условиям ТУ 13-2-15-99, а продукция оплачиваться по результатам измерения объема и проверки качества в пункте назначения. Технические условия 13-2-15-99 "Свежие еловые балансы, поставляемые в Финляндию" введены в действие с 01.09.99. Во исполнение требований контракта и технических условий иностранный покупатель оплатил полученный товар по результатам приемки.
Возможность уменьшения покупателем стоимости полученного товара вытекает также из содержания раздела III Конвенции ООН "О договорах международной купли - продажи товаров", заключенной в городе Вене 11.04.80. При таких обстоятельствах Арбитражный суд Костромской области сделал правильный вывод об обоснованности неполучения Обществом валютной выручки и признал постановления от 13.02.01 Костромской таможни по делам о нарушении таможенных правил N 12900-96/00 и 12900-107/00 недействительными, не допустив нарушения норм материального и процессуального права.
Следует также отметить, что Костромская таможня вопреки требованиям статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала недостоверности приемных документов, составленных в пункте назначения, представленных в дело.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, так как заявитель в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.02 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-1400/9 оставить без изменения, а кассационную жалобу Костромской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
БАЗИЛЕВА Т.В.
Судьи
БАШЕВА Н.Ю.
МАСЛОВА О.П.

Судебная практика (Волговятский регион) »
Читайте также