Постановление фас волго-вятского округа от 12.11.2001 n а79-2567/01-ск1-2209 представление о нецелевом использовании бюджетных средств не является ненормативным актом, а следовательно, не подлежит обжалованию в арбитражном суде.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции
по проверке
законности и
обоснованности решений
(определений,
постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 12 ноября 2001
года Дело N А79-2567/01-СК1-2209
Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского округа в
составе: председательствующего Масловой
О.П., судей: Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей истца
Огадяровой З.П. - доверенность от 06.11.2001 N 08-19,
Свеклова В.В. доверенность от 03.01.2001 N 08-14/01,
рассмотрев в заседании кассационную жалобу
Контрольно - ревизионного управления
Министерства финансов Российской
Федерации в Чувашской Республике (г.
Чебоксары) на решение от 19.07.2001 и
постановление апелляционной инстанции от
11.09.2001 по делу N А79-2567/01-СК1-2209 Арбитражного
суда Чувашской Республики, судьи: Степанова
В.М., Кудряшов В.Н., Дроздов Н.В., Петрова С.М.,
Кириллова М.Н., Михайлов
А.Т.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по
городу Новочебоксарску обратилась в
Арбитражный суд Чувашской Республики с
иском к Контрольно - ревизионному
управлению Министерства финансов
Российской Федерации в Чувашской
Республике и Управлению федерального
казначейства Министерства финансов
Российской Федерации по Чувашской
Республике о признании недействительными
представления от 04.06.2001 N 02-19/884 и уведомления
от 01.06.2001 N 09.
Решением от 19.07.2001 иск
удовлетворен.
Постановлением
апелляционной инстанции от 11.09.2001 решение
изменено. В части признания
недействительным представления от 04.06.2001 N
02-19/884 производство по делу прекращено. В
остальной части решение оставлено без
изменения.
Обратившись с кассационной
жалобой в Федеральный арбитражный суд
Волго - Вятского округа, Контрольно -
ревизионное управление Министерства
финансов Российской Федерации в Чувашской
Республике просит решение и постановление
в части удовлетворения иска отменить по
мотивам неправильного применения норм
материального права.
Заявитель считает,
что Арбитражный суд Чувашской Республики
неверно оценил доказательства и пришел к
неправильному выводу об отсутствии фактов
нецелевого использования средств
федерального бюджета, доказанных актом
ревизии от 25.05.2001.
Представители
Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по городу
Новочебоксарску в отзыве на кассационную
жалобу и в судебном заседании против
доводов заявителя возразили, указав на
законность судебных актов в обжалуемой
части. Вместе с тем, по мнению налогового
органа, у суда апелляционной инстанции
отсутствовали основания для прекращения
производства по делу в части признания
недействительным представления Контрольно
- ревизионного управления Министерства
финансов Российской Федерации в Чувашской
Республике от 04.06.2001 N 02-19/884.
Контрольно -
ревизионное управление Министерства
финансов Российской Федерации в Чувашской
Республике и Управление федерального
казначейства Министерства финансов
Российской Федерации по Чувашской
Республике, надлежащим образом извещенные
о времени и месте рассмотрения
кассационной жалобы, в судебное заседание
своих представителей не направили, в связи
с чем дело рассмотрено без их участия.
В
судебном заседании объявлялся перерыв в
соответствии с частью 3 статьи 117
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.
Правильность
применения Арбитражным судом Чувашской
Республики норм материального и
процессуального права проверена
Федеральным арбитражным судом Волго -
Вятского округа в порядке, установленном
статьями 171, 174 Арбитражного
процессуального кодекса Российской
Федерации.
Как следует из материалов
дела, Контрольно - ревизионным управлением
Министерства финансов Российской
Федерации в Чувашской Республике проведена
плановая ревизия целевого использования
средств федерального бюджета, средств
внебюджетных источников, доходов от
предпринимательской и иной, приносящей
доход, деятельности в Инспекции
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Новочебоксарску
за период с 01.02.99 по 31.12.2000. В ходе ревизии
установлено, что в нарушение пункта 2 статьи
163 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
приказов Министерства финансов Российской
Федерации "О порядке введения в действие
приказа Минфина России "Об утверждении
Указаний о порядке применения бюджетной
классификации Российской Федерации" от
25.05.99 N 38н, от 23.07.99 N 48н, "Об утверждении
Инструкции о годовой, квартальной и
месячной бухгалтерской отчетности
бюджетных учреждений и иных организаций,
получающих финансирование из бюджета в
соответствии с бюджетной росписью" от 15.06.2000
N 54н и пункта 4 Порядка исполнения сводной
бюджетной росписи федерального бюджета на
2000 год, утвержденного приказом
Министерства финансов Российской
Федерации от 19.06.2000 N 55н, инспекцией допущено
нецелевое использование средств
федерального бюджета в соответствии с
бюджетной классификацией в общей сумме 29272
рубля.
В частности, по мнению
проверяющих, нецелевое использование
выразилось:
- в использовании средств,
выделенных из федерального бюджета по
разделу 01 "Государственное управление и
местное самоуправление", подразделу 04
"Деятельность финансовых и налоговых
органов", целевой статье 038 "Территориальные
органы", виду расходов 027 "Денежное
содержание аппарата" элементам расходов
(подкодам) экономической классификации 110111
"Основной оклад гражданских служащих" в
сумме 14717 рублей и 110115 "Оплата ежегодных
отпусков гражданских служащих" в сумме 9983
рублей на выплаты надбавок к заработной
плате и премий, которые должны
производиться за счет средств, выделенных
по элементу расхода (подкоду) 110112 "Надбавка
к заработной плате, дополнительная оплата
труда, прочие денежные выплаты гражданских
служащих";
- в использовании средств,
выделенных из федерального бюджета по
разделу 31 "Целевые бюджетные фонды",
подразделу 03 "Федеральный фонд
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам и Федеральной службы
налоговой полиции России", целевой статье 520
"Расходы за счет целевого фонда,
консолидируемого в бюджете", виду расходов
397 "Прочие расходы, не отнесенные к другим
видам расходов" по элементам расходов
(подкодам) экономической классификации 110111
"Основной оклад гражданских служащих" в
сумме 2599 рублей и 110115 "Оплата ежегодных
отпусков" в сумме 1973 рублей на выплаты
надбавок к заработной плате и материальной
помощи, которые должны производиться за
счет средств, выделенных по подкоду 110112
"Надбавка к заработной плате,
дополнительная оплата труда, прочие
денежные выплаты гражданских служащих".
Результаты ревизии оформлены актом от
25.05.2001.
На основании данного акта 04.06.2001
Контрольно - ревизионным управлением
Министерства финансов Российской
Федерации в Чувашской Республике вынесено
представление N 02-19/884, в котором инспекции
предложено перечислить сумму нецелевого
использования средств федерального
бюджета (29272 рубля) и штрафные санкции по ней
в доход федерального бюджета.
Уведомлением от 01.06.2001 N 09 Управление
федерального казначейства Министерства
финансов Российской Федерации по Чувашской
Республике уведомило Управление
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Чувашской Республике,
Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам и Контрольно - ревизионное
управление Министерства финансов
Российской Федерации в Чувашской
Республике о том, что на основании акта
ревизии от 25.05.2001 средства, использованные
не по целевому назначению Инспекцией по
городу Новочебоксарску, подлежат зачету в
счет последующего финансирования в
соответствии с бюджетной классификацией
Российской Федерации.
Не согласившись с
представлением и уведомлением, Инспекция
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Новочебоксарску
обжаловала их в арбитражный суд.
Принимая решение о частичном
удовлетворении иска, Арбитражный суд
Чувашской Республики руководствовался
статьей 289 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, письмом Министерства финансов
Российской Федерации от 16.04.96 N 3-А-2-02 "О
нецелевом использовании средств,
выделенных из федерального бюджета". Суд
посчитал, что поскольку перераспределение
денежных средств произведено с одного
элемента на другой элемент экономической
классификации внутри подстатьи 110110 кода
110100, то нет оснований для признания
использования спорной суммы не по целевому
назначению.
Прекращая производство по
делу в части признания представления
недействительным, арбитражный суд
апелляционной инстанции исходил из того,
что данный документ не является
ненормативным актом, поэтому не подлежит
обжалованию в арбитражном суде.
Рассмотрев кассационную жалобу,
Федеральный арбитражный суд Волго -
Вятского округа не находит оснований для ее
удовлетворения.
В соответствии со
статьей 289 Бюджетного кодекса Российской
Федерации нецелевое использование
бюджетных средств выражается в направлении
и использовании их на цели, не
соответствующие условиям получения
указанных средств, определенным
утвержденным бюджетом, бюджетной росписью,
уведомлением о бюджетных ассигнованиях,
сметой доходов и расходов либо иным
правовым основанием их получения.
Письмом Министерства финансов Российской
Федерации от 16.04.96 N 3-А-2-02 "О нецелевом
использовании средств, выделенных из
федерального бюджета" предусмотрено, что в
учреждениях, предприятиях и организациях,
основная деятельность которых
финансируется за счет федерального
бюджета, нецелевым использованием
являются:
- использование средств на
цели, не предусмотренные сметой
расходов;
- расходование средств не по
коду экономической классификации, по
которому произведено финансирование
(перераспределение средств с одного кода на
другой).
Согласно Указаниям о порядке
применения бюджетной классификации
Российской Федерации, утвержденным
приказом Министерства финансов России от
25.05.99 N 38Н, в подстатью 110110 "Оплата труда
государственных служащих" включаются
следующие элементы расходов: основной
оклад гражданских служащих (110111), надбавки к
заработной плате гражданских служащих
(110112), дополнительная оплата гражданских
служащих (110113), прочие денежные выплаты
гражданским служащим (110114), оплата
ежегодных отпусков гражданских служащих
(110115).
При этом в соответствии с кодами
экономической классификации код 110100
"Оплата труда государственных служащих"
включает в себя следующие подстатьи: 110110
"Оплата труда гражданских служащих"; 110120
"Денежное довольствие военнослужащих", 110130
"Выходное пособие при увольнении", 110140
"Оплата труда внештатных сотрудников".
Арбитражный суд Чувашской Республики,
полно, всесторонне и объективно оценив
доказательства по делу, установил, что
средства бюджетного финансирования
использованы истцом на оплату труда в
пределах одного кода экономической
классификации (110100) с переброской с одного
элемента подстатьи (110110) на другой
элемент.
При таких обстоятельствах
Арбитражный суд Чувашской Республики
пришел к правильным выводам о том, что истец
не допустил нецелевого использования
средств федерального бюджета, то есть не
нарушил статью 289 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, и соответственно, у
Управления федерального казначейства
Министерства финансов Российской
Федерации по Чувашской Республике не было
правовых оснований для направления
уведомления от 01.06.2001 N 09 об изменении
финансирования истца.
Исходя из
изложенного уведомление правомерно
признано судом недействительным.
Что
касается прекращения производства по делу
в части признания представления от 04.01.2001 N 09
недействительным, то в этой части
постановление апелляционной инстанции
также является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального либо
процессуального права при принятии
постановления от 11.09.2001 Федеральным
арбитражным судом Волго - Вятского округа
не установлено, поэтому кассационная
жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании расходов по
кассационной жалобе не рассматривался в
связи с освобождением заявителя от уплаты
государственной пошлины на основании
пункта 3 статьи 5 Закона Российской
Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177
Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный
арбитражный суд Волго - Вятского
округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление
апелляционной инстанции от 11.09.2001 по делу N
А79-2567/01-СК1-2209 Арбитражного суда Чувашской
Республики оставить без изменения, а
кассационную жалобу Контрольно -
ревизионного управления Министерства
финансов Российской Федерации в Чувашской
Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с
момента его принятия и обжалованию не
подлежит.
Председательствующий
МАСЛОВА О.П.
Судьи
БЕРДНИКОВ О.Е.
ШУТИКОВА Т.В.